«Хирургическим путём, но в рамках правового поля»
Правительство региона и общественность выступят единым фронтом в борьбе с наркоугрозой
Общественный совет по противодействию наркомании при правительстве региона возник под давлением неравнодушных иркутян ещё в те годы, когда героин продавался на улицах свободно, как семечки, а правоохранительные органы не стеснялись отчитываться о больших успехах в борьбе с наркомафией. Первый вице-премьер Николай Слободчиков, который вёл очередное заседание совета, прежде всего отметил глубокую убеждённость губернатора и правительства региона в том, что участвовать в противодействии наркоугрозе должны все институты гражданского общества. Себя он позиционировал как сторонника так называемого сингапурского варианта: в этом азиатском государстве, как известно, за сбыт наркотиков предусмотрено самое жестокое наказание – смертная казнь. Мало того, председательствующий на заседании выразил уверенность, что все члены совета солидарны с ним в таком подходе к проблеме. «Её надо решать хирургическим путём, но в рамках существующего правового поля. Портить души наших детей мы не должны позволить никому», – заявил он.
О том, как добиться максимального эффекта в борьбе за души молодых, и шла речь на заседании Общественного совета при правительстве региона в минувший четверг, 4 октября. Николай Слободчиков считает, что система противодействия наркомании прежде всего не должна иметь «двойного дна». Он категорически отверг, например, екатеринбургский опыт: «Таким структурам, как Фонд Ройзмана, не место в нашем регионе. В их работе больше понтов, чем реального дела, а под флагом борьбы с наркоманией организаторы фонда порой занимаются решением своих вопросов. Двойные стандарты для нас неприемлемы. Цель должна быть одна – уберечь молодёжь от беды. И все, кто на эту цель работает, обязаны согласовывать свои действия, придерживаться единой системы. Это моё понимание процесса», – обозначил свою позицию первый вице-премьер. Прежде всего, большой спрос, по его мнению, должен быть учинён государственным органам, ответственным за противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику распространения этого зла.
«От локальных всплесков будем уходить»
Первым вопросом в повестке заседания как раз и значились отчёты заместителя начальника оперативной службы Управления ФСКН Валерия Косенко и руководителя отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУ МВД по Иркутской области Максима Белозерцева. Они рассказали, что за 8 месяцев правоохранительными органами региона зарегистрировано 2,5 тысячи наркопреступлений (на 40 больше, чем в прошлом году). Около 60 процентов из них приходится на долю полиции. Наркоконтроль по количеству выявленных преступлений немного отстаёт, зато за ним качественный перевес: 90 процентов зарегистрированных его сотрудниками правонарушений являются тяжкими и особо тяжкими, а 55 процентов связаны со сбытом. Львиную долю наркопритонов – 49 из 55 – закрыли в этом году тоже сотрудники наркоконтроля, отправив организаторов «малины» под суд. К уголовной ответственности за совершение наркопреступлений нынче привлечены 973 человека, из незаконного оборота изъято более 976 килограммов зелья (на 179 кг, или 20%, больше прошлогоднего). В основном это марихуана – 881 кг, но и героина в этом раскладе немало – 43,6 кг (36 кило – «урожай» наркоконтроля).
Результаты работы органов внутренних дел могли бы быть внушительнее, если бы не пресловутое реформирование, с которым связано сокращение численности сотрудников уголовного розыска, работающих как раз по линии противодействия незаконному обороту наркотиков: их вместо 131 стало в регионе 87. А в 23 районах области представителей этой службы и вовсе нет (в Слюдянском, Боханском, Осинском, Чунском, Заларинском и других).
Впрочем, цифры, прозвучавшие в выступлениях руководителей оперативных служб, сами по себе мало что говорят о наркоситуации в Приангарье. На это сделал акцент руководитель Фонда противодействия наркомании и другим социально-негативным явлениям Виктор Канавин. Он, например, по количеству состоящих на диспансерном учёте наркобольных и их потребности в дозах посчитал, что за год в регионе совершается около миллиона сделок купли-продажи героина. И каждая такая сделка – не что иное, как нарушение Уголовного кодекса. Так что способны ли выявленные правоохранительными органами 2,5 тысячи преступлений (это в 400 раз меньше, чем их совершается в регионе на самом деле) поколебать наркорынок – ещё вопрос.
Министр физической культуры, спорта и молодёжной политики Игорь Иванов предложил иной подход к анализу ситуации: озвученные им цифры по впервые установленному диагнозу, количеству умерших от передозировки, числу вызовов «скорой помощи» к тем, кто отравился зельем, дают, на его взгляд, картину в динамике и вселяют надежду на некоторую стабилизацию обстановки в регионе. Не случайно Иркутская область сегодня занимает 14 строчку в России по уровню распространения наркомании, хотя много лет мы в этом списке лидировали. Среди регионов Сибирского федерального округа Приангарье тоже сдвинулось наконец с позорного первого места на более сносное четвёртое.
По мнению первого вице-премьера, статистика далеко не всегда отражает реальное положение дел и за сиюминутными результатами гнаться нет смысла. «В Екатеринбурге, – сказал он, – тоже были хорошие показатели, но это локальные всплески, мы будем от них уходить. Для нас гораздо важнее создать систему противодей-ствия наркоугрозе и заставить работать все её звенья». Положительная динамика в развитии наркоситуации в регионе, считает Николай Слободчиков, как раз свидетельствует о том, что меры принимаются адекватные и система работает без сбоев. «Наша задача, – заявил он, – развивать эти качественные изменения, обеспечивая более глубокое взаимодействие тех сил, которые способны противостоять опасности».
Народный фронт
Прежде всего, говорилось на заседании, в войне с наркомафией опираться следует на помощь населения: народный фронт – это большая сила. И правоохранители уверяли, что связь с жителями – для них святое: сигналы о действующих наркоточках и сборищах кайфующей молодёжи, как и о других преступлениях, принимают сегодня и по «телефонам доверия», и через Интернет, а руководители полиции выезжают на сельские сходы, чтобы вживую пообщаться с народом.
В построении такой системы взаимодействия с населением первому вице-премьеру видится одна серьёзная проблема – латентность, то есть отсутствие прозрачности в этой работе. «Если вы предлагаете вознаграждение за информацию, которая позволит вычислить и задержать наркосбытчика, то это предложение должно быть конкретным, – говорил Слободчиков. – Старушка, которая собирается позвонить в полицию, должна знать, что она будет иметь, сдав соседей: хватит ли ей вашего вознаграждения, чтобы хоть молока купить». От представителя МВД Максима Белозерцева председательствующий потребовал конкретного ответа: «Так получу я вознаграждение, если предоставлю вам толковую информацию о наркопреступлении, или нет? И сколько денег я получу?» Но офицер полиции от конкретного ответа ушёл, сославшись на государственную тайну.
Дальнейшее развитие тема взаимодействия силовых структур с населением получила в выступлении Павла Циколина, председателя правления региональной общественной организации «Шаг навстречу». Он обратил внимание на то, что, вовлекая в борьбу с наркосбытом жителей, правоохранительные органы не обеспечивают обратную связь. «У нас в Ангарске, – сказал он, – «телефонов доверия», по которым можно позвонить и сообщить, где торгуют наркотиками или содержат притон, очень много. Ими обзавелись и общественные организации, и государственные структуры. Люди звонят по этим номерам зачастую не в надежде на вознаграждение, а потому, что у них активная гражданская позиция. Сложность в том, что заявителям обычно ничего не известно о судьбе их сообщений. Поэтому мы решили поднять все адреса наркоточек, о которых информировали горожане, их набралось 150, создали рабочую группу из представителей службы участковых инспекторов полиции и сотрудников наркоконтроля, администрации города и общественных организаций. И теперь раз в неделю проверяем все адреса по списку и даём заявителям ответ: какие меры приняты по их сигналам. Нам удалось, во-первых, обезвредить стационарные точки наркосбыта, с которыми раньше жители ничего поделать не могли: эти точки постоянно находились якобы в разработке наркоконтроля и продолжали торговать зельем как ни в чём не бывало. Во-вторых, люди теперь видят, что работа по их сообщениям действительно ведётся». Павел Циколин считает также очень важным впрягать в работу объединённой группы сотрудников как наркоконтроля, так и полиции – усилия этих подразделений до сих пор плохо скоординированы. «Ведь сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что они работают по одним и тем же адресам, – говорит Павел. И добавляет: – Все работают, а наркоточка остаётся!» Председатель общественной организации «Шаг навстречу» предложил организовать подобные группы обратной связи по всей области. «Не нужно денег, чтобы проводить эту работу, – убеждал общественник. – Нужно только объединить усилия».
Члены Общественного совета Юрий Солодун и Виктор Канавин предложили для обеспечения обратной связи с населением создать на базе областного Центра профилактики наркомании новую структуру – Институт профилактики социально-негативных явлений. Однако, по мнению Николая Слободчикова, разумнее будет иметь структуру обратной связи с жителями в правительстве региона.
Каста неприкасаемых
На заседании Общественного совета также был поднят вопрос неотвратимости наказания за наркопреступления. Этот принцип в регионе зачастую не срабатывает из-за сложившейся судебной практики. С предложением проанализировать эту проблему и обсудить её на одном из заседаний Общественного совета выступили адвокат Виктор Григоров и руководитель Фонда противодействия наркомании Виктор Канавин. Они напомнили ситуацию с неким Гадималы Мамедовым, которого дважды за два с половиной года задерживали с особо крупными партиями тяжёлых наркотиков (8,5 кг героина и 26 кг опия-сырца) – и всякий раз районные суды выносили торговцу условные приговоры. Сейчас Мамедов опять под след-ствием, но уже не один, а вместе с созданной им организацией из 10 человек. И кроме 1,25 кг героина у наркодельца при обыске обнаружены также восемь стволов оружия.
Об этой ситуации – когда одни ловят преступника за руку, другие выпускают его на волю по условному приговору, и всё начинается сначала – писала «Восточка» 5 июля этого года в статье «Неприкасаемый наркобарон арестован». Её-то и пожелали обсудить после соответствующей подготовки члены Общественного совета. Первый заместитель председателя правительства Николай Слободчиков это предложение поддержал, ещё раз напомнив свою позицию: «Вор должен сидеть в тюрьме. А наркоторговцы достойны самого жёсткого наказания». Анализировать проблему неотвратимости наказания за наркопреступления, по его мнению, следует с приглашением представителей судебной системы. «Ветвей власти три, – сказал первый вице-премьер, – но мы живём в одном обществе». Николай Слободчиков предложил: «Когда наркопреступник уходит от уголовной ответственности, информацию об этом в обязательном порядке давать губернатору».
Электронный наркопаспорт
Не была забыта на заседании Общественного совета и тема предупреждения социально-негативных явлений в молодёжной среде. Как работает региональная система профилактики наркомании и токсикомании, рассказала её исполнитель в Усолье-Сибирском Светлана Сластёнова. Одной из основных функций специалиста по профилактике является мониторинг наркоситуации в муниципальном образовании. Постоянно держать руку на пульсе помогает электронный паспорт города, куда заносятся сведения о состоящих на диспансерном учёте жителях с диагнозами «наркомания» и «алкоголизм», информация о впервые выявленных больных, перекрытых каналах поступления на территорию ядовитого зелья, действующих профилактических программах и проведённых акциях, социологических исследованиях и работе с «трудными» подростками и родителями. Такой документ даёт представление не только о ситуации в городе, но и о динамике её развития. В Усолье-Сибирском на учёте с диагнозом «наркомания» сегодня состоят 503 жителя, в основном это молодёжь, но в капкане зависимости оказались и люди предпенсионного возраста – их больше двух десятков. Статистика свидетельствует о том, что огромное количество превентивных мер, в которых задействованы местные работники образования, здравоохранения, социального развития, культуры, правоохранительных органов и СМИ, отнюдь не напрасны. Идёт снижение числа наркозависимых, впервые взятых на учёт: нынче за 8 месяцев в такие списки попали 16 усольчан, в прошлом году «новичков» было 24, а в 2010-м ещё на десяток больше.
Наркомафия, как правило, рекрутирует совсем юных. «Подростки ищут искусственного кайфа при отсутствии альтернатив, – уверен Николай Слободчиков. – Наша задача – завладеть умами молодых людей. Мы должны решить, какие меры следует принять правительству сейчас, на что обратить внимание в первую очередь». Перво-очередными члены Общественного совета сочли несколько задач. Прежде всего, поддержку тренеров, развитие спорта, в том числе дворового. Виктор Григоров говорил о необходимости увеличения финансирования для создания спортивных секций для детей. Виктор Канавин предложил потребовать от застройщиков возведения дворовых спортивных площадок, в противном случае не принимать объекты. Он уже озвучивал это предложение через «Восточно-Сибирскую правду», но оно не было услышано властями. Николай Слободчиков уверил, что правительство не только поддерживает такую идею, но она уже начала претворяться в жизнь. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко занимает твёрдую позицию: разрешение на строительство не будет согласовано, если застройщик не предусмотрит в своих планах соцобъекты. Сегодня представители бизнеса, к сожалению, не озабочены формированием среды обитания, в большинстве своём они не предпринимают никаких усилий, чтобы работать и жить в регионе было комфортно. Предприятия, которые эксплуатируют ресурсы области, должны материально участвовать в решении социальных проблем, в том числе и в борьбе с наркоманией, – такова позиция губернатора и его команды.
Одним из важных способов раннего выявления пристрастия подростков к наркотикам члены Общественного совета считают тестирование в школах. Они просили увеличить финансирование на закупку соответствующих тестов, что позволило бы систематизировать эту работу. Общественники также озабочены тем, чтобы места молодёжных тусовок – клубы, дискотеки, бары – находились под постоянным контролем блюстителей порядка. Рейды по заведениям такого сорта силовики проводят регулярно: в этом году полицейские проверили их уже более тысячи. «Необходимо немедленно реагировать на сигналы и лишать владельцев возможности работать с молодёжью», – заявил Николай Слободчиков.
Средства на конкретные дела
Подводя итоги совещания, первый вице-премьер правительства ещё раз напомнил о решимости губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко организовать эффективную работу по противодействию наркомании. Правительство, по словам Николая Слободчикова, видит необходимость двигаться одновременно в трёх направлениях. Во-первых, следует создать режим нетерпимости к тем, кто пытается нажиться на горе семей, и тут большая роль отводится полиции и наркоконтролю. Во-вторых, профилактические меры должны быть увязаны в единую систему, где задействованы государственные органы, общественные формирования и семья, – и все их усилия необходимо направить на формирование у молодых людей культа здорового образа жизни. Третьим направлением является лечение и реабилитация тех, кто уже попал в сети зависимости, – здесь широкое поле деятельности для медиков и общественных объединений, которые занимаются социальной адаптацией наркоманов, борющихся со своей страшной болезнью. «Мы должны вместе добиваться, чтобы работали все звенья этой системы, – сказал Николай Слободчиков. – Задача правительства – принимать адекватные управленческие решения и выделять средства на конкретные дела».
Обольщаться успехами борьбы на наркофронте первый вице-премьер правительства не советует: он уверен, что опасность нападений со стороны мафии будет только возрастать. «Потому что наркотики везут туда, где больше крутится денег, в богатые, прежде всего, регионы, – объяснил свою позицию Николай Слободчиков. – А губернатор со своей командой принимает сегодня очень серьёзные меры для того, чтобы Иркутская область развивалась и процветала. Так что всем нам предстоит увеличить мощность противодействия наркоугрозе и поддерживать жесточайший режим контроля».