Здоровый консерватизм
Люди отдали голоса не самым лучшим, а более привычным
«Всё само собой разумеющееся» – этой фразой главы облизбиркома Виктора Игнатенко можно охарактеризовать выборы 14 октября. На выборном поле установились нелегальные правила, которые легко усвоены всеми участниками. Бюджетное население привыкло подзаработать тысчонку-другую на очередных выборах, агитируя за того, кто платит. Голоса тех, кому не удалось попасть в обойму выборной кампании, привлекают лотереями и бутылками водки. «Единая Россия» использует практику «объявления павианов домашними животными»: лидеры голосования, шедшие не от партии, сами легко соглашаются перейти после победы под флаг голубого медведя. Всё напоминает известную песню: «Фанаты прутся, кое-кто кричит «Отстой!», но все приходят жрать попкорн на фильм второй».
По воле населения
Средняя явка на этих выборах составила 35,11%, она немного ниже, чем в предыдущие муниципальные выборы, но не сильно. В целом по стране, как отмечает Виктор Игнатенко, идёт снижение явки. Есть в России города, где на выборы пришли 10–12% избирателей. Норма для такого сорта выборов в Иркутской области – 35–38%. Вероятно, в воскресенье помешал ещё и обильный снегопад. Участники выборной кампании говорят: больше всего, как обычно, оказалось сознательных пенсионеров. Они-то, очевидно, картинку и дали – около 50% глав МО подтвердили свои полномочия. Если брать сельские поселения, то большинство глав муниципальных образований – это представители «Единой России». К примеру, в Иркутском районе 12 глав избрано от «ЕР», в Зиминском – шесть. Стоит отметить, что партия власти была самой активной по выдвижению на выборах. Вторая по числу «политическая партия» – самовыдвиженцы, заметил Виктор Игнатенко. Из всех избранных депутатов 50,4% – это партия власти, 7,5% – коммунисты, 1,95% – соколы Жириновского, 0,9% – «эсэры», 40,1% – самовыдвиженцы.
26 сообщений из Иркутской области зафиксировано на интернет-карте нарушений ассоциации «Голос» в день голосования. Практически все – из Ангарска. «Из иномарки с номером у609ус за три часа до окончания голосования раздавали агитационные листовки за кандидата. Составлена жалоба, приняты меры, но сотрудникам полиции не удалось задержать этот автомобиль», – жалуются граждане. «Автомобиль к188сс «Хонда Цивик» серая катается по посёлку Китой и агитирует за кандидата на пост главы Жукова. Полиция уже в курсе. Может ездить и по другим районам города». «На сайте [исключено. – Авт.] рекламируется розыгрыш призов для тех, кто проголосует. Самого розыгрыша нет». «УИК № 118, 127, 130. Социальные органы Ангарской администрации проводят лотерею, главный приз – автомобиль. Стоят молодые девушки и парни и раздают билеты». Сообщений о лотерее особенно много, посетители сайта называют в качестве организаторов конкретный орган администрации Ангарска и одно из предприятий, производящее хлебные изделия.
Однако официальные органы, контролирующие такие вещи, уже выработали свой безотказный подход к интернет-жалобам. «То, что «Голос» выставляет на карте, – это не нарушения, а сигналы о нарушениях, – сказал в понедельник на пресс-конференции Виктор Игнатенко. – Часть из них действительно подтверждалась. То, что они мне посылали электронной почтой, я отписывал, проверяли. Часть направлялась в ОВД». Игнатенко сообщил, что жалоба по лотерее обрела свои очертания и на бумаге: коллектив депутатов обратился с письмом в ТИК о незаконной лотерее и незаконной агитации на телекомпании «Актис». Облизбирком направил эту жалобу для проверки в МВД. В целом же глава облизбиркома закрыл тему жалоб одной фразой: «У нас нет информации о нарушениях, которые бы ставили под сомнение волеизъявление избирателей». И дело не в том, что есть юридические нормы признания жалоб необоснованными. Дело в том, что не только кандидаты, но и население в массе не заинтересовано в движении таких жалоб. Когда бюджетники, как в Слюдянском районе, к примеру, своими кошельками включены в агитационную кампанию, трудно предположить, что всё творящееся – это против воли населения. Жители Иркутского района охотно делятся сообщениями, «как машину водки подогнали, мужики туда ныряли». Все знают: дойдёт дело до официального дознания – водка испарится.
«Люди начали с омерзением смотреть на всё»
«Горячие точки» нынешних выборов – Слюдянский район и Ангарск – дали населению на ближайшие годы двух лидеров. Андрей Должиков в Слюдянском районе подтвердил свои полномочия с 57,76%, а в Ангарске эпопея с двумя единороссами – Сергеем Петровым и Владимиром Жуковым – завершилась победой Жукова – 43,56%. Коммунисты, ранее лидировавшие по популярности у населения Ангарска, теперь потерпели провал. Кандидат в мэры Сергей Бренюк оказался лишь третьим, уступив Жукову и Петрову. Не удалось сделать эффективный «марш-бросок» и в Думу Ангарска, где получилась сборная солянка из пяти политических партий. Пять человек представляют «ЕР», три – КПРФ, один – ЛДПР, один – «Яблоко», четыре – «Патриоты России», 11 – самовыдвиженцы. Сергей Бренюк свой проигрыш объясняет так: «С одной стороны, выборы были очень грязные, люди начали с омерзением смотреть на всё, что происходит. Часто на вопрос «А вы пойдёте на выборы?» нашим агитаторам приходилось слышать: «Да пошёл ты…». Я считаю, что сработал принцип «здорового консерватизма»: выбрали Жукова в надежде, что он плохой, но зато с ним хуже уже не будет». Сам Владимир Жуков заявил «Конкуренту», что не считает победу личной. «Мы с 2005 года выселяли из города команду, которая работала не на благо города, и выселили наконец», – заявил он.
Слова, вынесенные «Конкурентом» в заголовок газеты недельной давности «Кто победит, тот и будет от «Единой России», оказались пророческими. Напомним, что после снятия с предвыборной гонки в Ангарске кандидата от «ЕР» Андрея Истомина партия должна была определиться между Петровым и Жуковым. До 14 октября так ничего и не стало известно. А в понедельник, 15 октября, на пресс-конференции заместитель руководителя исполкома ИРО «ЕР» Алексей Козюра заявил, что в Ангарске победил кандидат от «ЕР», которого выбрал местный политсовет. Жуков в телефонном интервью «Конкуренту» сообщил: «Разногласий никаких не было. Меня действительно поддержал местный политсовет». Думается, что аналогичная история была бы и в случае, если бы пальма первенства досталась Сергею Петрову. Теперь предстоит определиться, как быть с главой Ангарского района. Ведь Дума района в массе неподконтрольна Владимиру Жукову. А это означает, что выборы нового мэра (он избирается из числа депутатов) могут стать проблемой. «Конкуренту» Жуков заявил, что пока и.о. главы остаётся его соратник Светлана Кажаева. Возможно, такая ситуация сохранится надолго. Сергей Бренюк не исключает варианта роспуска Думы.
«Тут у нас и грабёж и изнасилование»
«Ни один судимый у нас в числе избранных на сегодняшний день не значится», – говорит Виктор Игнатенко. Хотелось добавить: «У них всё впереди». Складывающаяся на выборах система «покупатель-продавец», которая выносится на контроль лишь в форме «сообщений о нарушениях», проходящих где-то какие-то проверки, вызывает даже сочувствие к 37 судимым, которых на выборы ну никак не допустили. Людям, имеющим тяжкие судимости, путь во власть закрыт намертво. 31 судимый на этих выборах сам согласился сняться, двоих пришлось уговаривать через суд. У кандидата в одном из поселений Заларинского района было 13 судимостей. «Я фамилий называть не буду, но тут у нас и грабёж, и изнасилование, и превышение должностных полномочий, и хулиганство, и неправомерное завладение автомобилем…» – перечислил Виктор Игнатенко. В общем, похожий «букет» можно найти в делах ныне судимых мэров. Конечно, человеку обидно, что только из-за того, что помошенничал раньше, чем сел в кресло мэра, теперь он поражён в правах. Виктор Игнатенко говорит: кто-то даже заявил, что это «неконституционно». «Ну, пусть обращаются в Конституционный суд РФ», – меланхолично отметил глава облизбиркома. Судимых выдвигали, кстати, КПРФ, «Яблоко», ЛДПР и «Единая Россия».