Дорожная служба: уверенность в пути
Транспортная инфраструктура Иркутской области может выйти на новый уровень развития. Но для этого необходимо как можно быстрее приступить к реконструкции и капитальному ремонту автодорог. Десятилетие, когда эти работы практически не финансировались, не прошло даром: магистрали начали стремительно разрушаться. Об этом в ходе интервью нашей газете сообщил генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ДСИО) Андрей Кайдаш. Ещё один важный момент – инвестиции в инфраструктуру. 29 асфальтобетонных заводов, которыми располагает ДСИО, нуждаются в модернизации. «Понимание необходимости решения этих вопросов в правительстве Иркутской области есть. И это самое главное, – говорит Андрей Кайдаш. – Я не сомневаюсь, что Дорожная служба справится с всё возрастающими задачами. Ведь за прошедший год компания стала более управляемой, понятной. Увеличилось число заключённых контрактов и улучшились финансовые показатели. Так называемая «болезнь роста» пройдена нами благополучно».
«Число наших контрактов увеличилось в 2,6 раза»
– Андрей Анатольевич, когда мы беседовали с вами год назад, накануне Дня дорожника, вы сказали, что готовитесь к марафонскому забегу, который предстоит в 2012 году. Как вы оцениваете итоги года? Что удалось сделать, что не удалось?
– Многими результатами я доволен. Важным считаю то, что поставленные задачи выполняются: служба становится более понятной, прозрачной и управляемой. В нынешнем году нам удалось ещё в большей мере внедрить систему автоматизированного учёта 1С:Босс, сейчас идёт подключение к ней конкретных блоков. Все операции проводятся через банковскую систему, а актуальная информация каждый день вносится в специальную программу на сервер управления. Мы повысили контроль за движением техники и расходованием дизельного топлива. На сегодняшний день более 550 машин и техники оборудовано GPS-навигаторами. Программа «Инфо-сити» позволяет нам оперативно контролировать процессы.
В 2012 году Дорожная служба вышла на новый уровень логистики: нам удалось заготовить больше инертных материалов, распределить и вовремя доставить их в филиалы. Структура ДСИО пополнилась новыми подразделениями: возрождён мостостроительный отряд, теперь у нас есть возможность ремонтировать своими силами мосты – а их у нас более 1200. Создан проектно-изыскательский отдел, производственная служба, а значит, нам по плечу более сложные задачи по ремонту автодорог и мостов.
Производительность труда увеличилась в полтора раза по сравнению с предыдущим годом, в то время как число работающих осталось прежним. Это значит, что служба показывает совершенно другую эффективность. Мы справились с большим количеством контрактов: если в прошлом году их было 86, то в нынешнем уже 230. Официальные итоги сезона мы подведём к началу ноября, но уже сейчас очевидно, что многие показатели будут лучше, чем в 2011 году.
Так, мы рассчитываем на существенное увеличение прибыли по EBITDA. Это – прибыль предприятия за вычетом выплат по процентам от кредитов, лизинговых платежей, налогов, амортизационных отчислений. Я называю этот показатель «мощностью под капотом менеджмента компании». В Дорожной службе он вырос существенно: в 2011 году он составил 240 миллионов, полагаю, что в нынешнем году он увеличится до 320. По крайней мере, мы стремимся именно к такому результату. Все директора понимают, что прибыль – это новая техника, более производительная и эффективная.
Наши сотрудники постоянно повышают свой профессиональный уровень: в нынешнем году директора прошли обучение на курсах «Топ-менеджмент», «Оперативный учёт», «Тактический учёт». Состоялась выездная стратегическая сессия, в ходе которой мы обсуждали, какой будет Дорожная служба в будущем. Таким образом нам удалось сформировать стратегию развития на ближайшие 3 – 5 лет.
Если говорить о том, что не удалось, то для меня самым больным стало то, что мы не смогли повысить среднюю заработную плату до 25 тысяч рублей в месяц. Именно эту внутреннюю планку я ставил перед собой, хотя обещанное официально повышение до 22 тысяч всё же произошло. Второй момент – нам не удалось отработать по новой технологии ресайклинга, которую мы уже хорошо освоили. Дело в том, что заказчик просто не выставил объёмов работ по новым технологиям, но мы уверены, что ситуация изменится в 2013 году.
«Дороги разрушаются в геометрической прогрессии»
Говоря о том, что не удалось сделать в 2012 году, Андрей Кайдаш сказал о проблеме, которая итогов работы ОАО «Дорожная служба Иркутской области» в 2012 году не касается. Однако именно от своевременности и полноты её решения зависит будущее транспортной инфраструктуры всего региона.
– Меня беспокоит то, что за долгое время отсутствия финансирования дорожной отрасли магистрали начали разрушаться в геометрической прогрессии. Те вложения, которые сейчас делаются, просто не поспевают за тем, с какой скоростью дороги приходят в негодность. Яркий пример: дорога Братск – Усть-Илимск. В прошлом году мы провели там ямочный ремонт, добились того, что ни одной ямки не было. Лично осмотрел дорогу с мэром Усть-Илимска – мы проехали по ней со скоростью 140–160 км в час. В нынешнем году ремонт там шёл всю весну и лето, работали две специализированные машины БЦМ, но этих усилий оказалось недостаточно, чтобы привести автодорогу в состояние, в котором она была в 2011 году. АБЗ, который находится в 96 километрах от Усть-Илимска, в Эдучанке, не может обеспечить требуемый объём асфальтобетона, в него необходимо вкладывать деньги. Какой будет дорога Братск – Усть-Илимск весной 2013 года, трудно представить!
– Можете выделить муниципалитеты, где капитальный ремонт и реконструкция необходимы в первую очередь?
– Во всех. Мы все видим, сколько денег вкладывается в ремонт дорог в Иркутске, но всё равно этих средств недостаточно, чтобы привести их и улицы в порядок. А есть города, где дороги не делали десятками лет. Дело в том, что для всех дорог установлены определённые нормативы: в какие сроки должны проводиться межремонтные, ремонтные работы, капитальный ремонт и реконструкции. Существует определённый жизненный цикл дорожного покрытия, основная составляющая которого – битум. А он стареет, теряет свои связывающие свойства. Со временем это приводит к тому, что дорога просто рассыпается. В своё время был упущен срок текущего ремонта, поэтому более затратного капитального ремонта и реконструкции дорог нам попросту не избежать. Понятно, что речь идёт о совершенно других суммах и трудозатратах. Но это нужно делать.
– Есть ли понимание со стороны властей в этом вопросе?
– Понимание того, что необходимы вложения в дороги и инфраструктуру, есть. Заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков лично объезжает муниципалитеты, оценивает состояние дорог, иногда мы делаем это вместе. Я поддерживаю идею создания в правительстве региона министерства по транспорту и дорожному хозяйству. Это верный шаг, потому что количество вопросов в этой сфере будет только расти.
Однако, говоря о капитальном ремонте и реконструкции дорог, нельзя забывать и о вложениях в производственную инфраструктуру для этих работ. Этот вопрос сейчас актуален как никогда. Дело в том, что 29 асфальтобетонных заводов, которыми располагает Дорожная служба, устарели морально, технически и физически. Есть опасения, что без серьёзной модернизации и покупки новых мы просто не сможем ремонтировать дороги.
– У вас есть план по решению этой проблемы?
– Да, по этому вопросу уже проведено совещание на уровне правительства Иркутской области. Мы подготовили необходимую информацию, она сейчас анализируется. Надеемся на положительное решение.
– То есть планируется направить средства на покупку новых асфальтобетонных заводов?
– Да, причём мы готовили свои предложения, ориентируясь на опыт других российских регионов, где действуют целевые программы по развитию автодорог с государственным финансированием. Наличие современных заводов по производству асфальтобетона – непременное условие качественного капитального ремонта, реконструкции и строительства новых дорог. Дело в том, что каждый такой завод может обслужить территорию в радиусе максимум 150 километров, то есть для масштабных работ нужно не-сколько десятков таких предприятий.
– О какой сумме инвестиций в Иркутской области идёт речь?
– Необходимо порядка 1,7 миллиарда рублей за три года. Эта сумма переведёт Иркутскую область на совершенно другой уровень качества автодорог. Самое главное заключается в том, что качество будет контролироваться правительством Иркутской области, специальными лабораториями – через Дорожную службу Иркутской области и другие структуры.
Мы подготовили для правительства региона документы, касающиеся приобретения 14 заводов на территории Иркутской области. Полагаю, что ещё 6-7 заводов могут проинвестировать частные компании, для дорожной инфраструктуры региона это будет только на пользу. Сумма затрат включает в себя также приобретение новой техники – самосвального парка, асфальтоукладчиков и дробильно-сортировочных комплексов.
«Мы прошли «болезнь роста» с минимальными потерями»
– Предлагаю поговорить о Дорожном фонде Иркутской области. Как вы оцениваете первый год его работы?
– Важно, что при формировании фонда учитывается мнение мэров, депутатов. Сама программа гибкая, живая, в случае необходимости корректируется. Самое главное – с появлением Дорожного фонда у муниципалитетов появилась уверенность в будущем дне, в том, что дороги будут улучшаться. Уже известно, что на ближайшие пять лет запланировано софинансирование из федерального бюджета в сумме 22,4 миллиарда рублей.
С появлением фонда на первый план вышла не конкуренция между компаниями, а борьба за лидерство внутри каждой, в том числе и в Дорожной службе Иркутской области. Каждый филиал стремится показать большую производительность, эффективность. Для многих компаний именно увеличение объёмов работ стало губительным: они просто исчезли с рынка. Это касается не только дорожной, но и строительной отрасли. Проблема роста довольно серьёзна, с ней порой труднее справляться, чем с проблемой антикризисного управления. Я считаю, что мы прошли «болезнь роста» с минимальными потерями.
– Насколько, по вашему мнению, эффективна система рейтингования филиалов, существующая в ДСИО?
– Она реально оценивает результаты подразделений. Уже сейчас можно говорить о том, что изменилась расстановка сил внутри компании: ожидаемым для нас был рост показателей в Тайшете, Братске, в связи со сменой директоров в рост пошли Нижний Илим и Усть-Кут. Я не могу сказать, что доволен результатами Бодайбинского филиала: мы приобрели для него достаточное количество техники, вложили деньги, сдвиг есть, но он не такой существенный.
– Уже известно, как выглядит тройка лидеров по итогам 9 месяцев?
– Пока результаты не озвучены. Полагаю, что на первые позиции могут претендовать Усольский, Балаганский, Тайшетский и Заларинский филиалы.
– В прошлом году вы довольно много времени провели в филиалах. В этом году была такая необходимость?
– В этом году пробег моего служебного автомобиля составил 62 тысячи километров, это меньше, чем в прошлом. В 2012 году мы внедрили систему оценки ключевых показателей эффективности, технологию GPS-мониторинга и контроля, который осуществляется с помощью видеорегистраторов и фотосъёмки. Всё это даёт чёткое представление о том, что происходит в филиалах и на дорогах.
– Однако вы не забываете свой родной город Братск: довольно часто там бываете, реализуете благотворительные проекты.
– Да, Братск – мой любимый город на всю оставшуюся жизнь. Я продолжаю поддерживать программу «Любовь к спорту с детства», «Папа, мама, я – здоровая семья», езжу на соревнования, защищаю интересы Братска как член бюджетного комитета Законодательного Собрания Иркутской области. Важно и то, что в Братске расположен самый крупный филиал Дорожной службы.
– Существуют ли кадровые проблемы в Дорожной службе и можно ли сказать, что в ДСИО остались люди, которые понимают и разделяют предложенный вами вектор?
– Большинство ключевых постов и профессиональных направлений у нас закрыто, но есть проблема с линейным и рабочим персоналом: на два рабочих места только один специалист. Такая ситуация закономерна с учётом того, что долгие годы отрасль не финансировалась, а быть дорожником было не-
престижно. Говоря о кадровой политике, хочу подчеркнуть: в ДСИО есть и будет постоянная ротация, только так мы можем развиваться и справляться с увеличивающимися объёмами задач.
В большей мере в Дорожной службе сейчас работают люди, которые понимают и разделяют миссию компании. Несмотря на удалённость филиалов, мы часто встречаемся с их директорами. Вот сегодня вечером мы уезжаем на очередное трёхдневное совещание директоров. Мы подведём итоги, проверим подготовку к зиме, обсудим планы на 2013 год и стратегию развития Дорожной службы на ближайшие годы.
– Вы пришли в государственную компанию из бизнеса. Говорят, что для менеджера-профессионала не существует большой разницы, чем заниматься – дорогами, строительством, переработкой сырья: технологии управления везде одинаковы. Для вас имеет ли значение личное отношение к дорожной отрасли?
– Отработав три года в Дорожной службе, могу сказать, что в душе я дорожник. Важнейшим считаю отношение к делу. Настоящий дорожник – тот, кто отдаёт душу, время, силы, чтобы дорога стала лучше. Для меня всегда был важным принцип: интересы дела должны быть превыше всего. Ведь только таким способом можно стать по-настоящему успешным и счастливым в профессии. Если ты отдаёшь всего себя компании, то она обязательно ответит тебе тем же: всё задуманное получится, а планы, какими бы фантастическими они ни казались сначала, станут реальностью. Мне бы хотелось, чтобы так же к Дорожной службе относилась большая часть работников. Поверьте, оно стоит того.
– На днях Россия отмечает День работников дорожного хозяйства. Что бы вам хотелось сказать коллегам из Дорожной службы?
– Уходящий год был для нас успешным. Положительные изменения в компании отмечают в том числе наши конкуренты – партнёры, мы становимся мощнее, организованнее. Но следующий год делает нам более серьёзные вызовы. Предстоит доказать правительству Иркутской области, что мы достойны инвестиций, способны работать на новой технике, увеличивать масштаб своей деятельности. А доказать это можно только реальными делами, результатами. Желаю на следующий год достойной зарплаты, здоровья, а самое главное – чтобы в наших семьях всё было хорошо, ведь они – наш тыл и настоящая поддержка.