Как в школе найти юных эйнштейнов
Знает собеседник «Ступенек» Михаил Просекин
70% самых талантливых школьников Иркутска покидают столицу Приангарья сразу же после выпускных экзаменов, предпочитая родным вузам престижные университеты в Центральной России. С такой грустной статистики начинается наш разговор с кандидатом физико-математических наук, руководителем лаборатории нанотехнологий иркутского лицея №2 Михаилом Просекиным.
Ещё часть молодых специалистов уезжает из родного города cразу после окончания вуза. В итоге научные учреждения Иркутска испытывают настоящий кадровый голод. По мнению преподавателя, изменить эту пропорцию в пользу иркутской науки вполне реально, но повышать мотивацию остаться на малой родине нужно ещё со школьной парты.
– Я всегда говорю, что у нас в Иркутске всё прекрасно со школьниками и всё плохо со студентами. Утверждать это мне позволяет двенадцатилетний преподавательский стаж в университете и школе, – говорит Михаил Юрьевич. – Сегодня благодаря ЕГЭ уехать в столицу и другие города стало гораздо проще, чем раньше. Остаются только те, кто по какимто причинам не могут этого сделать, и те, кому неважно, где учиться. В итоге в наши вузы идёт большой поток немотивированных на успешную учёбу студентов, что, в свою очередь, приводит к деградации качества образования в иркутских высших учебных заведениях.
По словам Михаила Просекина, иркутские школьники абсолютно не владеют информацией о том, какие перспективы существуют у молодых учёных здесь, в родном городе. К такой ситуации привело отсутствие связи между средней, высшей школой и научными институтами.
– В своей лаборатории в лицее мы пытаемся создать модель интеграции школы, вуза и НИИ. Ребята могут начать заниматься в лаборатории с 8 класса, сделать собственную проектную работу, небольшое научное исследование. В процессе работы над проектом они посещают лаборатории наших НИИ, ставят там опыты на настоящем научном оборудовании, узнают их возможности. Это очень трудоёмкий процесс не только для детей, но и для всех руководителей, его практически невозможно сделать одинаковым для всех. И всё исключительно на добровольной основе, если действительно интересно – приступай и делай.
Поставив опыты, вложив в это свои усилия, школьники начинают понимать, что исследование – это реально длительный процесс; учатся искать истинный смысл многих общепринятых вещей, со скепсисом относиться к фразе «учёные доказали». Попав в мир науки, ребята могут поехать на конференции, познакомиться и пообщаться с коллегами из разных стран. Сейчас много программ поддержки юных учёных. И если научной работой действительно заниматься, можно многого достигнуть. Показательно, что из выпускников лицея, кто выполнял научные работы в лаборатории, сегодня все студенты физических факультетов российских вузов.
– А молодые учёные у нас сейчас очень востребованы, – отметил педагог. – Вот, к примеру, Институт солнечной физики оснащают современными приборами, идёт работа по масштабным программам, строительство новых больших установок. В итоге проблема: кто будет монтировать оборудование, а самое главное – кто на нём будет работать? Но если тех, кто сможет монтировать, в нынешней системе подготовки можно вырастить и обучить года за четыре, то учёных, которые смогли бы на нём работать, реально получить лет за восемьдесять. Кстати, если мы сможем добиться того, чтобы хотя бы половина талантливых выпускников выбирала иркутские вузы, это будет уже революция.
Доклад иркутского преподавателя «Создание регионального образовательного центра: что нужно, чтобы талантливая молодёжь была востребована в регионе?», сделанный на конференции «Нанотехнологии в образовании», вызвал бурный интерес у представителей РОСНАНО, министерства образования, преподавателей ведущих российских вузов. В госкорпорации даже поделились, что готовы учесть опыт лицеистов при разработке собственной системы подготовки кадров для нанотехнологической отрасли. Кстати, в этом году наш лицей вошёл в «Школьную лигу РОСНАНО» и, по сути, стал форпостом этой организации в нашем регионе.
– Мы действительно предлагаем уникальную систему подготовки научной элиты, за два года работы лаборатории наших детей узнали не только в Иркутске и области. Пожалуй, в Москве даже лучше. В этом году четверо ребят стали победителями и призёрами престижного форумаолимпиады МГУ «Нанотехнологии. Прорыв в будущее», – продолжает Михаил Просекин. – Хотя проблем у нас хватает, основные – это финансирование и помещения для работы. Доходит до смешного: ребята работают на суперсовременном микроскопе, а взвешивают реактивы на аптекарских весах.
По мнению преподавателя, поднять уровень школьного преподавания во всей системе среднего образования разом нереально, сильные школы в Иркутске можно пересчитать по пальцам одной руки. Не поможет даже механическое увеличение заработной платы.
– Нужно поддержать те очаги, которые фрагментарно сохранились в высшей и средней школе. Создать на их базе мощные образовательные центры, которые будут притягивать к себе талантливых преподавателей и детей. Давайте этим учителям платить больше, а потом масштабировать и развивать удачные проекты, чтобы можно было работать со всеми желающими способными ребятами, чтобы лаборантов было «не один на всех», – излагает свою теорию возрождения российского образования Михаил Просекин. – Но даже если всё пойдёт успешно, нужно понимать, что и это не быстро.
Работая «повзрослому» над настоящими проектами, ребята в лаборатории лицея осознают ещё одну важную вещь: современная наука требует междисциплинарных знаний. Например, всегда считалось, что для микроэлектроники знание основ биологии или химии не нужно – а зачем? Но в современных технологиях микроэлектроника плотно смыкается с биологией, возникает направление биологически совместимых материалов. Уже сделана система, которая позволяет человеку со сломанной спиной жить обычной жизнью, двигаться, то есть он перестаёт быть паралитиком. Оказывается, можно вживить в мозг чип и сделать обходные пути управления мышцами, ведь мышцы сохраняются — только в информационном канале сбой. Вот это микроэлектроника в конкретной жизни. Будущим учёным необходимы большие знания о мире, поэтому требования к образованию тоже меняются. Больше нет чёткой границы между физикой и химией. Эра нанотехнологий требует, чтобы учёный теперь ориентировался во многих областях естествознания. В наших же школах пока все предметы жёстко сегментированы.
На вопрос, насколько актуальны в провинции специалисты в нанотехнологиях, Михаил Просекин улыбается.
– Вы даже не представляете, насколько давно нанотехнологии вошли в нашу обыденную жизнь. Самый простой пример. Вы пользуетесь солнцезащитным кремом. В его основе лежат наноразмерные частицы диоксида титана, которые и отражают солнечные лучи. Дватри года назад один известный французский концерн был вынужден отозвать крупную партию кремов. Их учёные уменьшили частицы диоксида до такой степени, что они стали проникать в клетки и разрушать их. Нанотехнологии сегодня используются везде, где есть химпром. У нас это «НИТОЛ», «Саянскхимпром». В нефтехимии все катализаторы – наноструктурированные порошки. На ИркАЗе выпускается алюминиевая пудра. При всех этих производствах есть научные лаборатории, и потребность в молодых кадрах будет только расти.
У иркутских школьников, в свою очередь, есть потребность получить интересную и востребованную специальность.
– Этим летом силами лаборатории при поддержке министерства образования Иркутской области, а также компаний
«НТМДТ» и «Интел» впервые организована на Ольхоне школа для ребят, увлечённых естественными науками и нанотехнологиями. Её отличие от многочисленных обучений на природе в том, что мы не ставили главной целью прочитать детям цикл лекций и провести конкурс научных проектов. Это самое простое.
Смысл школы – показать школьникам образ будущего через настоящее. Мы пригласили представителей науки, бизнеса, образовательных конкурсов. Вот реальный Виктор Быков, физикучёный, который в распадающемся Союзе в начале девяностых сумел организовать предприятие, ставшее лидером в мировом приборостроении. Вот представитель «Интела», организатора конкурса научных работ «Isef», который в школьной деятельности оценивается как Олимпийские игры в спорте. Вот обычная девочка, которая принимала дважды участие в этом Международном конкурсе в Америке и выиграла, заняв третье место. У костра с гитарой она рассказывают, как это было. Подобное общение должно разрушить внутренние барьеры у школьников, они должны понять, что это их будущее, оно реально, и научиться, по какой траектории двигаться дальше.
На Ольхон, кроме иркутян, приехали учителя и ученики ведущих центров проектной деятельности школьников: Аничкова лицея из СанктПетербурга, клуба юных физиков Нижегородского научного центра, школы космонавтики из закрытого города Железногорска Красноярского края
– На одном из тренингов руководитель по маркетингу компании «НТМДТ» Денис Андреюк учил ребят умению отстаивать свою позицию, продвигать свои научные результаты. Связать бизнес и образование–это то, чего часто не хватает нашим молодым учёным в науке, – продолжает Михаил Просекин. – При этом мы постарались создать атмосферу доброжелательности, человеческих отношений. Чтобы дети понимали, что в науке важна кооперация, а не только конкуренция. Ребята рассказывали свои доклады по научным проектам, получали практические советы и рекомендации от учителей и организаторов российских и международных конкурсов. Но мы намеренно не делали конкурс, не оценивали работы, а предлагали, как усилить проект, доработать, на какой конкурс лучше отправить.
После закрытия школы приглашённые учёные и преподаватели задали один вопрос: сможете ли вы и в следующий раз собрать такое же количество мотивированных детей, которые не просто слушают, а слышат, понимают? Конечно, сможем, уверен Михаил Просекин. Свести воедино школьников, которые мечтают стать как минимум нобелевскими лауреатами в науке, и науку, которая в таких учениках нуждается, –его дело жизни.