издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Почтовая лихорадка

  • Автор: Елена Постнова

Из 50 почтовых отделений Иркутска уже восемь закрыты. Большая часть из действующих работает по новому расписанию. Есть в их числе отделения, где на обслуживание клиентов выделяется от двух до четырёх часов. Иркутяне не могут получить свои посылки, переводы и заказные письма. В скором времени ситуация может усугубиться. Через неделю начинается подписная кампания. Все, кто привык получать периодику на дом, пойдут на почту. Существует опасение, что, сохранив нынешний режим работы, почта может сорвать подписную кампанию иркутских СМИ.

Переход к самым современным почтовым услугам

До недавнего времени в Иркутске работало 50 почтовых отделений связи. В этом году по городу прокатилась волна увольнений сотрудников почты. В след за этим в разных частях областного центра начали закрываться почтовые отделения. К сегодняшнему дню уже восемь точек временно прекратили свою работу. Ещё несколько перешли на сокращённый режим работы. Теперь вместо двенадцати часов отделения уделяют клиентам от двух до четырёх часов.

Перед отделениями, которые открывают свои двери лишь на несколько часов, выстраиваются очереди. Иркутяне вынуждены приходить на почту по нескольку раз в неделю, чтобы забрать свои посылки, денежные переводы и заказные письма. «Почта России прилагает все усилия для сохранения почтовой сети в регионе и обеспечения полным спектром услуг почтовой связи всех жителей области». Так прокомментировали сложившуюся ситуацию  в региональном управлении Почты России.

В редакцию обратилась Ольга Мутовина, которая не может закончить оформление документов из-за низких качеств услуг почты. «Сейчас занимаюсь оформлением документов на участок. В Кадастровой палате мне сказали, что письмо моему кадастровому инженеру отправили 14 сентября. Оно до сих пор не пришло на место назначения. То есть письмо по городу идёт уже неделю», – рассказала Ольга. Эта история не единичный случай.

Впрочем, в пресс-службе УФПС по Иркутской области отметили, что все обязательства перед своими клиентами Почта России выполняет, несмотря на «низкую стоимость услуг».  «Внедряются новые формы обслуживания, которые позволят гарантировать местным жителям доступ к самым современным почтовым и финансовым услугам. При этом тарифы на универсальные услуги регулируются государством, на сегодняшний день они установлены ниже себестоимости», – добавили в ведомстве. 

«Доходы стали расти»

Почтовые отделения временно закрываются или переходят на сокращённый режим работы из-за недокомплекта штата. Почта остро нуждается в почтальонах, операторах связи, водителях. На работу принимают практически всех: пенсионеров, студентов, школьников. Причин массового увольнения работников в региональной Почте России не озвучивают и называют этот процесс рабочим моментом, который может произойти на любом предприятии. 

Главная причина, по мнению сотрудников почты, которые продолжают работать, – это низкая оплата труда. Так, почтальоны, которые проходят в день по нескольку километров, чтобы доставить корреспонденцию, стали получать по три-четыре тысячи в месяц. Связывают это с переходом на сдельную оплату труда. Теперь зарплата сотрудника определяется фактическим объёмом выполненной работы. 

По мнению руководства, такая форма оплаты труда должна мотивировать к более ответственному отношению к работе и в конечном счёте привести к росту зарплат.

В УФПС по Иркутской области отказались сообщать среднюю зарплату почтальона или рядового сотрудника. Однако заявили, что после перехода на сдельную оплату жалование значительно выросло. «Во время перехода на сдельную систему оплаты труда у почтовиков возникало много вопросов. Но в настоящее время ситуация стабилизировалась. Сотрудники отделений почтовой связи увидели, что их доходы стали расти и у них появилось понимание того, что сдельная оплата не только инструмент повышения дисциплины и эффективности труда, но и реальная возможность самостоятельно влиять на размер заработной платы, улучшить своё материальное положение», – сообщили в пресс-службе Почты России. Руководство ведомства уверено, что новые зарплаты никоим образом не повлияли на увольнения сотрудников.

«Бояться уже нечего»

С 1 октября начнётся подписная кампания. Сотни людей пойдут в почтовые отделения, чтобы оформить подписку на любимые издания. Многие иркутяне привыкли видеть в своих почтовых ящиках газеты и журналы. 

Осеннее обострение почтовой лихорадки озаботило руководителей местных изданий. В преддверии подписной кампании остро стоит вопрос, как будут в дальнейшем функционировать «временно закрывшиеся» и «перешедшие на сокращённый режим» почтовые отделения. 

«Почта России за последние годы сделала всё, чтобы загубить почтовую подписку. В каком-то смысле это уже состоялось, так что бояться по большому счёту нечего. Потому что те героические люди, которые продолжают выписывать газеты по почте, уже привыкли, что они получают всё не вовремя», – рассказал председатель Иркутской областной организации Союза журналистов России, издатель и главный редактор газеты «Восточно-Сибирская правда» Александр Гимельштейн. 

Сегодня многие иркутские печатные СМИ имеют подписку. Руководители изданий рассказывают, что читатели постоянно обращаются в редакцию с жалобами. Еженедельные газеты могут запаздывать на три-четыре дня. Несколько лет назад в Иркутске стала формироваться альтернативная форма подписки. В любом газетном киоске можно приобрести полугодовой абонемент на определённое издание, в том числе «Восточно-Сибирскую правду», «Конкурент» и «Иркутский репортёр». Абонемент читателю обходится в разы дешевле, чем классическая подписка. Газету или журнал, на которые оформлены альтернативные подписки, можно забрать в любое удобное время в киоске. Чтобы купить абонемент, не нужно стоять многочасовые очереди в отделение Почты России.

«Мы на протяжении уже не одного года делаем ставку на альтернативную форму подписки, которую осуществляем с помощью наших партнёров из «Иркутскпечати».  И это даёт свои результаты, позволяет нам сохранить тираж», – добавил Александр Гимельштейн.

Редакторы других региональных газет признают, что работать с Почтой Россией с каждым годом сложнее. «Опасения есть всегда, когда речь идёт о Почте России. Подписная кампания стала сложным вопросом в условиях реформирования и кадрового голода на почте. И это всё, конечно, повлечёт за собой проблемы, связанные с подпиской. У нас есть курьер. Это тоже один из выходов для нас», – рассказала руководитель газеты «Областная» Нина Озерникова.

Почта на колёсах

Новый формат обслуживания Почта Россия внедряет и в сельской местности. Весной в ряде территорий Иркутской области закрылись почтовые отделения. В большинстве случаев в небольших поселениях такие отделения выполняли функции культурных центров. Согласно новой политике Почты России, в районах стали появляться передвижные отделения почтовой связи. 

Как пояснили в пресс-службе регионального УФПС, по «производительности» один такой передвижной пункт способен заменить порядка пяти стационарных почтовых отделений. «Почтовый передвижной офис по технической оснащённости равноценен городскому отделению почтовой связи, а значит, жителям отдалённых посёлков доступны такие услуги, как приём и доставка почтовых отправлений (в том числе ускоренная почта), доступ в Интернет, проведение финансовых операций», – добавили в Иркутском отделении. 

Однако жители отдалённых посёлков не рады такому нововведению. Так, жители посёлка Согдиодон Мамско-Чуйского района Иркутской области с августа месяца обращаются с просьбой не вводить на их территории передвижное почтовое отделение. «УФПС Иркутской области в настоящее время решает вопрос о временном закрытии почтового отделения в посёлке Согдиодон и передаче его функций передвижному отделению почтовой связи, прикреплённому к ОПС посёлка Мама. Вопрос только решается, а корреспонденция не доставляется уже в течение нескольких недель», –  сообщается в письме, которое местные жители направили Владимиру Жириновскому. Посёлок находится в 120 километрах от райцентра и в тысячи километрах от Иркутска. Все пособия и субсидии жители села получали раньше на почте.

«Возможно, на некоторых территориях закрытие почтовых отделений повлияет на уровень подписки. Особенно это касается небольших посёлков и деревень. Люди не смогут подписаться, газета до них не дойдёт. Остаётся надеяться, что, если человек хочет подписаться на газету, он отстоит в очереди и всё же оформит подписку», – рассказала начальник отдела распространения и продвижения ООО «АиФ в Восточной Сибири» Марина Толстикова. 

В Иркутском отделении УФПС настроены оптимистично. «Временное закрытие отделений почтовой связи не окажет негативного влияния на подписную кампанию, так как временно закрытые ОПС имели низкий уровень посещаемости. Обязательства перед  подписчиками выполняются в полном объёме», – добавили в пресс-службе ведомства. Сейчас очереди перед отделениями, которые перешли на новый график работы с клиентами, по-прежнему выстраиваются. Однако руководство региональной Почты России всё ещё уверено, что отделения почтовой связи обслуживают население в наиболее удобные часы посещений. 

Как дальше будет работать Почта России, какие новые рекорды будут ставиться по скорости доставки писем в пределах одного города, предсказывать не берётся ни один эксперт. Пока же нам остаётся присоединяться к очередям. Или искать альтернативу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры