издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На осадном положении

Те, кто остался жить в Чистых Ключах после редислокации военной части, ведут борьбу за поселковую коммуналку

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Раскрытые настежь ворота, заброшенные котельные, развороченная единственная детская площадка, заполненные до краёв мусорные контейнеры, которые не вычищают по нескольку дней, – таким всего за пару лет стал благополучный закрытый военный городок Чистые Ключи. После редислокации части в посёлке осталось жить гражданское население. Процесс передачи городка Министерством обороны в муниципальную собственность длится уже больше года. Пока решается вопрос, почти две тысячи человек стали заложниками коммунального абсурда.

Колдобины на дорогах, поросший полынью газон, покосившиеся навесы над крыльцом.  Ворота всегда открыты, пропускная система не работает, КПП наглухо заколочен. Таким встретил нас городок Чистые Ключи. Попасть в когда-то закрытый посёлок сегодня просто. В этом году Чистым Ключам исполнится 40 лет. Год назад военный городок сменил статус и стал открытым для всех. Воинские части передислоцировали в Абакан и Чебаркуль, последний эшелон ушёл пару недель назад. Теперь здесь живут чуть больше двух тысяч человек – гражданское население. 

«Чёткое положение»

Семь пятиэтажных домов, школа, пара магазинов, котельная, детская площадка – в городке всё по-военному просто. «Мы как в сказке жили. Гости к нам приезжали со всей страны, удивлялись нашим порядкам, завидовали. Никаких машин под окнами, воздух чистый. Везде цветы летом, всё покрашено», – вспоминает жительница Чистых Ключей Вера Салий и показывает на бурьян, на месте которого ещё в прошлом году стояли клумбы с ноготками и бархатцами. Под окнами – завалившиеся декоративные заборчики. В этом году их после реконструкции теплосетей возле домов никто не потрудился вернуть на место. 

С улицы видно, что многие квартиры в многоэтажках пустуют. В августе прошлого года военный городок Чистые Ключи превратился в обыкновенный открытый посёлок с гражданским населением. О том, что здесь когда-то проживали офицеры, напоминают лишь таблички на домах: «Министерство обороны РФ. Сибирский военный округ». «Боимся мародёрства. Раньше даже бродячих собак не было. Теперь постоянно натыкаешься на свору бездомных животных: семьи военные уехали, кошек и собак оставили. Город не под присмотром. Могут и в наши квартиры хулиганы начать лазать», – рассказала жительница посёлка Надежда Имагулова. 

Документально город всё ещё под присмотром Минобороны. Земля, имущество, в том числе жилой фонд, принадлежат военному ведомству. «У нас квартиры не приватизированы. Кто смог, через суд доказал право на собственность, но таких единицы», – добавила Вера Салий. 

По словам мэра Шелеховского района Александра Лобанова, процесс передачи городка в муниципальную собственность по документам не стоит на месте. «Сейчас формируются несколько городков в Иркутской области для передачи в муниципальную собственность. Из них  Чистые Ключи самый большой и по численности объектов, и по площади. На данный момент закончено согласование реестра по имуществу и по земле с Читой, где находится представительство УМИ военного округа», – рассказал Лобанов. 

Канализационно-насосная станция существует со дня основания городка. Но, по словам местных жителей, она никогда не работала

Он добавил, что уже подписано соответствующее согласование со «Славянкой» и с РЭУ. На следующей неделе планируется поездка в Екатеринбург для подписания необходимых документов. После этого предстоит ещё одна поездка в Читу, ряд согласований в Москве. Сроки, когда закончится оформление всех документов, мэр района предсказывать не берётся. Пока не завершится этот процесс, администрация муниципалитета не имеет права вмешиваться в дела военного городка. Сейчас любое вложение на восстановление Чистых Ключей из средств районного бюджета будет считаться нецелевым расходованием средств.

«Территориально городок относится к Баклашинскому поселению, но юридически, пока акт ещё не подписан, это земли Минобороны. Это очень чёткое положение. По большому счёту, здесь один хозяйствующий субъект», – пояснил Александр Лобанов. 

Коммунальная драма

Пока длится процесс передачи военного городка в муниципальную собственность, его управлением занимаются две организации, которые определило Министерство обороны: ОАО «Славянка» и ООО «РЭУ». Управляют по сути из Москвы, в Иркутской области они имеют только филиалы. 

«Вот до какого состояния довела «Славянка» наш чистый городок. Прокладывали трубы, всё разрыли. Яма возле дома стояла несколько дней. У нас тут свадьба была, родители невесты сами приводили двор в порядок, закапывали яму. Детскую площадку тоже всю испортили. Теперь дети с качелей – и головой о камни», – показывает корреспонденту «Сибирского энергетика» Вера Салий последствия летнего ремонта сетей. 

Приводить придомовую территорию в порядок некому

На днях прошёл дождь, лужи и грязь здесь на каждом шагу. Выбоины в асфальте появились, как только посёлок стал открытым. Раньше автомобилям во дворах ездить запрещалось, городок охранялся, поэтому технику автовладельцы оставляли на специальной стоянке в самом начале Чистых Ключей. Теперь все предпочитают ставить машины под окнами, чтобы была возможность за ними приглядывать. Дорожки, изначально предназначавшиеся для пешеходов, не выдерживают нагрузок. Ямы и колдобины никто не засыпает.

Приводить придомовую территорию в порядок тоже некому. В городке нет ни одного дворника. «Есть только два сантехника. Они говорят, что дворники уволились. Не устроила низкая заработная плата. Мусорные пакеты в урнах перед домами жильцы заменяют сами. По грязи на улице понятно и постороннему, что у нас совсем не убираются уже несколько недель. Я летом с дачи приезжать не хотела. Здесь всё было перерыто, нам перепрыгивать приходилось», – рассказала Надежда Имагулова. 

По словам местных жителей, зимой в городке не убираются по нескольку недель подряд. Вера Салий неоднократно обращалась в «Славянку», писала заявления, просила сделать перерасчёт за уборку придомовой территории и принять меры для устранения недостатков. Ни на одно её заявление женщина ответа не получила. Весной Вера Салий обратилась с жалобой в Службу государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области. Комиссия с проверкой приехала только через месяц. Тогда были установлены нарушения обязательных санитарных требований. «На руках у меня есть копия акта. Семь листов: по каждому дому нарушения, по каждому двору. До сих пор ничего не изменилось. Уже обращались  даже в военную прокуратуру», – добавила Вера Салий. Военная прокуратура Иркутского гарнизона сообщила, что «по результатам проверки в адрес директора филиала «Иркутский» ОАО «Славянка» внесено представление об устранении нарушений закона», и больше по данному вопросу не выступала.

Сейчас, как и три месяца назад, придомовая территория не убирается, урны заполнены мусором, под окнами валяются окурки. Подход к мусорным контейнерам почти невозможен. Вокруг баков стихийная свалка. По словам жительниц, мусор из контейнеров не вывозится уже несколько дней. 

Мэр Шелеховского района Александр Лобанов о коммунальных проблемах в Чистых Ключах говорит, что «со стороны жителей обращений в администрацию района не было». 

– В соответствии со 131-м федеральным законом о местном самоуправлении нужно чётко разграничивать: есть полномочия района, есть полномочия поселений. Конкретно коммунальные вопросы – это полномочия Баклашинского поселения. Но вряд ли Баклашинское поселение в нормальном объёме может обслуживать многоэтажный жилой фонд. И после передачи городка в муниципальную собственность мы будем заводить в Чистые Ключи городские управляющие компании, у которых опыт работы очень большой. По крайней мере, мы это проговариваем, – отметил Лобанов.

Канализация в чистом поле

После передислокации части в Чистых Ключах осталось только гражданское население

Посёлок Чистые Ключи небольшой, обойти его можно меньше чем за час. На краю посёлка стоит канализационно-насосная станция. Побеленное цилиндрическое здание на фоне осеннего леса сразу бросается в глаза. «Вот эта КНС должна выполнять функции очистного сооружения. Но она никогда не работала. Я здесь живу с восьмидесятого года, детей вырастила. Никогда эта КНС не работала. Официально канализация никуда не выведена. На деле она выведена за забор в землю», – рассказала Вера Салий. 

Стоит выйти за периметр посёлка, и сразу чувствуется специфический запах. Через несколько метров возле дороги виднеется небольшое болото. Сюда, по словам местных жителей, и выходит канализация. «Сегодня ветер не дует на городок. В другие дни запах сильно чувствуется даже в квартирах, если форточки открыты. Мы не раз обращались в различные инстанции. Об этом знает город Шелехов, знают Баклаши, куда мы сейчас относимся. За такую канализацию мы ещё и платим». – Вера Салий показывает копии квитанций, где отдельной графой стоит «Водоотведение».

«Вода из канализации уходит в рельеф. Это экологически неправильно. КНС в посёлке никогда не работала. В городке постоянный запах. Вода здесь уходит  в грунт, а за посёлком выходит. Там даже рыбы плавают. Пройдя через землю, канализационная вода уже чистая», – комментирует ситуацию начальник ремонтно-эксплуатационного участка №3 филиала «Иркутский» ОАО «Славянка» Сергей Зубанов.

По словам местных жителей, выходит вода уже ближе к посёлку Баклаши. «Выходит на нашу территорию. Стоки канализационные попадают сначала в рельеф. Если дожди, они оказываются в небольшой речушке, которая впадает в Иркут. Проверка проводилась лет десять назад, тогда следы фекалий в воде были обнаружены. Больше мы не делали экспертизу. Это дорого, а стоки как текли, так и будут течь, ничего не изменится», – рассказала глава Баклашинского сельского поселения Валентина Московских. 

Правда, мэр района заявил, что о проблеме воды в Баклашах слышит впервые. «Да, канализация сбрасывается на рельеф. Но Баклаши находятся в девяти километрах от Чистых Ключей. Я ещё раз попытаюсь этот вопрос поднять, но сомневаюсь, что это правда на самом деле», – отметил Александр Лобанов. 

По словам мэра, Министерству обороны несколько раз предлагали различные варианты решения канализационного вопроса в Чистых Ключах. У администрации есть подготовленная документация по локальным очистным сооружениям. Имеется и  документация на восстановление участка канализационной сети, чтобы транспортировать стоки в Шелехов. Но, добавил Александр Лобанов, Минобороны от этого вопроса «категорически отходит». 

Обоснованное повышение 

О том, что в городке когда-то проживали офицеры, напоминают лишь таблички на домах

За канализацию, которая выходит в чистое поле, жители посёлка исправно платят. «В ноябре 2011-го года, когда появилась «Славянка», у нас выросли тарифы по водоотведению на 314 процентов. В ноябре 2011 у меня выходило 25 рублей, в марте 2012-го я заплатила 414», – показывает квитанции Вера Салий. 

Жительница несколько раз обращалась в Службу по тарифам Иркутской области. На официальное обращение Вере Салий ответили, что «плата за указанные услуги рассчитывается по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством». 

В прокуратуре Иркутской области пояснили, что до  марта 2012 года тариф применялся в заниженном размере, затем был произведён обоснованный перерасчёт платы  за услугу водоотведения. Согласно этому перерасчёту, теперь все жители, даже те, что платили исправно, остались должны.

«Нам установили тарифы, как в Баклашинском муниципальном образовании, к которому нас пока относят. Но в Баклашах выгребные ямы. У нас же даже ям нет. Мы платим за канализацию, которая выходит в поле», – добавила Вера Салий.

За разъяснениями, почему жители посёлка должны платить за несуществующие услуги, они обращались в администрацию района, в прокуратуры района, области, военного ведомства. Вера Салий признаёт, что жители посёлка стали заложниками бюрократической машины. Сейчас на руках активистки внушительная стопка документов. Различные структуры перенаправляют запросы Веры Салий друг другу. Прокуратура Иркутской области перенаправляет обращения прокурору Шелеховского района. В свою очередь районная прокуратура отсылает в военную. 

Местные жители признают, что вопрос канализации начали поднимать давно. «С такой мощной машиной, как Минобороны, тягаться было невозможно. Теперь есть надежда, что с гражданскими властями удастся решить проблему», – добавила Вера Салий.

«Если тянуть этот вопрос и не принимать жильё, а просто заниматься канализацией, мы потеряем жилой фонд в том виде, в котором он есть. Лучше принять и обслуживать самим», – добавил Александр Лобанов.

Отложили до нового года

В Чистых Ключах в этом году чуть не был сорван отопительный сезон. «На каждом доме висят долги за коммунальные услуги. Самый маленький – 460 тысяч рублей, а самый большой – 920 тысяч. Из-за этого подготовка к отопительному периоду чуть не была сорвана. Воинская часть переезжала, офицерам нужно было получать справки о сдаче жилья, и они начали сразу же выплачивать долги. После этого нам выделили денежные средства. Закупили в подвалы стояки, сейчас их меняют. Но в котельную нам привезли котлы не той мощности, намного ниже. Так что не знаю, как будем переживать зиму», – рассказал Сергей Зубанов.

Котельная в Чистых Ключах стоит на возвышенности, но это, по словам местных жителей, не спасает их от смога. «Я по первому образованию инженер-теплотехник. И вопрос реконструкции котельной и теплосетей в Чистых Ключах поднимал на совещании. До нового года у Министерства обороны есть контракт на обеспечение углем и теплоснабжением жилого городка Чистые Ключи. До этого времени проблемы котельной будут решать за счёт ведомства», – отметил Александр Лобанов. 

Он добавил, что во время отопительного сезона передать военный городок на баланс муниципалитета проблематично. По его словам, этого не допустит ни военная прокуратура, ни гражданская. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры