издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и развитие энергетики Байкало-Черемховского комплекса

Конференция по изучению производительных сил Иркутской области

Доклад академика А.В. Винтера и члена–корреспондента Академии наук СССР В.И. Вейца

Настоящая конференция, созываемая накануне 30-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, призвана наметить пути мобилизации производительных сил Восточной Сибири на благо нашей социалистической Родины. Одним из центральных вопросов конференции является проблема освоения гидроэнергетических ресурсов р. Ангары и, в частности, вопрос о сооружении первоочередной Байкальской гидростанции.

То обстоятельство, что вопрос об освоении энергетических ресурсов является центральным, предопределяющим в значительной мере всё народнохозяйственное развитие края, конечно, не случайно и оправдывается всем тридцатилетним опытом индустриализации нашей страны.

Широко известно, что первая программа нашего хозяйственного строительства неразрывно связана с разработанным по инициативе и под непосредственным руководством Владимира Ильича Ленина планом электрификации страны – планом ГОЭЛРО. Этот первый народнохозяйственный план предусматривал не изолированное построение отдельных станций, а постепенный переход хозяйства страны, в том числе и земледелия, на новую техническую базу, на техническую базу современного крупного производства, связанного так или иначе, прямо или косвенно с делом электрификации.

Значение энергетики, и в первую очередь электрификации, для народного хозяйства, как известно, с каждым годом приобретает всё большее и большее значение.

Увеличение значения электрификации в промышленности идёт в основном в двух направлениях: в замене в существующих отраслях промышленности мускульного труда электроприводом и в создании новых, так называемых электроёмких производств, использующих электроэнергию для электротермических и электрохимических процессов.

К числу этих новых электроёмких производств могут быть в первую очередь отнесены: производство алюминия, высококачественных сталей и ферросплавов, абразивов, сплавов меди, получение хлора, карбид-кальция, синтетического каучука, каустической соды и т.д., т.е. те отрасли производства, которые получают всё большее и большее развитие и значение которых в народном хозяйстве страны в настоящее время даже трудно полностью оценить.

Характерным для первого направления внедрения электроэнергии является относительно небольшой удельный вес её в себестоимости продукции и планомерное постепенное снижение удельного расхода рабочей силы на единицу вырабатываемой продукции.

Характерным для второго направления внедрения электроэнергии является резко увеличивающийся удельный вес энергии в себестоимости продукции, при одновременном резком снижении удельного расхода рабсилы на выработку продукции.

Энергетическая характеристика отраслей промышленности оказывает решающее влияние на принципы её размещения. Если для промышленности с энергетической характеристикой меньшей единицы (1 кВт-ч на рубль продукции) условия энергоснабжения имеют хотя и большое, но всё же подсобное значение, решающими являются условия сырьевой базы, обеспеченности рабочей силой, мест сбыта продукции и т.д. Для электроёмкой промышленности с энергетической характеристикой выше 3–5 кВт на рубль продукции решающее значение при выборе месторасположения промышленных предприятий приобретают условия электроснабжения.

При этом исключительное значение приобретают не только количественные, но и  качественные показатели источников электроснабжения, в частности, показатели удельных капиталовложений в сооружение электростанций и себестоимости электроэнергии.

Анализ энергоэкономических характеристик экономических районов страны показывает, что как по количественной, так и по качественной характеристике своих энергетических ресурсов Восточная Сибирь является уникальным районом в СССР.

По абсолютным запасам ресурсов в Восточной Сибири сосредоточено около 37 процентов потенциальных запасов водной энергии СССР.

Эти огромные запасы характеризуются одновременно и весьма благоприятными технико-экономическими показателями возможной их реализации. Так, капиталовложения на киловатт мощности гидростанций Восточной Сибири на 40 процентов ниже, а себестоимость энергии в два раза ниже, чем в среднем по СССР. Добыча же угля в Черемховском бассейне требует примерно в два раза меньших трудовых затрат, чем в среднем по остальным бассейнам СССР, а себестоимость угля ниже, чем в любом другом бассейне.

Так же, как Восточная Сибирь выделяется среди прочих районов СССР своей энергетической обеспеченностью, так и Ангаро-Черемховский комплекс выделяется по своим показателям внутри Восточной Сибири, в первую очередь по разведанности и лёгкой мобильности своих энергетических ресурсов.

Сосредоточение на относительно небольшой площади огромных, около 60 млрд. кВт-ч, высокозарегулированных запасов водной энергии Ангары в сочетании с запасами высококачественных черемховских углей создают исключительно благоприятную энергетическую характеристику этому району, равной которой нет в Советском Союзе. Размещение района в наиболее обжитой части Восточной Сибири, относительно благоприятные транспортные связи, значительные запасы рудных и нерудных ископаемых — все эти факторы выдвигали и выдвигают его как район, подлежащий первоочередному освоению.

Надо при этом подчеркнуть, что проведённое за предвоенные пятилетки и блестяще оправдавшее себя во время Отечественной войны усиление индустриализации восточной части СССР, создание на востоке новых экономических районов (Кузбасс, Караганда, Средняя Азия) найдёт своё продолжение в послевоенном развитии Восточной Сибири,

При всех благоприятных предпосылках к такому дальнейшему продвижению на восток, которые создаёт характеристика Восточной Сибири, малая её заселённость и напряжённость трудового баланса являются существенными тормозами к её индустриализации. Это положение ещё раз подчёркивает необходимость промышленного развития края за счёт развития в нём электроёмких производств. Последние при одном и том же количестве занятой на их сооружении и эксплуатации рабочей силы, позволяют в несколько раз увеличить степень индустриализации района по сравнению с сооружением неэлектроёмких производств.

Таким образом, основным потребителем энергии Ангарских ГЭС должен явиться развёрнутый комплекс электротермических и электрохимических производств, главным образом на местной сырьевой базе. В определённой части эти производства должны быть тесно связаны с химической промышленностью на базе черемховских углей.

Вся эта промышленность требует для своего рационального развития высококачественной электроэнергии с минимальной себестоимостью. Наличие такой качественной энергии предопределяет и месторасположение промышленности. Расчёты показывают, что, например, для алюминия снижение себе-стоимости 1 кВт-ч на 0,2 коп. оправдывает увеличение перевозки 1 т сырья – глинозёма на 1000 км.

Электроэнергия с низкой себестоимостью может быть получена в первую очередь на гидростанциях. Из всех возможных к сооружению гидростанций Байкальская ГЭС с проектной себестоимостью 0,9 коп. кВт-ч (с многолетним и суточным регулированием за счёт естественного водохранилища Байкала) является наиболее эффективной, подлинно уникальной станцией.

Действительно, окружающая видимая нами природа не только безгранично разнообразна, богата и щедра, но она иногда бывает капризна и творит такие чудеса, которые до сих пор остаются для нас загадками и объяснение которых, вероятно, всегда останется гипотетическим или чисто теоретическим.

К такому чуду и уникальному явлению природы относится и образование Байкальского озера с единственной вытекающей из него рекой Ангарой при одновременном впадении в него более 300 рек и ручьёв.

Если вспомнить 600-километровую протяжённость Байкала в меридиональном направлении, его 60–70-километровую ширину, его зеркало в 30 с лишним тысяч квадратных километров, мы получаем неопровержимые доказательства уникальности этого явления, равного которому нет нигде в мире.

Это есть бесценный дар природы, правильное и разумное использование которого явится неиссякаемым источником огромных количеств весьма дешёвой и в высшей степени качественной электрической энергии, освобождающей мускульный труд миллионов людей и в изобилии рождающей богатства для удовлетворения жизненных потребностей народа и интересов нашего государства.

Первостепенной важностью является вопрос правильного и рационального использования этого природного дара.

Проектно-изыскательские работы показали, что среди ряда гидро-станций, который может быть создан на Ангаре, первоочередной станцией должна явиться Байкальская ГЭС возле Иркутска. По своим энергетическим и экономическим показателям эта станция является одной из наиболее эффективных не только в СССР, но и во всём мире. Её проектная мощность и выработка больше, чем мощность любой станции Западной Европы и крупнейших станций США. Годовая выработка Байкальской ГЭС в два раза превысит всё потребление энергии дореволюционной России. Себестоимость её энергии будет в два раза ниже, чем себестоимость энергии на строящейся на р. Каме Молотовской гидростанции, и примерно в три раза ниже, чем энергия Горьковской ГЭС на Волге.

Строительство этой гидростанции должно быть начато в конце текущей пятилетки и потребует 4-5 лет.

Необходимо подчеркнуть, что имеется точка зрения о целесообразности сооружения вместо одной Байкальской двух (Иркутской и Тальцинской) гидростанций, с суммарной мощностью и выработкой обеих, примерно равными показателям Байкальской ГЭС. Несмотря на то, что двухступенчатый вариант использования верхнего участка Ангары от Иркутска до Байкала технически вполне осуществим, а по экономическим показателям не намного хуже одноступенчатого варианта сооружения Байкальской ГЭС, такое решение всё же должно быть отвергнуто.

Мотивы, по которым этот вариант выдвигался, – невозможность якобы сразу освоить большую мощность и огромные количества электроэнергии, строительные трудности при сооружении больших гидростанций – это те же соображения, которые в своё время выдвигались при начале строительства Днепрогэс. Жизнь давно рассеяла эти сомнения. Сейчас уже стала азбучной истиной, что создание разумного комплекса нужных стране предприятий зависит только от нас, от нашей воли, от наших способностей организовать все процессы нового строительства таким образом и в такой гармонической связи, чтобы без потери темпов и времени одновременно вдохнуть во вновь созданные заводы и предприятия полнокровную и здоровую жизнь.

Нам нет надобности идти робкими неуверенными шагами при осуществлении ангарского строительства – этого нового промышленного и энергетического узла. Днепровское строительство прошло этот трудный путь исканий и сомнений, и было бы обидно, если бы затруднения того времени, ошибки, к которым привела эта неуверенность и робость, не были бы сейчас достойно учтены и приняты в расчёт.

Сооружение Байкальской гидростанции повлечёт за собой не только развитие электроёмкой промышленности. На базе её энергии должна будет развернуться широкая электрификация железнодорожной сети района. Электрификация транспорта, повышая скорости движения поездов, увеличивая их грузоподъёмность и повышая пропускную способность дорог, является в то же время одним из наиболее эффективных методов использования электроэнергии, т.к. каждый киловатт-час даёт возможность сэкономить на транспорте килограмм угля.

Огромное значение будет иметь электроэнергия гидростанции и для организации жизни трудящихся. Массовое внедрение электробытовых приборов – плит, пылесосов, стиральных машин, утюгов – позволит резко улучшить культурно-бытовые условия жизни населения городов и деревень области, избавит трудящихся от непроизводительных затрат труда в бытовых процессах.

В развитии сельского хозяйства электроэнергия Байкальской ГЭС призвана будет также сыграть решающую роль, позволив как механизировать и электрифицировать ряд вспомогательных процессов, так и частично перейти на электрификацию основного производства – пахоты.

Намеченное широкое освоение гидроэнергетических ресурсов ни в коей мере не означает сокращения добычи угля, прекращения развития Черемховского бассейна. Наоборот, рациональное народнохозяйственное развитие района требует дальнейшего значительного увеличения угледобычи.

Однако использование угля, идущего в настоящее время в основном на вывоз за пределы района и на обслуживание транзитных транспортных перевозок, должно измениться.

Главным направлением использования черемховских углей должна явиться химико-технологическая их переработка (получение жидкого топлива, карбид-кальция и др.) с получением всех побочных химических продуктов (смол, фенолов и пр.) и созданием на этой базе ряда новых производств, например пластмасс. Одновременно сохранится, хотя и в меньших размерах, использование угля для транспорта и в значительной мере разовьётся его использование в котельных и на электростанциях. Для этих целей в первую очередь должны будут использовать отходы обогащения угля.

Как показывают расчёты, при рациональном использовании черемховских углей необходимо в перспективе считаться примерно с утроением намеченной на 1950 г. производительности бассейна и ростом примерно в 6 раз современной мощности тепловых станций. Рост мощности тепловых станций должен идти особенно интенсивно в ближайшее время для обеспечения нормального развития района до момента ввода в эксплуатацию Байкальской ГЭС.

И тепловые станции на черемховском угле, и Байкальская ГЭС будут связаны между собой высоковольтными линиями передачи, образуя в перспективе единую Ангаро-Черемховскую систему. Эта электроэнергетическая система в течение ближайших трёх пятилеток должна будет превратиться в одну из наиболее мощных систем СССР с выработкой электроэнергии, в 15 раз превышающей всю современную выработку электростанций Восточной Сибири.

В свете намеченных перспектив развития энергетики Иркутско-Черемховского комплекса особое значение приобретает развитие энергетической базы области в течение переходного периода, т.е. до пуска Байкальской ГЭС. Последний должен быть отнесён к середине или к концу следующего пятилетия. Развитие Черемховского бассейна, строительство и частичный пуск в этот период заводов чёрной металлургии, строительных материалов и других производств, наряду со строительством Байкальской ГЭС и комплекса электроёмких потребителей, потребует создания серьёзной электро-

энергетической базы уже в переходный период, до пуска ГЭС. Современное незначительное электрохозяйство области, безусловно, не может обеспечить нормального развития района в этот переходный период.

Направление строительства новой электроэнергетической базы, типы электростанций и их размещение на этом этапе должны быть, естественно, строго увязаны с электробалансом Байкальской ГЭС в период пуска и первых лет её эксплуатации.

Этапом освоения первой очереди развития производительных сил Восточной Сибири – осуществление строительства Байкало-Черемховского комплекса – может, очевидно, считаться отрезок ближайших трёх пятилеток.

В исторической речи товарища Сталина указаны перспективные уровни по ряду важнейших отраслей промышленности, которые должны быть достигнуты в течение этого периода: 60 млн. т стали, 500 млн. т угля, 60 млн. т нефти. Соответствующая этим уровням структура промышленности и всего народного хозяйства определяет электрический баланс страны примерно в 225 млрд. кВт-ч при установленной мощности около 80 млн. кВт.

К этому моменту электрический и топливный балансы Байкало-Черемховской энергетической системы претерпят огромные изменения. Выработка электроэнергии в районе увеличится примерно в 30 раз против современного уровня. Удельный вес района в общем электробалансе страны возрастёт с 0,5 до 3,5% и с 4,3% до 6% по добыче угля (всё по отношению к уровням 1940 г.) при коренном изменении и создании весьма рациональной структуры электрического и топливного балансов.

Несмотря на всю грандиозность указанной перспективы, следует подчеркнуть, что она является лишь программой первого этапа широкого освоения энергетических ресурсов и производительных сил Восточной Сибири. Параллельно с завершением первоочередного Байкало-Черемховского комплекса должно быть положено начало широкому освоению других энергетических центров Восточной Сибири и, в частности, крупнейшего в мире Ангаро-Енисейского гидроэнергетического центра с выработкой энергии порядка 25 млрд. кВт-ч.

Освоение Восточно-Сибирских энергетических центров ставит исключительные по значению и масштабу задачи перед советской научно-технической мыслью в области энергетики.

К первоочередным задачам относятся разработка технико-экономической модели Байкало-Черемховского энергопромышленного комплекса и Иркутской электроэнергетической системы, в частности освоение энергохимического использования топлива на новейшей технической основе; освоение высоковольтных электропередач на постоянном токе. С решением последней задачи мощные гидроэнергетические ресурсы Восточной Сибири получают экономический выход в западные индустриальные центры страны на расстоянии нескольких тысяч километров от Ангарских ГЭС.

Нарисованные перспективы поражают своей грандиозностью и на первый взгляд могут казаться утопическими.

Не следует, однако, забывать, что при создании плана ГОЭЛРО последний многим казался нереальным. Достаточно вспомнить высказывание Герберта Уэллса в 1920 году по поводу электрификации в СССР, что «вообразить себе применение её в России можно лишь с помощью очень большой фантазии».

Тридцать лет существования и развития нашей социалистической Родины, однако, доказали, что сила большевиков, сила партии Ленина–Сталина всегда заключалась и заключается в том, что те цели и задачи, которые она перед собой ставит, она всегда реализует. И, оглядываясь на весь пройденный нами путь, можно с уверенностью считать, что и эти новые задачи, уточнить и наметить пути для реализации которых призвана настоящая конференция, будут с честью выполнены в кратчайший из намечаемых сроков.

Неустанные заботы нашего правительства, помощь, которую неизменно таким начинаниям оказывает партия, советские и общественные организации, непоколебимая воля трудящихся – всё это залог грядущей победы на этом новом фронте труда и строительства нового свободного бесклассового общества.

Из времён своей деятельности на Днепрострое я лично испытал ту огромную заботу и помощь, которую мне оказывал товарищ Сталин, и внимание, которое он сейчас уделяет вопросам Ангарского строительства, является лучшей и бесценной гарантией того, что под его руководством, при его заботах о нуждах этого грандиозного дела оно будет доведено до конца.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры