Несбережённая энергия
К 2020 году, согласно госпрограмме энергосбережения и повышения энергоэффективности, энергоёмкость российского ВВП должна снизиться на 40 процентов. В тоже время данные Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) свидетельствуют: этот показатель в прошлом году, несмотря на все усилия, уменьшился всего на два процента. Полтора из них пришлось на долю технологического фактора. Проблемы реализации госпрограммы обсуждались на этой неделе на заседании круглого стола в «Российской газете».
Заметными результатами в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в России сегодня могут похвастаться лишь госучреждения и жилищный сектор, пишет по итогам работы круглого стола РГ. По информации ЦЭНЭФ, удельный расход энергии в зданиях госведомств за последние четыре года снизился на 14 процентов, в жилых домах – на 6,5 процента.
На промышленных предприятиях успехов немного. И причин тому несколько. Во-первых, государство практически никак не стимулирует бизнес к внедрению энергоэффективных технологий. Во-вторых, на ситуацию влияет финансовый фактор. Проекты в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности требуют «длинных» денег, а их, как констатируют эксперты Международной финансовой корпорации (IFC), российским предприятиям привлечь непросто, да ещё на приемлемых условиях. Чего не скажешь об иностранных компаниях. В том же Евросоюзе, к примеру, по специальным госпрограммам стимулирования энергоэффективности компании могут получить от банков кредиты на срок до 20 лет под невысокие проценты.
«Из опыта стран Восточной и Центральной Европы можно сделать вывод, что в конечном счёте от реализации программ и проектов в этой сфере выгоду получает государство, поскольку за счёт повышения энергоэффективности экономики у него появляются дополнительные ресурсы для её развития, – говорит Илья Миняев, советник по правовой политике проекта IFC по стимулированию инвестиций в энергоэффективность в жилищном секторе в России. – Поэтому оно и должно заботиться о создании условий для внедрения новых технологий в сфере энергосбережения и энергоэффективности, особенно в жилищном секторе, который традиционно является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов».
В Минэнерго обещают, что финансовый вопрос скоро решится. С прошлого года идёт работа над проектом по займу Всемирного банка, предоставляемому для развития программы энергосбережения и энергоэффективности на условиях софинансирования со стороны России в размере 300 миллионов долларов. В следующем году в нашей стране планируется создать энергетическое финансовое агентство. В нём будут задействованы бюджетные средства и деньги Внешэкономбанка. Одной из задач агентства будет обеспечение связи между инвестором, исполнителем и заказчиком проекта. Кроме того, оно займётся привлечением тех самых «длинных» денег, о дефиците которых говорят аналитики IFC. Специалисты агентства, как подчёркивают в Минэнерго, будут оказывать помощь в «упаковке» проектов для привлечения средств иностранных инвесторов.
Но остаётся ещё одна очень серьёзная проблема. Инициативы бизнеса, на осуществление которых есть и силы, и средства, часто повисают в воздухе. А всё из-за того, что в России до сих пор нет единого «центра управления полётами», координирующего реализацию энергосберегающих проектов во всех отраслях экономики. При консультативном совете по иностранным инвестициям, действующем в нашей стране не первый год, работает специальная группа по энергоэффективности и энергосбережению. Как говорят эксперты, знакомые с ситуацией, из 42 компаний, входящих в совет, 22 сразу заявили о своей готовности участвовать в работе этой группы. В течение двух лет в ней собирались предложения, полезные в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Свыше 40 разных блоков проработанных предложений, включающих аргументацию и пути реализации конкретных мероприятий, направлялись в российские ведомства. Но по большинству из них, за исключением, пожалуй, предложений финансовых компаний, детальная проработка ещё не началась. В результате желание продолжать заниматься этим делом снижается, резюмирует РГ.
Мария Шилина, замдиректора департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Министерства энергетики:
– В рамках госпрограммы ежегодно выделяется по 10 миллиардов рублей на предоставление государственных гарантий по кредитам на проекты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. За прошедшие два года эти средства ни разу не были выбраны. Это серьёзная проблема, которая требует решения. Сейчас мы вместе с Минэкономразвития готовим изменения в правила предоставления госгарантий. Планируется вдвое снизить требования к минимальной стоимости проекта и в целом упростить процедуру получения господдержки.
Кроме того, мы предлагаем распространить госгарантии на проекты в сфере развития возобновляемых источников энергии. К 2020 году на них должно приходиться 4,5 процента всей вырабатываемой в России энергии. Это достаточно серьёзный показатель. К сожалению, по нему мы тоже пока идём с отставанием. Однако работа в этом направлении ведётся. Надеемся, что ситуацию поможет улучшить в том числе и реализация наших предложений по распространению механизма госгарантий на проекты в сфере альтернативной энергетики.
Добавлю, что в этом году были ужесточены требования к регионам, которые в рамках госпрограммы претендуют на получение субсидий от государства. Из 70 заявок одобрили 36. Мы считаем этот подход правильным. Есть смысл давать деньги только тем регионам, где действительно занимаются энергосбережением и повышением энергоэффективности.