«Тяжело залетают и вылетают»
Местное авиасообщение ждёт дотаций
Федеральное казённое предприятие (ФКП) «Аэропорты Восточной Сибири» может быть создано в 2013 году. Структура объединит объекты в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье. В Приангарье первыми в ФКП войдут аэропорты Нижнеудинска, Ербогачёна, Киренска и Мамы, которые смогут получить федеральное финансирование. Параллельно в регионе намерены восстановить работу аэровокзалов в Усть-Илимске, Железногорске и Казачинском (два последних готовы отправить первые рейсы уже в декабре). Впрочем, считают транспортники, развивать региональную сетку полётов не получится без бюджетных дотаций: только так можно удержать стоимость билета на «приемлемом» уровне в пять-семь тысяч рублей.
Решение сверху
«Мы бы хотели объединить Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край с точки зрения аэропортового хозяйства и налаживания постоянного авиасообщения внутри регионов и между ними», – сообщил министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Евгений Селедцов на координационном совещании по развитию транспорта. Соответствующее предложение в начале октября главы трёх регионов направили в Минтранс РФ. Своим обращением инициативу поддержал и полномочный представитель президента в СФО Виктор Толоконский.
«На прошлой неделе я был в Москве в рабочей командировке, в которой проговаривался вопрос с представителями Минтранса и Рос-авиации о необходимости создать ФКП в кратчайшие сроки. Готовность к этому есть», – заверил Селедцов. Его слова подтвердил руководитель Восточно-Сибирского территориального управления воздушного транспорта (Росавиация) Артур Сулейменов, который отметил, что все документы имеются, остаётся лишь дождаться постановления правительства РФ о создании «Аэропортов Восточной Сибири». «Как только оно будет принято, мы готовы на территории Иркутской области создать ФКП с включением всех аэропортов региона», – сказал он.
Впрочем, признал Евгений Селедцов, основная проблема в том, что «федеральный бюджет на 2013–2015 годы не предусматривает бюджетные ассигнования на создание ФКП». «Мы эту ситуацию сейчас пытаемся решить, чтобы внести изменения в федеральный бюджет и начать процедуру создания ФКП, – отметил министр. – Нам это важно, поскольку ФКП даст возможность аэропортам получать федеральное финансирование на развитие и поддержание их в технически исправном состоянии».
Вопрос собственности
Базироваться ФКП будет прежде всего в аэропортах, где всё имущество (взлётно-посадочная полоса и аэровокзал) находится в федеральной собственности, подчеркнул Селедцов. Артур Сулейменов добавил, что с этой точки зрения «идеально подходит» аэропорт в Забайкалье – Чара. «Кроме того, в Якутии готовится аэропорт в Краснокаменске. Неплохая развязка с Иркутском, кстати», – отметил глава управления Росавиации.
Препятствий для вхождения в ФКП нет для аэровокзалов Нижнеудинска, Ербогачёна и Киренска, принадлежащих федеральному центру. В первоочередном списке на включение в ФКП в Иркутской области также Мама, в Бурятии – Таксимо и Нижнеангарск.
По словам Селедцова, ведутся переговоры с собственниками других комплексов о передаче аэропортов новому предприятию. Так, например, «есть подвижка по Братску»: владелец аэропорта ОАО «ВИМ-
АВИА Холдинг» готов передать здание вокзала в муниципальную или областную собственность. «Это огромный шаг и очень-очень важно для нас», – отметил Сулейменов. На каких условиях будут передавать ФКП объекты, он не уточнил. А Евгений Селедцов на вопрос «Конкурента» ответил, что «в каждом случае вопрос будет решаться индивидуально». Всего в ФКП, по ранее озвученному плану, должны войти 72 аэропорта.
Самолёты прибывают
Вместе с предприятием «Аэропорты Восточной Сибири» может появиться и единая региональная авиа-компания, рассказал Сулейменов. «Ведутся переговоры о приобретении Cessna Caravan и L-410. Если у нас эти самолёты появятся, то вопрос о возобновлении полётов между районами будет решён, – полагает он. – Этими вопросами мы сейчас занимаемся. Но всё идёт не так быстро, как мы бы хотели». Сроки поставки самолётов, как и создания самой авиакомпании, чиновники назвать затрудняются. «Всё в стадии осмысления и обсуждения. Вопрос не сегодняшнего дня», – заключил Селедцов. Перекликается ли проект с планами трёхлетней давности по созданию регионального авиаперевозчика, он уточнить не смог.
Несмотря на планы поставить в регион «цессну» и «элку», основную ставку в развитии региональной авиации транспортники всё же делают на новый самолёт Ан-148. Первые два воздушных судна для ОАО «АК «Ангара» прибудут в Иркутск 30 октября, ещё одно – спустя неделю. «На них мы возлагаем большие надежды с точки зрения развития сетки полётов, в том числе в близлежащие регионы и Азию. Возможности самолёта позволяют выполнять среднемагистральные рейсы», – отметил Селедцов. Гендиректор ОАО «АК «Ангара» Анатолий Юртаев рассказал, что перед эксплуатацией в Восточной Сибири суда специально готовили к местным условиям, к посадкам на грунтовые аэродромы (Бодайбо, Ленск, ряд других аэропортов в Якутии). Для этого разработчики самолёта с Украины специально проверили региональные аэропорты.
Ожидается, что с середины декабря «Ангара» начнёт выполнять рейсы на этих самолётах. Один будет летать на запад, в сторону Новосибирска и Мирного, один – на восток и север, а третий – на местных линиях (в Братск, Улан-Удэ) плюс страховать два первых судна. Ан-148 вмещают по 75 пассажиров. «По скорости и комфортности салона они ничем не уступают аэробусам. Даже кресла в салоне располагаются так же», – отметил Юртаев. По его словам, для полётов уже подготовлены шесть вторых пилотов, завершают обучение на Украине два командира. Кроме того, есть 35 человек технического персонала, прошедших стажировку в питерском Пулково (Ан-148 эксплуатирует АК «Россия», базирующаяся там). Сейчас «Ангара» готовит наземную инфраструктуру, модернизирует существующий центр техобслуживания под новые самолёты.
«Нужно куда-то садиться»
Тем не менее развитие полётов сдерживает даже не устаревший парк воздушных судов, а неподготовленная инфраструктура аэропортов, полагает Юртаев. «Мы, как перевозчик, уверены, что самолёты – вторичная тема, всё-таки им нужно куда-то регулярно и безопасно садиться», – отметил он. Артур Сулейменов подтвердил, что, например, состояние грунтовых полос в Бодайбо и Ербогачёне вызывает у него «большую озабоченность»: их можно в любой момент закрыть и строить новые, уже с искусственным покрытием.
Реконструировать нужно и ВПП Братского аэропорта: в 2013 году проект получит финансирование, сообщил Сулейменов. Дальнейшая эксплуатация его, в том числе на международных рейсах, потребует расширения аэровокзального комплекса. «19 октября из Братска вылетел первый рейс на Бангкок, увёз 223 пассажира. На ближайшие три рейса билетов нет. В перспективе рассматривается открытие рейсов из Братска в Турцию. Но для этого необходимо его модернизировать», – уверен Сулейменов.
В «горячей реализации», по мнению главы областного минтранса, находится восстановление аэропорта в Казачинском. Цены на рейс Иркутск – Казачинское сейчас находятся на утверждении Службы по тарифам. «Как только будет принято решение о дотировании рейса, начнутся полёты», – сказал представитель Росавиации. Кроме того, ожидается, что в декабре запустится ещё один аэропорт в Железногорске: оттуда будет организовано вертолётное сообщение с Братском. По восстановлению аэровокзала в Усть-Илимске, находящегося в муниципальной собственности, «тоже есть подвижки», отметил министр. Создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом. «Но там важна позиция группы «Илим», чьё участие предполагается в проекте. Если они будут участвовать, то всё реально к восстановлению в кратчайшие сроки, – сказал Евгений Селедцов. – В противном случае это вряд ли возможно, поскольку мы не видим инициативы снизу».
Насколько увеличится пассажиропоток на местных маршрутах в связи с новыми рейсами, Селедцов оценить не смог. «Мы хотим вернуться к советским показателям по уровню авиаперевозок. В абсолютных цифрах не готов сказать – мы ещё в стадии изучения и формирования маршрутной сети», – пояснил он. Однако отметил, что «люди потянутся», если «мы будем дотировать перевозки и цена билетов окажется доступной». По оценке транспортников, приемлемой «вилкой» можно считать пять-семь тысяч рублей за билет в одну сторону. В этом случае летать начнут пенсионеры и студенты, которые, по выражению одного из участников совещания, «сейчас у нас тяжело залетают и вылетают». И тогда можно ожидать роста потока в два раза. Объём субсидий для каждого маршрута будет определён отдельно, добавил Селедцов, но общую сумму, необходимую для компенсации перевозок по всем планируемым рейсам, не назвал.