Магистральные подвижки
Ситуация в дорожном хозяйстве региона сдвинулась с мёртвой точки
Состояние российских дорог давно стало притчей во языцех. Однако в последние годы к решению дорожных проблем приковано пристальное внимание и президента, и правительства, и местных органов власти. И, похоже, ситуация в дорожном хозяйстве сегодня сдвинулась с мёртвой точки.
По перевалу – с комфортом
В этом году управлению дорог «Прибайкалье» было выделено 5,3 млрд. рублей, из них два с лишним миллиарда на строительство, остальные – на содержание и ремонт дорог и искусственных сооружений. Уже сданы 10-километровый участок Голуметской развязки, капитально отремонтированный пятикилометровый участок в районе посёлка Тыреть, который соответствует второй технической категории и позволяет двигаться с расчётной скоростью 120 км в час. В октябре «Агродорспецстрой» сдаёт капитально отремонтированный 5-километровый участок в районе Нижнеудинска, а ЗАО « Дорожник» – 10-километровый участок в районе Тулуна. На завершающей стадии 10-километровый четвёртый пусковой комплекс в районе Нижнеудинска, который возводит «Братскдорстрой-1».
На прошлой неделе специалисты ООО «Наука – Транспорт» провели испытание капитально отремонтированного мостового перехода через Оку на 1626 километре трассы в Зиминском районе. Работы на нём ЗАО «Дорожник» и «Мостострой-9» выполняли 2,5 года, обошёлся объект в 850 млн. рублей, гарантийный срок эксплуатации – восемь лет. На данный момент мостовой переход готов, осталось домонтировать барьерное ограждение, отсыпать обочины, нанести горизонтальную разметку и сделать освещение. Габариты сооружения увеличены до 11,5 метра. До конца месяца будет завершено строительство эстакадного сооружения в посёлке Замзор Нижнеудинского района. Между Нижнеудинском и Тайшетом остаётся неотремонтированным 8-километровый участок дороги, им сейчас занимается ООО «Сибна», в следующем году он будет достроен.
Всего же гравийных разрывов между Нижнеудинском и Тулуном остаётся 23 километра. В июле ЗАО «Труд» приступило к их ликвидации на пятикилометровом участке в районе Тулуна, сдача в эксплуатацию запланирована на следующий год.
Заметны подвижки на переданной в эксплуатацию упрдор «Прибайкалье» дороге «Вилюй». На прошлой неделе состоялась сдача в эксплуатацию пятикилометрового участка в рай-оне посёлке Янталь. Районные власти дали высокую оценку работе генподрядной фирмы «Новые дороги».
– Дорога отличного качества, – отметил председатель госкомиссии, директор Братского филиала упрдор «Прибайкалье» Сергей Сунгатулин. – На следующий год наработана проектная документация ещё на 25 километров. От Братска до Усть-Кута, а это 225 км, будем приводить дорогу в надлежащий порядок.
В прошлом сезоне дорожники сделали девять километров капремонта от Иркутска до Шелехова, в этом произвели расширение пятикилометрового участка на горе Весёлой, сделали дополнительную полосу для большегрузных машин. Проект этот был рассчитан на два года, генподрядному ООО «РегионСпецСтрой» удалось выполнить его за сезон.
На трассе М-55 спроектирован обход «тёщиного языка» (44–57 км) с его недопустимыми, даже для дороги четвёртой категории, углами поворотов. Через год-два, по словам руководителя упрдор «Прибайкалье» Олега Шандрука, начнётся реализация проекта. В итоге получим дорогу второй технической категории, которая сэкономит пробег автотранспорта на 2,7 километра. Дальше в планах – обход серпантинов вокруг Култука.
Плюс дорожное освещение
Не менее насыщенным оказался уходящий год и для областных дорожников. В их планах значились несколько серьёзных объектов. Это реконструкция десятикилометрового участка дороги Баяндай – Еланцы – Хужир и Усть-Ордынский – Оса, ввод которых запланирован на конец октября. На первом участке закончены асфальтовые работы, идёт установка ограждений и дорожных знаков. Помимо этого начаты работы на следующем пятикилометровом участке, который будет введён в 2013 году. Оставшиеся 14 километров проектируются.
– Через два-три года от Иркутска до МРС будем ездить по асфальту, – заверяют руководители дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области. – Что касается дороги Усть-Ордынский – Оса, то на ней осталось уложить 1,6 километра верхнего слоя асфальтового покрытия, закончить работы по обустройству и остановочным пунктам.
Начаты работы по сдаточным объектам следующего года: Таксимо – Бодайбо (160–165 км) и Красноярово – Небель. Возобновлены работы также на дороге Тайшет – Чуна – Братск протяжённостью 60 км. «Распечатали» её в 2007 году, но из-за отсутствия финансирования стройка была приостановлена, нынче выделено 220 млн. рублей. Эта дорога – со щебёночно-гравийным покрытием, занимается объектом иркутская фирма «Агроспецстрой». Сдача первых пяти километров планируется в следующем году.
В прошлом году СПБ «Союзстрой» и РСП «Топка» приступили к капитальному ремонту двух пятикилометровых участков дороги Иркутск – Большое Голоустное, нынче работы продолжили. На проходящем вдоль посёлка Малое Голоустное тракте успели уложить асфальт. «Союзстрой» успешно справляется и с капитальным ремонтом мостового перехода через реку Сарма в Ольхонском районе. Вместо старого деревянного моста возводится двухпролётный железобетонный. Опоры уже стоят, приступили к монтажу балок. Сдача предстоит в следующем году. Дорожная служба Иркутской области ведёт также капитальный ремонт мостов на 157-м километре дороги Иркутск – Качуг и двух участков на трассе Качуг – Жигалово. В июле были приняты в эксплуатацию отремонтированные участки дороги Иркутск – Качуг – Захал.
Впервые занялись нынче содержанием дорожного освещения в населённых пунктах. На балансе дирекции сейчас 1000 светоточек. В настоящее время появилось нормальное освещение в населённых пунктах Александровского тракта, Листвянке, на участке Иркутск – Большое Голоустное. По предписанию ГИБДД до конца года будет установлено освещение в селе Бильчир, где частенько случаются ДТП. На 2013 год запланировано строительство линий освещения в МРС, Еланцах и Косой Степи.
Серьёзные подвижки произошли и с ремонтом дорог местного значения. До конца года планируется сдача объектов в Братском, Киренском, Усть-Илимском районах. Всего будет отремонтировано около 100 км в разных районах, ничего подобного не было до возрождения дорожного фонда.
В настоящее время идёт замена металлических ограждений на дороге Иркутск – Листвянка, Александровском тракте, асфальтового покрытия в Хомутово, Заларях, Усть-Куте, Звёздном, Анге, Бирюльках.
В 2013 году предполагается начать несколько крупных объектов, в том числе реконструкцию дороги Иркутск – Листвянка с расширением её до четырёх полос. Готовится также проект на реконструкцию паромной переправы и причальных сооружений в МРС, проект на строительство самоходного парома в Киренске и ряд других.
Контроль без перерыва
Требования к уровню строительства, ремонта и содержания дорог изначально закладываются в задание на проектирование того или иного объекта. Лаборатория инженерной геологии ОАО «Иркутскгипродорнии» в этой цепочке – первое, основополагающее звено. Именно здесь производится оценка прочностных и деформационных свойств грунтов, определение их состава, состояния, классификации, нормативных и расчётных характеристик.
Не так давно лаборатория инженерной геологии переехала в новое, построенное с учётом производственного процесса здание. На первом этаже разместился зал тяжёлого оборудования, где определяются физико-механические свойства грунта. Здесь любую пробу разберут на составляющие, изучат все её свойства.
На втором этаже разместились компрессионный и сдвиговой залы, где определяют характеристики прочности и деформируемости связных (глинистых) грунтов. В химической лаборатории определяется химический состав подземных и поверхностных вод на предмет использования их для затворения бетонных смесей, а также коррозионной активности грунтов по отношению к свинцу и алюминию. Третий этаж занимают залы по определению физических свойств грунтов. В ближайшее время здесь появится современный комплекс по автоматизированным системам испытаний в строительстве.
– Чем больше знают проектировщики о свойствах грунта на месте стройки, тем профессиональнее проект получат строительные и дорожные организации, – говорит главный инженер департамента инженерной подготовки объектов Дмитрий Ухов. – Без тщательных исследований грунтов, лежащих в фундаменте любого сооружения, невозможно построить качественно, на века.
Компания «Иркутскгипродорнии» ведёт надзор за объектами во время строительства и после его завершения. Если лаборатория инженерной геологии – начало начал, то строительная лаборатория итожит усилия и старания строительных, дорожных коллективов. Строительная лаборатория «Иркутскгипродорнии» является одной из крупнейших независимых аккредитованных лабораторий Сибири и Дальнего Востока. Здесь специалисты проводят комплексные лабораторные испытания строительных материалов, конструкций, отслеживают соблюдение технологических и нормативных требований подрядными организациями на всех этапах строитель-ства, своевременно исключая возможность применения материалов низкого качества, а также нарушения технологии, тем самым добиваются результатов, которыми можно гордиться, – качественно построенных объектов. Строительство – это завершающий этап длительного промежутка от начала проектирования объекта до возможности передать его для использования по назначению.
При осуществлении строительства объектов дорожной, промышленно-гражданской, нефтегазовой и других отраслей обязательный и один из главных участников – лабораторный контроль. Начальник строительной лаборатории департамента инженерного сопровождения строительства Евгений Курендов подчёркивает, что целью лабораторного контроля является как оценка качества применяемых материалов, изделий и законченных конструкций, так и обеспечение качества на всех этапах строительства и готовности объекта для ввода в эксплуатацию. В качестве примера можно привести строительство жилых комплексов «Крылатый», «Светлый», «Нижняя Лисиха», реконструкцию взлётно-посадочной полосы аэропорта «Иркутск», ремонт и реконструкцию улиц Лермонтова, Байкальской, Чапаева и других.
Кроме городских объектов, специалисты лаборатории привлекаются на строительство социальных объектов и автомобильных дорог в Красноярск, Якутск, Хабаровск, Абакан, федеральных дорог М-53 «Байкал», «Амур», «Лена», «Колыма», «Вилюй», на объекты ВЧНГ и Сургутнефтегаза.
– Имея опыт сотрудничества с подрядными организациями многих регионов, могу отметить, что качество, с которым выполняют объекты дорожники Иркутска и Иркутской области, находится на достаточно высоком уровне, – отмечает Евгений Курендов. – И мы будем делать всё возможное, чтобы совместными усилиями дороги стали надёжней и лучше.