издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Джентльмены удачи предпочитают «Тойоту»

Первое место в рейтинге самых угоняемых в Сибири и Иркутской области автомашин занимает TOYOTA Corolla, второе отдано продукту отечественного автопрома – «ВАЗу». Об этом свидетельствуют статистика страховых компаний и данные ГУ МВД России по Иркутской области. Число хищений автотранспорта в регионе растёт, в то время как количество угонов, когда преступник взял чужое авто «покататься», остаётся на прежнем уровне. Опрошенные нашим изданием эксперты уверены, что ситуация в этой сфере была бы более благоприятной, если бы не либеральность законодательства и судов.

Воруют даже из гаражных кооперативов

За восемь месяцев нынешнего года в Иркутской области было зарегистрировано 1293 кражи автотранспорта, что почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось и число угонов (когда подозреваемый завладел автомобилем, чтобы «покататься»): рост по сравнению с восемью месяцами прошлого года почти 18% – 845 зарегистрированных случаев. Основная часть преступлений приходится на областной центр. Об этом корреспонденту «Иркутского репортёра» сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области. Необходимо отметить, что в течение последних пяти лет больше всего краж – 1832 – было зафиксировано в 2009 году, наибольшее число угонов – 1159 – в 2008-м. При этом в ведомстве говорят о росте числа краж автотранспорта, в то время как количество угонов остаётся примерно на одном уровне. 

Как правило, похищают автомобили, оставленные возле дома на ночь. Однако остаться без «железного» коня можно и средь бела дня. Причём даже если он припаркован в местах большого скопления автотранспорта, в районе крупных торгово-развлекательных центров, объектов деловой и социально-бытовой сферы. Для некоторых преступников не составляет труда «увести» автомобиль даже из гаражного кооператива. 

«В регионе действуют группы, специализирующиеся на кражах авто с целью их дальнейшего возврата за денежное вознаграждение или с целью последующего сбыта и легализации, – рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области. – Эти группы хорошо подготовлены и технически оснащены. Если говорить о судьбе похищенных автомобилей, то часть их возвращается владельцам, часть разбирается на запчасти. В большинстве случаев изменяется идентификационная маркировка транспортного средства». 

Бесспорным лидером по угонам в регионе является TOYOTA: на долю автомобилей этой марки приходится 50,46% от общего числа похищенных в нынешнем году автомашин. Причём наиболее популярной среди преступников в этой группе стала Corolla (157 автомобилей от 553 похищенных «Тойот» в нынешнем году), «серебро» досталось TOYOTA Land Cruiser (42 автомобиля), «бронза» – TOYOTA Mark II (38 авто). На втором месте по угоняемости расположился продукт отечественного автопрома – «ВАЗ»: машину этой марки похищали в 216 случаях (19,74% от общего числа угнанных авто). Чаще всего похищали «ВАЗ-2106» (в 63 случаях), затем следует «ВАЗ-2107» (32 случая), после него «ВАЗ-2101» (21 угон). 

«Бронзу» поделили TOYOTA Camry и Honda

Как выяснилось, угоняют в Иркутской области примерно те же автомобили, что и в других сибирских городах. Ситуацию в них в течение 2008–2012 годов анализировали специалисты Сибирского регио-нального центра «АльфаСтрахование». Они оперируют  данными об автомобилях, застрахованных по КАСКО. Эксперты установили, что абсолютным лидером угонной статистики Сибири стала TOYOTA Corolla: похищения этого автомобиля составили 15,3% от общего числа зафиксированных угонов. На втором месте с показателем в 6,1% оказались отечественные «ВАЗ-2112/2114». Третье место с результатом 4,8% страховщики отдали TOYOTA Camry. В то время как в Иркутской области чаще похищается Honda – 11,15% от общего числа украденных автомашин. На четвёртом месте расположился Nissan, на пятом – Subaru. 

«Перечисленные автомобили самые распространённые на территории Приангарья, – прокомментировали региональный рейтинг угоняемости в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области. – По своим техническим и ценовым характеристикам они пользуются популярностью у автолюбителей Иркутской области». «Характерной чертой угонной статистики Сибирского региона является очевидное лидерство японского автопрома, продукция которого наиболее распространена из-за территориальной близости страны-производителя, – добавила руководитель розничного блока андеррайтинга Сибирского регионального центра «АльфаСтрахование» Арина Лагутина. – Ещё одна тенденция – интерес угонщиков к подержанным автомобилям: доля угонов машин старше трёх лет составляет 66%, в том числе 41% приходится на возраст от семи до десяти лет». 

Между тем редактор издательского дома «Автомаркет» Игорь Верхозин считает, что представленный рейтинг свидетельствует не о предпочтениях угонщиков, а лишь о том, что машин именно этих марок в регионе больше всего: «Кроме того, преступники выбирают автомобили, с которыми не нужно долго возиться, а чаще всего именно продукт «Автоваза» и подержанные «японки» слабо защищены от угона». 

Самый угоноопасный 

По данным Сибирского регионального центра «АльфаСтрахование», самым «угоноопасным» оказался Иркутск, где произошло 46% всех зафиксированных автокраж. Очень активны угонщики и в Новосибирске, на долю которого пришлось 34,9% случаев. В других городах региона ситуация более спокойная: Чита – 7,9%, Красноярск – 6,3%, Горно-Алтайск – 3,2%, Кемерово – 1,7%. 

Угоноопасность Иркутска можно объяснить тем, что в областном центре довольно распространён так называемый криминальный выкуп автомобилей. По мнению Игоря Верхозина, именно для этих целей и похищается большая часть машин. «Я не слышал о том, чтобы подобная схема существовала в Москве, Республике Бурятия, Красноярском крае. Хотя и не могу сказать, что такой подход – «ноу хау» иркутской автомафии. Скорее всего, ситуация связана с либерализмом в правоохранительной практике, когда привлечь к уголовной ответственности посредников, которые получают выкуп и передают авто владельцу, довольно проблематично». 

Между тем представители силовых ведомств говорят и о либерализме судебной практики. «В отношении виновных лиц в основном применяется более мягкое наказание. Обвиняемые привлекаются к ответственности за кражи или угоны автомобилей, а получают условный срок», – сообщил нашему корреспонденту начальник отдела по раскрытию преступлений против собственности ГУ МВД России по Иркутской области Николай Фонталов. 

– Кроме того, часто в суде дела прекращаются за примирением сторон после того, как пострадавшему возмещается ущерб, – продолжил наш собеседник. – Получается, что преступник не несёт никакого наказания за совершённое преступление и может опять браться за старое. Только в 2012 году таким образом было прекращено три дела, возбуждённых в отношении групп угонщиков. В одном случае – при поимке с поличным группы из четырёх человек, у которых были обнаружены рации и провороты, – прокуратура отказалась поддерживать обвинение, а главарь банды был отпущен под подписку о невыезде. 

По мнению Николая Фонталова, коренным образом изменить ситуацию могла бы полная отмена статьи 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». «Все подобные преступления должны квалифицироваться по статье 158 «Кража, тайное хищение чужого имущества» в особо крупном размере. По этой статье предусмотрено более суровое наказание – от 5 до 10 лет лишения свободы», – отметил наш собеседник. Отмена статьи «Угон», безусловно, изменит ситуацию к лучшему, согласен Игорь Верхозин. Вопрос только в том, когда это будет сделано и будет ли сделано вообще.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры