Юрий Баранов: «Для хорошего сюжета детской книги нужен настоящий злодей»
По профессии директор Иркутского дома литераторов Юрий Баранов – военный лётчик, по призванию – писатель и художник, а в душе – настоящий сказочник. В канун торжеств, посвящённых событиям 1812 года, на суд маленьких иркутян он представил новую книжку «Иркутский драгун Лёшка, или Тайна Наполеона». О том, кто предложил написать ему на историческую тему, была ли у французского императора русская подруга и для кого проще писать – для детей или взрослых, Юрий Иванович рассказал нашему корреспонденту.
– Юрий Иванович, как появилась мысль написать книгу для детей о войне 1812 года?
– Должен выразить глубочайшую благодарность Сергею Иннокентьевичу Дубровину, который год назад позвонил мне и предложил эту идею. Я был очень обрадован: во-первых, потому что задача интересная. Во-вторых, потому что для её воплощения была выбрана моя персона.
Я считаю, что появление детской книги на эту тему адекватно запросам времени: ведь ребята практически не читают исторической литературы, предпочитают фэнтези. А это отвлечение от мира, в котором мы живём. Возможно, именно историческое произведение заставит ребёнка по-другому взглянуть на этот мир, почувствовать себя его частью. Чтобы это погружение было более глубоким, в 1812 год в моей книге отправляется современный мальчишка с ноутбуком. Ведь нынешние дети отличаются от предыдущих поколений – без средств коммуникации им уже неинтересно жить.
– Как шла работа над книгой?
– Я никогда не сажусь писать, прежде чем у меня полностью не сложится сюжет и я не буду знать первую и последнюю фразы произведения. В данном случае первое предложение было о кортике Наполеона. Копия такого кортика есть у меня дома: несколько лет назад супруга преподнесла мне этот сувенир, зная о моей любви к холодному оружию. Этот кортик, который так любят разглядывать мои внуки (а на одной стороне там изображён император в шлеме римского война, на другой – в лавровом венке), и стал катализатором произведения. Кстати, историкам до сих пор неизвестно, кем и при каких обстоятельствах Наполеону было подарено это оружие. Связанную с этим историю мне пришлось придумать.
Но одной истории о кортике для хорошего сюжета мало: нужен злодей. Противостояние с ним главных героев помогает «высветить» основную идею произведения, показать борьбу светлых и тёмных сил. Так появился посланец тамплиеров Босеан. Есть в книге и ещё одна героиня – Клавдия Ловская. Как утверждают историки, в каждой из завоёванных стран у французского императора была подруга, таким образом он укреплял свою власть над покорёнными территориями. Сохранилось только одно историческое произведение, где упоминается имя русской подруги Наполеона Клавдии Ловской. Однако сказать, существовала ли она на самом деле или всё это вымысел, пока никто не может. В моей книге Клавдия помогает главным героям украсть кортик у Наполеона, понимая, что от успеха этого предприятия зависит судьба её родной страны.
– Практически все ваши книги иллюстрирует художник Денис Серков. Вас с ним связывают дружеские или только профессиональные отношения?
– Денис молодой человек, ему около 30 лет, и в какой-то степени я чувствую свою ответственность за то, что втягиваю его в свои авантюры. Но одно могу сказать точно: его вкусу я доверяю. Кстати, по нашим совместным книгам можно проследить его рост: то, как совершенствуется рисунок, находятся новые выразительные средства. Денис очень чётко понимает, что нужно современным детям: они владеют компьютером, сотовыми телефонами, планшетами, у них другой «видеоряд». Его-то и использует художник в качестве иллюстраций. Хотя не всем эти иллюстрации нравятся: один очень почитаемый в Иркутске писатель назвал их «японскими анимашками», но я считаю, что это дело вкуса. Раз дети смотрят эти мультики, значит, они привыкли именно к этому «видеоряду». И в него можно встроить своё «лекарство» – понятия доброты, чести, верности. С детьми нужно говорить на одном языке, в том числе и изобразительном.
– Не возникало ли у вас трудностей с воспроизведением исторических деталей на иллюстрациях?
– Приступая к этому проекту с Денисом, мы отдавали себе отчёт в том, что рисунки должны быть достоверными. Здесь на помощь нам пришёл набор открыток «Мундиры русской армии 1812 года», который я купил ещё в 70-е годы. Там было также описание мундиров и вооружения иркутского драгунского полка.
– Кто помогает вам выпускать ваши книги, в том числе и вышедшую недавно?
– Издание книги «Иркутский драгун Лёшка, или Тайна Наполеона» профинансировал фонд «Духовное возрождение», который в течение нескольких лет возглавлял Сергей Иннокентьевич Дубровин. Сейчас его президентом является Вячеслав Михайлович Ежов. Кроме того, поддержку оказал депутат Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Курилов. Если говорить об остальных книгах, то все они увидели свет в сотрудничестве с моим постоянным издателем Александром Константиновичем Лаптевым. Я рад, что работаю с таким замечательным человеком, а он ещё и писатель прекрасный.
– Юрий Иванович, насколько я знаю, на написание книг вас вдохновляют ваши внуки. Сколько их у вас?
– Я уже четырежды дед. Первой в сказках появилась старшая внучка Таисия. Она названа так в честь моей мамы, ей уже исполнилось 14 лет. Когда была написана первая книга, Тасе было шесть. Кстати, именно тогда в классе её стали называть не Таей, Таечкой, а Тасей. Внучка очень гордится тем, что про неё написаны сказки.
У другой моей дочери – близнецы Вера и Савва, про них тоже есть сказки: «Кукушка с улицы Большой», «Стеклянный корабль», «Кошачьи истории». А сказка про младшего брата Таси, Степана, ещё впереди.
– Кем вам больше нравится быть – взрослым или детским писателем?
– На встречах ребята часто меня спрашивают: для кого труднее писать – для детей или взрослых? Я отвечаю: «Когда пишу для взрослых – работаю, а когда пишу для детей – я играю. И мне это очень нравится». Я получил восторженные отзывы от маленьких читателей на книгу «Иркутский драгун Лёшка, или Тайна Наполеона». По-
этому сейчас идёт разговор о продолжении. Оно будет называться «Шапка Мономаха, или Иркутцы в Париже». Книга будет рассказывать об истории иркутского гусарского полка, который возник после того, как в 1812 году были объединены иркутский драгунский полк и московский гусарский. Иркутский гусарский полк принимал участие в заграничных походах нашей армии, участвовал во многих сражениях, включая взятие Парижа. В этой истории ещё больше белых пятен. Но я уверен, будет интересно. Ведь в этом полку служили Александр Грибоедов, композитор Александр Алябьев, отец Льва Толстого Николай Ильич Толстой. Представляете, какие имена связаны с Иркутском!