«Где здесь картина и где снимок?»
В рамках проекта «Мой мир» в Иркутске открылась выставка фотографий и живописи
Необычность выставки отметил на её презентации Игорь Сирохин, член Союза фотохудожников России, возглавляющий Иркутское фотографическое общество. Виновников торжества он назвал лучниками, засветившимися в ходе традиционных дней «Сияние России». Молодой живописец Олег Маркус, для которого это четвёртый по счёту персональный вернисаж в родном городе, и опытный свободный фотограф Александр Артемьев, тоже коренной сибиряк, отважились на смелый эксперимент, представив публике свои произведения в едином времени и пространстве. Подобной затеи, вызывавшей до её воплощения понятные сомнения, никто не мог вспомнить.
Но риск, вопреки всем опасениям, неожиданно и с блеском оправдал себя. Не случайна оговорка юноши, вполголоса обронившего, что он не может с ходу понять, где здесь картина, а где снимок. Обычно их противопоставляют как чуть ли не полярные жанры. На деле при всей разнице техники двух авторов объединило главное в их профессиях слово – художник. С полотнами, пейзажами и портретами Маркуса органично сочетались, словно перекликаясь, живописные работы Артемьева. Этот творческий тандем создал мощное поле эмоционального воздействия на зрителей. Посетители обсуждали выставку оживлённо и охотно делились впечатлениями.
Вот лишь малая часть отзывов.
Александр и Наталья Мантахаевы, не сговариваясь, дополнили друг друга:
– Я не бог весть какой ценитель, но мне очень понравились пейзажи. Хочется хотя бы на минуту оказаться в тех местах, которые изображены на холсте и фотографиях, после рабочей суеты прикоснуться к чему-то спокойному, умиротворяющему. Так как я доктор, медик, мне интересны изображения человеческих лиц, характеров. И любопытно, какие ассоциации у самого художника, какой смысл он вкладывает в образ. К примеру, забавна картина Маркуса «Обезьяна с гранатами». Каждый волен увидеть что-то своё, совершенно отличное от замысла автора. Запоминаются фотопортрет «Доброта» и полотно «Старик со свечой». Они заставляют размышлять о том, что в старости человек много чего понимает, но уже мало что может изменить. Поэтому нужно пораньше что-то осознавать и к чему-то стремиться – не в смысле благ, а к постижению мира и самого себя.
– А меня зацепил взгляд художника на Анну Ахматову. Она изображена прямо цветущей женщиной, вопреки трагичности её судьбы. И тема старости у обоих такая проникновенная, пронизывающая просто. И вместе с тем жизнеутверждающая – вот парадокс вроде, – без мотива упадничества. А наоборот – любовь к жизни, к людям. В фотопейзажах такие насыщенные краски, потрясающая энергетика!
Татьяна Кухлова:
– На пригласительном билете и меня и коллег покорил эпиграф, который предпослал своим работам Саша Артемьев: «Фотограф так же отличается от человека, умеющего фотографировать, как писатель от человека, умеющего писать». Он очень хорошо передаёт в портрете человеческую суть. Общее восхищение вызвал снимок трёх коней чёрной, белой и рыжей масти, голова к голове возле воды. Нас поразили портреты ребёнка «Удивление» и «Девушка в чёрном», порадовала серия снимков «Ночной Иркутск». Эффектны «Бухта Крестовая», «Предзимье» с обледенелым причалом. Удивительно изображена набережная в «Энергии поцелуя», очень выразительное фото. А пейзажи Олега Маркуса почему-то напомнили мне голландских художников: лёгкий туман, что-то щемяще-трогательное. Его картины философичны и зовут вернуться. Я их ещё буду смотреть. Художник, видимо, ищет себя. Я так поняла, что он не стремится к внешнему сходству. Миронов, Солженицын, Колчак узнаются, но Ахматова – скорее нет: я не увидела этой знаменитой её горбинки носа. А вообще, пройдёт время и всё расставит по местам.
От выставки к выставке наблюдают за творческим ростом Олега Маркуса его поклонники. Сам он, работая с палитрой запойно, ночами напролёт, подчас до полного изнеможения, редко бывает удовлетворён результатом. В таком случае безжалостно уничтожает сделанное и начинает всё заново. Он мог бы сказать о себе словами Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери: «Я не волшебник, я только учусь». Художник жаждет авторитетного суждения о своих поисках и готов воспринять любую критику. Но пока слышит в основном одобрение за переход от мотивов сюрреализма и психоделизма на реалистические рельсы, которые и позволили ему и старшему другу-фотографу идти параллельным курсом. На совместной выставке – буквально бок о бок.
Игорь Рослов так увлёкся живописью Олега, что стал коллекционером его произведений. На презентацию приехал попозже, чтобы не толкаться в многолюдии. Любит смотреть «потихоньку, в тишине и уединении». Досадует, что прокараулил облюбованную работу Маркуса с предыдущей выставки: пока раздумывал, картина ушла в чьи-то руки. Здесь тоже присмотрел кое-что из пейзажей.
Подытожил отзывы продюсер компании «Арт-центр» Олег Федин:
– Оба автора не стоят на месте, активно развиваются. Задача художника – подчеркнуть и донести до людей красоту окружающего мира и тронуть ею сердце человека. Без этого искусство просто мёртво, и ничьи регалии его не спасут. Божья искра в их произведениях видима и ощутима не только в живописных портретах патриарха Кирилла, митрополита Вадима и в прекрасных снимках внутри храмов. Выставка насыщает, подпитывает зарядом сердечного тепла, энергией любви и доброты к созданиям Творца.
Итак, спешите видеть, ибо картины, как говорят, обижаются, если на них не смотрят.