Генералы песчаных карьеров
Проблема незаконной добычи гравия на территории Приангарья приобретает новые масштабы. На реке Куде в районе села Урик Иркутского района выявлена незаконная добыча гравия и песчано-гравийной смеси. В результате незаконного бизнеса природа несёт колоссальный ущерб, гибнет речная рыба и изуродована вся близлежащая местность. Сейчас в Иркутском областном суде решается вопрос об изъятии этих участков.
Как рассказал «Сибирскому энергетику» Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Калинин, сигнал о незаконной деятельности поступил несколько месяцев назад от местных жителей. Они просили принять меры для прекращения незаконной добычи гравия и песчано-гравийной смеси, наказать виновных и вернуть прежнее состояние сельскохозяйственных земель.
По словам прокурора, жительница Иркутской области Тамара Васильева оформила в собственность два участка сельхозназначения общей площадью 19 га на реке Куде в районе села Урик и развернула там бизнес по добыче гравия. В селе её знают как вдову крупного наркобарона, при этом она и сама ранее была судима за сбыт наркотиков. Женщина оформила доверенность на пользование участками своему сыну, который привлёк технику. Никаких лицензий и разрешений Васильева не получала. «Добыча была развёрнута в огромных масштабах, оба участка эксплуатировались варварски и оказались изуродованы, – отметил прокурор. – Мы обратились с иском в Иркутский районный суд и требуем их изъятия, а также возмещения виновными ущерба природе в сумме 53 млн. рублей. На этой территории необходимо провести мероприятия по рекультивации».
Судебное заседание состоялось в начале августа. Ответчики активно защищались в суде, дорогие адвокаты пытались доказать, что на самом деле это не они причинили ущерб, а какие-то посторонние лица, и что они не обязаны контролировать, как используются принадлежащие им участки. Суд поддержал позицию обвинения, и на участки был наложен арест. Однако «в связи с материальным положением ответчика» сумма претензий была снижена до 30 млн. рублей. Деньги должны пойти в муниципальный бюджет, а муниципалитет, в свою очередь, проведёт рекультивацию земельных участков, пояснили в прокуратуре.
На этом история не закончилась. Нарушители природоохранного законодательства не согласились с решением суда и подали апелляцию в вышестоящий орган – Иркутский областной суд. «Дата нового разбирательства ещё не известна, но очевидно, что если они проиграют на этот раз, то этот прецедентный случай будет серьёзным рычагом для борьбы с незаконными недропользователями», – рассказал Калинин.
В чём выгода?
Больше всего страдают земли, расположенные в непосредственной близости от речных долин. По данным министерства природных ресурсов Иркутской области, в регионе выдано всего несколько десятков лицензий на добычу общераспространённых полезных ископаемых. Однако добыча гравия идёт активно. Дело в том, что в настоящее время ведётся строительство, в котором используется речной гравий. Кроме того, простые частные лица при индивидуальной застройке отсыпают гравием болотистые места. Добыча гравия ведётся повсеместно – на Ангаре, Иркуте, Ушаковке.
Один грузовик смеси стоит от 10 до 30 тыс. рублей в зависимости от грузоподъёмности, в сутки экскаватор может загрузить до 30-40 грузовиков. Нередко добыча гравия является незаконной предпринимательской деятельностью. Чаще всего нарушитель остаётся безнаказанным, а территории и природе наносится колоссальный ущерб.
«Незаконная добыча гравия на водоёмах грозит исчезновением ценных видов рыб, – отметил заместитель начальника территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского управления Росрыболовства Павел Аношко. – Такая деятельность негативно сказывается на кормовой базе водоёмов, а отсутствие корма может привести к исчезновению рыб. Ленок уже занесён в Красную книгу. Не исключено, что лет через пять-шесть и хариуса придётся заносить. Особенно опасна добыча гравия во время нереста рыб: в районах, где находится ленковое нерестилище, из-за замутнения воды гибнет икра рыбы».
По словам Павла Аношко, песчано-гравийные смеси особой ценности не имеют, как другие полезные ископаемые, поэтому многие даже не знают, что необходимо получить лицензию. «Мы регулярно проводим рейды на Ангаре, Иркуте и Ушаковке, – рассказывает он. – И если выявляем нарушения, стараемся оповестить Россельхознадзор и органы прокуратуры». Так, был выявлен случай незаконной добычи гравия на острове Архиерейский в районе Боково в Иркутске. Там была установлена дамба, в результате чего изменился рукав русла. Был нанесён ущерб в 2 млн. рублей. Но проблема в том, что штрафные санкции ничтожно малы – 300–500 рублей с частного лица.
«В дальнейшем мы хотим распространить практику изъятия земельных участков у собственников, которые используют их не по назначению, нерационально либо нарушают природоохранное законодательство», – заявил Алексей Калинин.