издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Дверь, которая ведёт в рынок, имеет много замков»

В начале 90-х газету поддержал директор «Кедра» Вячеслав Пиманов

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, корреспондент «Восточки» с 1970-х годов

– Дверь, которая ведёт в рынок, имеет много замков, – как-то услышал от первого всенародно избранного губернатора Иркутской области Юрия Ножикова. – Но часть ключей уже в кармане директора «Кедра» Вячеслава Пиманова. Кстати, он собирается открывать новое экспортное производство, у тебя прекрасный повод познакомиться с этим человеком.

На стройке и состоялось наше знакомство. «Взгляните, какое здание подняли, – пожал мою руку Вячеслав Павлович. – Это и есть наш новый цех. Негоже нам строить хуже, чем наши деды и прадеды. Вы как полагаете?»

Я любовался прекрасно вписавшимся в старинный ансамбль четырёхэтажным зданием из красного кирпича. В нём всё радовало глаз: полукружье высоких дверных проёмов и узкие арки окон с замысловатой вязью рам, обилие выступов и окружностей на фасаде и прямо-таки ювелирная кладка, выполненная мастерски и с любовью. А внутри – оборудование чуть ли не со  всего света: линии розлива – японские, бутылочные машины – австрийские, этикеровочные станки – итальянские, линии по приготовлению гофротары – шведские. И везде электроника да автоматика.

– Конечно, стоит это прилично, – Вячеслав Павлович словно предугадал мой очередной вопрос. – Но мы быстро компенсируем затраты.

Как и в какие сроки – всё было скрупулёзно просчитано. Один только дегустационный зал с просмотром рекламных фильмов, экскурсиями и пробой продукции, по замыслу Пиманова,   должен был приносить до 300 тысяч долларов в год. В этом зале и состоялась первая пресс-конференция с участием всех СМИ областного центра. Перед каждым журналистом было поставлено по три бокала. Акулам пера предложили дать сравнительную оценку (по пятибалльной шкале) содержимому этих бокалов – водке «Столичная» различных производителей. 

– Прежде чем выпустить напиток в торговлю, дегустаторы проводят органолептическую  экспертизу, – напутствовала журналистов заведующая лабораторией экспортного производ-ства «Кедра» Галина Гусакова. – Их оценку не может заменить ни тестирование, ни лабораторный анализ, так как пищевые продукты имеют огромное количество различных вкусовых нюансов.

Вот эти нюансы нам и предстояло «поймать». Честное слово, никогда не приходилось видеть своих коллег столь серьёзными и сосредоточенными. Приложившись к бокалу, каждый буквально замирал, прислушиваясь к ощущениям. 

Наконец священнодействие закончено, оглашаются итоги «слепой» дегустации. «Столичная» головного предприятия «Кедр» получает 4,59 балла, водка тулунского завода – 3,55,  тот же напиток, произведённый в Электрогорске (Московская область), оценён в 3,51 балла. Столь большой отрыв продукции «Кедра» ни у кого удивления не вызвал. В то время спрос на неё в 14 раз превышал возможности поставки на мировой рынок. Вот эту разницу и намеревались компенсировать руководители объединения, вводя дополнительные мощности на миллион декалитров по розливу экспортной водки. «В конце  концов, лучше продавать за границу водку, чем за бесценок вывозить то, что принадлежит нашим детям и внукам: металл, лес, продукты нефтехимии», – говорил Вячеслав Павлович. 

Прибыль предприятие получало в то время не за счёт внутреннего рынка, а исключительно от экспорта. Это была политика государственника и предпринимателя, который умел рассчитывать несколько ходов вперёд. Вячеслав Пиманов построил в Тельме крупнейший в Европе спиртзавод, который, кроме основной продукции, выпускал из отходов производства корма, что помогло хозяйствам области значительно расширить животноводство. В Германии и Голландии закупил оборудование и совместно с Ассоциацией крестьянских хозяйств от-крыл предприятие по производству колбасы и сыра в Боханском районе. На Аршане построил оздоровительный комплекс.

«Мы работаем во имя завтрашнего дня, – не уставал он повторять. – Сколько будем жить, столько и будем служить людям». Помощь «Кедра» была не разовой, не кратковременной кампанией, а спланированной программой, в которой значились  отчисления Красному Кресту, больницам, школам, детским садам. Предприятие учредило Фонд здоровья детей Сибири. Кстати, подписка на «Восточку» пенсионерам в те годы оформлялась бесплатно тоже за счёт средств «Кедра», да и половину расходов на газету всех остальных подписчиков предприятие брало на себя.

В рыночную экономику новоявленному независимому изданию, бывшему органу обкома КПСС, войти было непросто. Именно Вячеслав Пиманов помог в те годы «Восточке», сотрудники которой получали зарплату с большими задержками, а вместо гонораров довольствовались оптовыми партиями макаронов и сухофруктов, от долговой ямы. Успешный бизнесмен, владевший, по словам губернатора, ключами от дверей, ведущих в рыночную экономику, пригласил как-то редактора газеты Геннадия Бутакова, его заместителя Ливию Каминскую, заведующих отделами, чтобы вместе сделать расчёты и наметить антикризисные мероприятия. Подсчитав, какие средства уходят на бумагу, типографские услуги, зарплату, Вячеслав Павлович посоветовал, на чём можно сэкономить, и… выделил 10 миллионов неденоминированных рублей «на первое время».  

Вячеслав Пиманов был искренним другом «Восточки» и нередким гостем редакции. Он посещал наши юбилейные мероприятия, приглашал на свои. До сих пор помнится аукцион по продаже первой бутылки знаменитой водки «Байк», который был проведён на торжествах по случаю 75-летнего юбилея «Восточки». Победил в нём Павел Голышев, руководитель компании «Агродорспецстрой», который тут же распечатал бутылку и разлил её содержимое участникам юбилейных торжеств. 

Из-за тяжёлой болезни Вячеслав Пиманов рано ушёл из жизни. В своём прощальном интервью «Восточке» он сказал: «Россия – это в первую очередь её народ. И главное – не ошибиться в выборе тех, кто поведёт страну к её истинному предназначению – быть великой  державой».  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры