Цена на топливо без предела
Стоимость бензина в Иркутской области на этой неделе оказалась вновь в центре внимания. Согласно данным Иркутскстата, рост цен на бензин с 10 по 24 октября составил в среднем 2,6%. Больше всего подорожало дизельное топливо, меньше всего – бензин АИ-95. Между тем независимые операторы рынка нефтепродуктов закупают топливо в других регионах. Дефицит возник в связи с ремонтными работами на Ангарском НПЗ.
Стоимость литра бензина АИ-92 в среднем по Иркутску на сегодня составляет 28 рублей 58 копеек, в то время как неделю назад автовладельцы платили за литр АИ-92 28 руб. 50 коп. Как сообщило РИА IrkutskMedia, цена литра бензина марки АИ-92 стремится к 30 рублям: на заправках «Крайс Нефть» эта отметка уже может быть достигнута через несколько недель. Роснефть логично продолжает держать самые низкие цены на бензин, в относительных значениях самое маленькое повышение цен зарегистрировано на заправках «Крайс Нефть»: здесь цены повысились в среднем на 1,3%, цена на дизтопливо на заправках этой сети осталась прежней. На заправках Роснефти стоимость литра дизтоплива увеличилась на один рубль.
Ситуацией с бензином возмущены жители Братска. Как пишет городской портал Bratsk.org, литр бензина АИ-92 стоит в городе 29,10 руб. на заправках Роснефти, на 60 копеек дороже, чем в Иркутске. По наблюдениям братчан, бензин растёт в цене каждую неделю, последний скачок цен они зафиксировали неделю назад – на 40 копеек.
Неудачное планирование
Как отмечают эксперты, повышение цен наблюдается не только в Иркутской области, но и в целом по стране. На этой неделе в Петрозаводске состоялось совещание, на котором руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев связал повышение цен на бензин в стране в октябре с ремонтными работами на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах и колебаниями мировых цен на нефть. «Октябрь традиционно является месяцем повышенного спроса на бензин, из-за неудачного планирования несколько крупных заводов в момент высшего пика спроса были выведены в ремонт, что совершено недопустимо», – цитировали главу ФАС федеральные СМИ.
По данным Росстата, средняя цена бензина в России по состоянию на 15 октября составляла 28,63 рубля за литр против 28,47 рубля на 8 октября, сообщило РИА «Новости». Средняя цена на дизельное топливо повысилась до 29,12 рубля с 29,01 рубля за литр. По данным Росстата, увеличение средних цен на бензин было отмечено
в 69 центрах субъектов Российской Федерации, в том числе в Иркутске – на 2,3-3,0%. Однако в 13 центрах субъектов Российской Федерации цены на бензин автомобильный остались на уровне предыдущей недели. Удешевление бензина на 0,1% зафиксировано в Курске.
Вынужденная мера
Иркутские трейдеры в очередной раз, повысив розничные цены на бензин, заявили: вынуждены пойти на такие меры из-за проблем с закупкой топлива у оптовика – ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» (АНХК), входит в структуру Роснефти. Однако, как пояснил «Сибирскому энергетику» заместитель генерального директора АНХК Евгений Ставицкий, в настоящее время на предприятии действительно проводится ремонт двух установок первичной и вторичной переработки. «Но о предстоящей ремонтной кампании мы предупреждали всех участников рынка заблаговременно, ещё в августе прошлого года, также и все органы власти, – утверждает Ставицкий. – Такой ремонт мы проводим ежегодно с середины сентября и до середины октября. Но в этом году мы начали его немного позже, с 20 чисел. Сроки были затянуты из-за ремонта на другом ангарском предприятии. Но сейчас плановый ремонт завершается, уже в ближайшее время объём производства нефтепродуктов будет восстановлен».
В компании «Иркутскнефтепродукт» (также принадлежит компании «Роснефть»), заявили, что не испытывают никакого дефицита топлива. «Мы заранее знали о ремонте и поэтому запаслись достаточным объёмом топлива, заполнили все имеющиеся резервуары, – отметили в пресс-службе «Иркутскнефтепродукт». – Другие трейдеры имели такую же возможность».
Как рассказал «Сибирскому энергетику» коммерческий директор ООО «Парламент А» («Омни») Денис Писаревский, в настоящее время приходится покупать топливо в других регионах. «Сейчас мы возим нефтепродукты Уфинского, Омского, Ачинского заводов, но с доставкой топливо получается дороже, чем покупать в Ангарске, из-за высокого железнодорожного тарифа». По его словам, по этой причине в компании были вынуждены поднимать розничные цены.
По его мнению, причина дефицита топлива кроется не только в ремонтных работах на НПЗ. «В целом ситуация складывается ещё с начала года, и она свойственна не только для Приангарья, но и для других регионов страны, где наблюдается дефицит топлива. Это связано с ростом потребления бензина, при этом новых мощностей на перерабатывающих заводах не вводится.
«Нельзя утверждать, что проблема носит сезонный характер, – отметил Писаревский. – Причина не только в том, что многие нефтеперерабатывающие заводы встали на ремонтные работы, это лишь усугубляет ситуацию. Дефицит топлива возникает и в другие периоды. А повышение цен на бензин в рознице оправдывается повышением оптовых цен».