За ними – город
Что в усть-илимском ЖКХ делают чиновники, коммунальщики и простые горожане
Усть-Илимск, традиционно известный лесохимией и энергетикой, в последнее время прославился и крупным коммунальным долгом, растущим из года в год. На начало осени он составлял более 288 млн. рублей. Здесь, как и в остальных городах-должниках, есть и малоимущие жильцы, и злостные неплательщики, готовые даже нелегально подключиться к соседу, лишь бы сэкономить. В остальном, пожалуй, сходства усть-илимского ЖКХ с другими заканчиваются. Стоит посмотреть на него изнутри, чтобы увидеть и удивиться: почти все управляющие компании в городе носят одинаковые названия, мэрия изобретает самые изощрённые виды борьбы с должниками, а добрый бульдозерист Усть-Илимской ТЭЦ Александр Павленко обустраивает свой двор сказочными животными, которых вырезал болгаркой из покрышек.
Разнообразный сервис
Историю ЖКХ Усть-Илимска хочется рассказывать во всех интригах и подробностях – без них она теряет оригинальность. Развитие «коммуналки» здесь собеседники «ВСП» вспоминали со времён существования МУП «Усть-Илимское жилищно-коммунальное хозяйство» (УИЖКХ), фактически первой управляющей компании города. Предприятие обслуживало весь жилой фонд города – более 500 многоквартирных домов (1,8 млн. квадратов). В его ведении были и другие функции, например уличное освещение. На тот момент в МУП работало более ста человек. Его господство закончилось в 2008 году, в канун зимних каникул. Накопив долги, предприятие обанкротилось. Дальше в истории ЖКХ рассказчики расходятся: одни утверждают, что после исчезновения МУП жильцы единодушно выбрали его прямого «наследника» – ООО «УИЖКХ-2008», другие уверяют, что компания заявила о смене руковод-ства и потребовала от ничего не понимающих собственников перезаключить с ней договоры без всяких общих собраний. Как бы то ни было, обсуждать эту тему теперь не хотят ни коммунальщики, ни чиновники, которые только разводят руками: все вопросы – к прошлой администрации.
После своеобразного реформирования МУП большинство сотрудников (как и жилой фонд) остались в ООО «УИЖКХ-2008». Но были и те, кто создали свои управляющие компании. Впрочем, все это делали с благословения крупнейшего игрока рынка и администрации: того требовали новые правила предоставления Усть-Илимску федеральных денег. В итоге в городе остались только частные УК. Кроме «УИЖКХ-2008» дома обслуживают ООО «ВИД-сервис», ООО «Видсервис», ООО «Сервис» и «Никсервис», которыми руководят бывшие сотрудники обанкротившегося МУП. По поводу названий в Усть-Илимске даже травят байки. Будто бы «ВИД-Сервис» расшифровывается как «Воротынцева и другие», а «Никсервис» – «Никитина и компания».
Куча родственных «сервисов» рынок ЖКХ города, конечно, не спасает. О полноценной конкуренции с «УИЖКХ-2008» речи не идёт: компании разновелики, а фонд, за который можно побороться, в плохом состоянии, считает заместитель начальника департамента жилищной политики и городского хозяйства Усть-Илимска Пётр Чихирьков. «Было бы у нас больше мелких компаний, была бы и конкуренция. Ведь считается, что эффективно компания способна управлять, если у неё не более двухсот тысяч квадратов, – полагает он. – А то, например, «Никсервис» обанкротился, а выбрать было не из кого». Не спасает ситуацию и единственное в городе ТСЖ «Новый город». В его управлении шесть домов, относительно новых и не требующих ремонта (в целом степень износа жилья по городу составляет от 30 до 60%). Этим ТСЖ и ограничивается, не пополняя фонд другим жильём. Отсутствие конкурентной среды подтверждают и в «УИЖКХ-2008», правда, аргументируют по-другому. «УК, за редким исключением, просят разрешить присоединиться к нам, – сказал заместитель директора ОАО «УИЖКХ-2008» Сергей Клименюк. – Неудивительно, ведь им очень трудно выживать. Практика показывает, что обслуживать меньше миллиона квадратов крайне сложно».
Один на хозяйстве
В управлении ООО «УИЖКХ-2008» сейчас более 90% жилья города. Последнее пополнение – 67 брусовых домов, которые выбрали компанию на собрании в начале сентября. В целом, утверждает Сергей Клименюк, жилой фонд у компании лучше, чем у остальных фирм, у которых на обслуживании встречаются даже унифицированные передвижные дома, то есть щитовые двух-
этажки, непригодные для проживания. До весны этого года ООО «УИЖКХ-2008» разбиралось с управлением домов самостоятельно, в роли его владельца выступало физическое лицо. Так совпало, что к теме ЖКХ тогда проявили интерес энергетики, которые на тот момент уже купили долю в усольской УК. В результате ОАО «Иркутскэнерго» в лице ООО «Иркутские коммунальные системы» приобрело 100% «УИЖКХ-2008».
Времени для того, чтобы провести кардинальные изменения, прошло ещё очень мало, считает Клименюк. «Новый владелец начал с аудита предприятия, чтобы сформировать дальнейшие планы. Так что изменения внутри компании намечены на конец года. Будут предложения по улучшению работы, в основном технического свойства», – сказал замдиректора. Тем не менее некоторые позитивные изменения с появлением «Иркутскэнерго» произошли в жизни устьилимцев уже этим летом. Так, например, до сих пор вне отопительного сезона горожане страдали от того, что горячая вода была не совсем горячей. «Это связано с техническими особенностями проектирования домов. Меньше повезло тем, кто стоит дальше по цепочке тепломагистрали, – рассказал Клименюк. – В этом году мы, действуя в едином комплексе с «Иркутскэнерго» и Усть-Илимской ТЭЦ, вопрос почти сняли. Оптимизировали режим подачи воды, после чего количество жалоб существенно сократилось». Ещё одно заметное изменение – переход на жёсткий конкурсный отбор подрядчиков. «Сейчас у нас все ремонтные работы будут проходить через конкурсы. У энергетиков в этом большой опыт», – уверен Клименюк.
О планах на будущее в «УИЖКХ-2008» говорят осторожно, поскольку пока они только обсуждаются. Впрочем, основные «болевые точки» своего жилфонда, требующие внимания, здесь называют с ходу. Прежде всего – капитальные ремонты. За время правления МУП даже у такого молодого города, как Усть-Илимск, накопился износ домов, который пришлось «догонять» ООО «УИЖКХ-2008». Кризисную ситуацию выправить удалось, но в целом проблема никуда не делась. На средства федерального Фонда ЖКХ были приведены в порядок единицы домов, а это слишком мало для города. «К сожалению, классическая схема проведения капремонтов у нас пока не работает. Даже если мы получаем основные средства, скажем, из муниципальных программ, то 5%, которые должны софинансировать собственники, на практике собрать никогда не удавалось, хотя, в сущности, от каждого владельца нужно всего три-четыре тысячи рублей», – сетует Клименюк. Отсюда, по его мнению, и другая острая проблема – недопонимание с жильцами. Работа УК во многом зависит от решений и желаний владельцев, но транслировать их туда оказывается очень сложно. «Мы часто не можем узнать потребности жильцов. Например, ситуация с установкой общедомовых теплосчётчиков: думаю, многие не возражали бы, если бы мы часть доходов пустили на покупку приборов, но выяснить согласие большинства очень сложно».
Долг коммунальным платежом красен
Коммунальщики, разумеется, немного лукавят, когда называют общение с жильцами в числе первых проблем. Самой важной и острой темой по-прежнему остаются финансовые отношения с владельцами, то есть собираемость платежей. Сейчас по фонду «УИЖКХ-2008» она равна в среднем 96%. При этом задолженность за услуги и потреблённые воду-свет-тепло составляет более 180 млн. рублей, условно по 500 тыс. рублей на каждый дом, но на деле долг «плавает» от 150 тыс. до 1,5 млн. рублей. От района это сильно не зависит, потому что в Усть-Илимске нет центра как такового и окраин. «Окраины здесь условные. Зашёл за дом – уже в центре», – смеётся Клименюк. Долги, по его оценке, будут расти и дальше, поскольку остаются злостные неплательщики. Доля невозвратных долгов в «УИЖКХ-2008» не превышает 4%. В целом по городу эта цифра выше, поскольку «неблагополучный» жилфонд, с обитателей которого нечего взять, преобладает у других компаний. Лучше всего дело обстоит у ТСЖ «Новый город», имеющего на шесть многоквартирных домов всего двух хронических неплательщиков – неблагополучные многодетные семьи.
На ниве борьбы с должниками «УИЖКХ-2008» уже приобрела опыт, в том числе печальный. Оказалось, что отключение электроэнергии в квартире, чей хозяин больше трёх месяцев не платил по счетам, далеко не всегда мотивирует его пойти в кассу. Такие жильцы, проигнорировав предупреждения и дождавшись отключения, впоследствии всё-таки находят способы жить полноценной коммунальной жизнью. С помощью знакомого электрика (а иногда и своими силами) запитываются от соседа. Конечно, «самоподключенцев» среди должников немного, бороться с ними чаще всего приходится уже в суде. А с приходом «Иркутскэнерго», по словам Клименюка, меры взыскания должны ужесточиться, тем более что у холдинга наработан подобный опыт с юридическими лицами. Какие именно способы испробует УК, замдиректора не уточняет, но уверен, что эффективный будет найден. «Перекрыть холодную воду запрещает закон, горячую воду – технически сложно, поскольку надо попасть в квартиру, – поясняет он. – Возможно, в практику вскоре войдёт перекрытие канализации».
О похожем мечтают и в местной администрации. «Способ у нас в городе однажды применялся, не буду говорить где, – заговорщицки начал Пётр Чихирьков. – Так вот, диаметр канализационной трубы в туалете 100 мм, а если взять другую трубу, на 70 мм, то вместе со стенками получается та же «сотка». Затем рассчитывают длину троса и вставляют «семидесятку» в обычную трубу на уровне квартиры должника. В итоге у соседей сверху канализация продолжает работать, а должник заблокирован. Это тоже радикальный способ, но очень действенный». Впрочем, тиражировать его в мэрии не пробовали.
В основном по жилью соцнайма обходятся предупреждениями и запретом приватизировать квартиры, по которым есть долги. В плане принудительных мер, считает Чихирьков, у ТСЖ и УК свобода действий гораздо шире. Например, как хозяйствующий субъект кто-то из них может взять кредит и через суд переселить должника на меньшую жилплощадь (скажем, из трёхкомнатной квартиры в «однушку», но не менее шести квадратных метров на человека), а оставшуюся квартиру продать и покрыть кредит и долг неплательщика (хотя, конечно, все помнят, что пока единственный опыт Усть-Илимска в быстром погашении долгов за «коммуналку» был связан с банкротством МУП).
Сказочная тайга
Жалуясь на жильцов и друг друга, и чиновники, и коммунальщики признают, что всё-таки в Усть-Илимске проблем в этой сфере относительно немного, а крупные аварии в ЖКХ – явление настолько редкое и быстро устраняемое, что и напоминать о них не стоит. В доказательство коммунального благополучия города нам показывают несколько образцовых домов. Во дворе на Энгельса, 29, задерживаемся надолго: вместо бабушек на скамейках и детей на качелях двор усыпан сказочной живностью – зайцем с чайником, мартышкой на пальме, клыкастой свинкой. Среди всех этих инсталляций сидел единственный скучающий пенсионер.
– Нравится? – прищурился дед. – А вот и автор всего этого благолепия, – сказал он и махнул в сторону молодого мужчины, протиравшего машину у подъезда.
Автор, как выяснилось, бульдозерист Усть-Илимской ТЭЦ Александр Павленко. Фигуры он сооружает в свободное от работы время: прямо на лестничной площадке режет болгаркой покрышки, затем соединяет детали и красит. Во всём, говорит он, помогает фантазия, которая и подсказывает необычные образы. За это умение Павленко уже стал местной знаменитостью и попал сразу в обе главные газеты города – «Вечерний Усть-Илим» и «Усть-Илимскую правду». Соседи, уверен он (а наш пенсионер это подтвердил), против украшения двора ничего не имеют и даже готовы терпеть болгарку. У них здесь, в отличие от коммунальщиков и чиновников, «нормальный диалог» и «полное взаимопонимание».