Нет у акции начала, нет у мусора конца
Генеральная уборка Иркутска, состоявшаяся 15 сентября, неожиданно стала предметом бурной дискуссии. Самые ярые противники акции с маниакальной настойчивостью подсчитывают количество «КАМАЗов» мусора, пытаясь понять, «кто же денюжки украл». Отдельные уборщики тоже в карман за словом не лезут. Один анонимный сторонник так прямо и сказал: «Жаль, что… в стране нельзя стрелять собак, я бы большую часть из вас с удовольствием расстрелял». Хорошо, что основная часть горожан, как убиравших город, так и нет, к теме мусора относится без осеннего обострения.
«19 тысяч в городе реально вышли на улицы, потратили несколько часов своего личного времени на то, чтобы разгребать помойки, которые воняют, там шприцы, крысы», – описал обстановку один из организаторов акции, генеральный директор туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич. Акция в рамках Всероссийской уборки «Сделаем!» в Иркутске началась задолго до 15 сентября. В феврале 2012 года идея о ней родилась «параллельно в нескольких головах», которые задумались, как очистить Иркутск от грязи. Поначалу авторы хотели сделать экологическую игру, чтобы усовершенствовать схему сбора мусора в городе. Однако потом всё вернулось к старому доброму субботнику. За основу был взят опыт Эстонии, где в 2008 году на улицы вышло 50 тысяч человек, которые за пять часов убрали страну. Костяк иркутской команды из 20 человек был сформирован в июле, а к концу августа была составлена карта более шестисот несанкционированных свалок. В организации акции участвовало 300 иркутян. 15 сентября, как заявил Казакевич, на улицы Иркутска вышли 19,5 тысячи человек, в девяти районах области – ещё около трёх тысяч. Таким образом, в акции приняли участие 22,5 тысячи человек.
«Нашли несколько новогодних ёлок, не поверите! – рассказывает коммерческий директор КРЦ «Панорама» Ксения Геевская. – Практически в центре города обнаружили огромное колесо от трактора. На Грязнова наша команда нашла документы, подписанные Мацуевой Верой. И конечно, мы задумались: может быть, Денис Мацуев имеет к ним отношение?» В одном из дворов, где убирались волонтёры, местная управляющая компания не придумала ничего лучше, как вывернуть внутренности подвалов прямо на детскую площадку. Шприцы, доски, тома Ленина. В три часа дня организаторам из другого района поступил звонок: люди меняли колёса на авто, отошли буквально на 10 минут, а колёс нет. Называют адрес. И тут один из сотрудников произносит: «Боже мой, у меня только что там прошёл мусоровоз. Он наверняка перерубил всё». Так колёса и поехали в разрубленном виде на полигон. На территории Правобережного округа стоял старый заброшенный каток. «Через некоторое время катка не стало, – смеётся куратор проекта по округу Дмитрий Лебедев. – Потому что шла сплошная уборка». Через полдня нашёлся хозяин, звонит: «Отдайте мне мой трактор!»
Тем временем образовалась могучая кучка граждан, которым акция не нравилась и не нравится сейчас. Они увлечённо считают «КАМАЗы» мусора, ищут на фото акции людей в тужурках «Единой России» и думают, куда же деньги ушли. А денег в акции было 8,7 млн. рублей. Это сумма госконтракта на вывоз ТБО 15 сентября, который собрали волонтёры. «Иркутский репортёр» тоже попытался разобраться с финансовым вопросом.
«Контракт продлили…»
Контракт на вывоз ТБО по итогам конкурса был заключён с МУП «Иркутскавтодор» на сумму 8781999,09 рубля. Вывезти за эти деньги предприятие было обязано 54767,69 куб. м мусора (проверить цифры можно на сайте госзакупок). «Начальный срок выполнения работ по контракту – в течение одного календарного дня с момента подписания сторонами контракта, конечный срок выполнения работ по контракту – 15 сентября 2012 года». Вот и все нехитрые условия. По словам Анатолия Казакевича, работать МУП начало ещё 5 сентября, вывозя уже готовые к отправке свалки. Всего же с 5 по 15 сентября на полигоны уехало 15,7 тыс. куб. м мусора. В день акции в городе работало 100 единиц техники. «Не всё вывезли, остались крупные свалки, которые в основном убираются погрузчиками, – рассказал Казакевич. – Они будут вывозиться до 30 сентября. Это ещё около 5 тысяч кубометров». На вопрос журналистов, а что же делать с контрактом, который предусматривает вывоз мусора за один день, Ксения Геевская ответила: «Контракт в настоящий момент продлён, по словам Радика Хакимовича, как раз до 30 сентября» (Радик Фаразутдинов – директор МУП «Иркутскавтодор». – Авт.). Ксения привела пример Эстонии, где после уборки 13 мая мусор пришлось вывозить всё лето и контракты пришлось продлевать на три месяца.
Если верить организаторам, к 30 сентября будет вывезено около 20,7 тыс. куб. м мусора вместо заявленных в контракте 54,7 тыс. куб. м. «Согласно условиям конкурса, деньги по объёму, который не вывезен, будут возвращены в бюджет администрации», – заявил Анатолий Казакевич. Простые арифметические действия позволяют понять: «Иркутскавтодор» выполнил контракт на 3,3 млн. рублей, а около 5,5 млн. обязан вернуть в бюджет. Если он это сделает, то участники акции «умоют» всех противников, которые с удовольствием тыкают пальцами в калькулятор: «Девять миллионов рублей распилили!» Главное, чтобы возврат прошёл столь же публично, как и акция, что в интересах организаторов.
Ещё один вопрос, который интересовал практически всех противников: а почему «Иркутскавтодор» получил контракт, тогда как людей призвали поработать на акции бесплатно? Не логично ли было бы, чтобы и предприятие тоже поработало бесплатно? Но то, что могут сделать люди, не всегда приемлемо для предприятия. Где МУП, к примеру, не нарушая бюджетного законодательства, может взять деньги на бензин? «Я разговаривал с сотрудниками этой компании, там была информация, что тариф очень низкий по конкурсу, он даже ниже себестоимости оказался», – пояснил Анатолий Казакевич. Заглянем в контракт. Средняя стоимость вывоза ТБО определялась по рассмотренным коммерческим предложениям. И составила в итоге 160,35 рубля за кубометр. Сторонник акции блогер drebadan посчитал: «Согласно постановлению мэра г. Иркутска № 031-06-2717/11 от 30.11.2011 г., тариф МУП «Спецавтохозяйство» на разовый вывоз твёрдых бытовых отходов для прочих групп потребителей (группа № 3) составляет при вывозе в объёме более 5 кв. м 270,45 рубля за кубометр. Приплюсуем тариф на утилизацию и захоронение на полигоне в размере 21,62 рубля, получим 291,45 рубля». «Эта компания выступила в какой-то степени даже спонсором мероприятия», – считает Казакевич. Если читаешь тот же документ далее, узнаёшь, что, кроме третьей, есть первая и вторая группы. В них входят жители многоквартирных и обычных жилых домов или организации, которые вывозят мусор именно для этих категорий населения, а также бюджетные и некоммерческие организации. Так вот тариф для них – 145,86 рубля за кубометр. Так что не правы те, кто считает, что «Иркутскавтодор» сильно нажился на вывозе, но и называть его деятельность «спонсорством» не совсем верно. При условии, что 5,5 млн. рублей за невывезенный объём всё же возвратят, претензии к предприятию будет предъявить трудно. В пресс-службе мэрии по просьбе «Иркутского репортёра» связались с «Иркутскавтодором», и компания подтвердила: неиспользованные средства действительно по закону должны быть возвращены.
«Естественный отбор добровольцев»
«У меня большая просьба: после проведения данной конференции помогите нам сформировать положительный образ данной акции, чтобы в следующем году было не 16 тысяч, а как минимум 300–400 тысяч», – обратилась к СМИ соорганизатор, член группы логистики Юлия Михалёва. «Нас пытаются обвинить в том, что мы присоединились к какой-то политической акции или произошёл делёж бюджетных денег. Это всё не так! Это всё не так!» – с волнением в голосе заявила она. Юлия считает, что денег в масштабах города на акцию было привлечено мало, поскольку мусора в городе – убирай и убирай. «Соответственно, для того, чтобы поднять достаточно большое количество людей, необходимы были и реклама, и освещение в СМИ. Естественно, вы сами понимаете, что бесплатно никто работать не будет. Ну, кроме нас», – добавила она. «Администрация дала транспорт, перчатки и пакеты, – сказал Казакевич. – А мы больше миллиона рублей привлекли денег от спонсоров, которые потратили на фирменную символику, рекламу акции и общеорганизационные расходы». Участники уверяют, что «общеорганизационные расходы» никакой зарплаты активистам не предполагали.
Журналисты намекнули, что для «положительного образа» можно было бы не заставлять, к примеру, убираться насильно студентов. Один из кураторов Роман Крапивин заявил, что на всех совещаниях в Октябрьском округе каждый раз акцентировал внимание на том, что принудиловки быть не должно. «Я обращал внимание: если у руководства вуза, школы есть позиция не выводить – значит, не надо! – рассказал он. И добавил: – Были директора, которые наотрез отказались «давать детей». Вместе с тем ранее из слов Дмитрия Лебедева стало ясно, что в Зелёном у солдат особого выбора не было: «Зелёный убирали военные, генерал сам собрал всех коллег и поставил чёткое задание, чтобы они привели микрорайон в соответствие с той задачей, которую ставила акция». Но тот же Лебедев сообщил: в БГУЭП, к примеру, вышло 300 человек, и «ни один из этих трёхсот не был принудительно мотивирован». «С большим удовольствием» убирались 47-я и 21-я школы, говорят организаторы. Между тем есть информация, что в ИГУ студентам зачли в эту уборку их плановые вузовские «отработки». «Ну, они же выполнили работу, и им зачли», – не поняли организаторы, «в чём было принуждение». Коммерческие организации, активно поработавшие, как пошутил кто-то, провели «естественный отбор добровольцев». Вместе с тем на форумах масса отзывов со словами: «Меня никто не принуждал, я сам!»
Ксения Геевская считает: главный плюс проекта в том, что люди сами начали сообщать о свалках и службы ЖКХ отреагировали – обнаруженные свалки начали убирать в отдельных случаях так быстро, что журналисты не успевали подъехать. Они оказались медленнее, чем мусорящие. «Заканчивали одну из крупнейших свалок в районе Плишкино уже в полдвенадцатого ночи, – рассказал Дмитрий Лебедев. – Приехали туда с проверкой, чтобы проконтролировать. Там были глубокие ямы после того, как всё убрали». Как раз в этот момент подошёл «КАМАЗ» и попытался сбросить мусор чуть ли не на глазах тех, кто весь день здесь работал. Организаторы обещают: субботник будет только началом, а идеальную схему сбора мусора для Иркутска ещё разработают. Идея отличная. Но есть маленькое «но», способное убить всю акцию. Если в контракте всё же записан один день вывоза мусора – надо порваться, но увезти его максимально быстро. Если волонтёры увидят, как собранный ими мусор неделю валяется, раскапываемый собаками и бомжами, это зрелище отвернёт от акции гораздо больше людей, чем одна-две негативные статьи в газете.