Дорога в будущее
В ходе Байкальского международного экономического форума глава ОАО «РЖД» обозначил перспективы компании
Международная экономическая конференция в рамках Байкальского международного экономического форума проходила под девизом «Новая экономика – новые подходы». Ему в точности соответствовало содержание работы главы железнодорожной компании Владимира Якунина в столице Бурятии.
Рабочее утро Владимира Якунина началось со встречи с работниками Улан-Удэнского железнодорожного узла. Разговор шёл, так сказать, «за жизнь». Президент попросил железнодорожников не забывать одну простую вещь: произошла полная реконструкция экономических отношений, в которых развивается общество.
– Мы никогда в жизни не могли себе представить, что государство начнёт, впервые начнёт реально дотировать железнодорожный транспорт. Почему дотирует? Потому что мы регулируемая естественная монополия, мы не можем установить те цены, которые являются экономически обоснованными на наши перевозки. Потому что тарифы устанавливает государство. Но государство должно компенсировать то, что мы не зарабатываем, а работу мы на этот объём произвели.
Деятельность компании не ограничивается только представлением аргументов в пользу необходимого и достаточного дотирования пассажирских перевозок, инвестирования в транспортную инфраструктуру, в БАМ (где вторые пути в ценах 2011 года обойдутся в 785 млрд. рублей), в Транссиб (где требуется 173 млрд. рублей). Новый подход к экономике – в умении считать, стимулировать и экономить.
В этом смысле порадовал Владимира Якунина доклад начальника Улан-Удэнского ремонтного локомотивного депо Евгения Чупрова. После того как в начале 2011-го предприятие было перепрофилировано под ремонт тепловозов в объёмах текущего ремонта ТР-2, ТР-1, ТО-3, техническое обслуживание в объёме ТО-2 и были сделаны закупки оборудования на 28,2 млн. рублей, здесь сразу решили две задачи. Во-первых, наладили поточное производство с учётом особенностей ремонта тепловозов. Во-вторых, сократили простои на плановых видах ремонта. Для этого ремонтники организовали сквозное движение подвижного состава через основные корпуса депо, реконструировали ремонтные стойла, дооснастили рабочие места необходимым инструментом и приспособлениями. Работать по этой технологии начали в начале 2012-го, и уже сейчас экономический эффект от проведённых мероприятий превысил 4,5 млн. рублей. Простой локомотивов на плановых видах ремонта сократился в два раза.
То есть в любое время, а в кризисное особенно, к экономике может быть только два подхода – уменьшение затрат и инвестиции в прорывные направления. И именно эту мысль Владимир Якунин постарался донести до участников пленарного заседания международной экономической конференции. Ну какие такие новые подходы надо изобретать, если на одном из направлений РЖД имеют заявки на 100 млн. т груза, а Кузнецовский тоннель способен пропустить 52? Надо элементарно вкладываться, чтобы сегодняшняя псевдоэкономия не легла тяжким грузом на плечи следующего поколения.
– Реализация планов освоения сибирских и дальневосточных месторождений требует адекватного транспортного обеспечения региона и наличия надёжной транспортной инфраструктуры, которая будет в состоянии справиться с возрастающими объёмами перевозок, – заявил глава компании.
Факты, приведённые президентом, подтверждали, что Транссиб уже сейчас является одной из самых грузонапряжённых магистралей в мире, а в перспективе на многих его участках запросы экономики будут исчисляться в сотни пар грузовых и пассажирских поездов в среднем в сутки:
– Если общий рост грузооборота железнодорожного транспорта прогнозируется к 2020 году на уровне около 40%, то на БАМе предполагается его увеличение более чем в 2,5 раза, а объёмы прироста грузопотоков на подходах к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу возрастут почти в 3,5 раза к уровню 2011 года.
Понятно, что такой объём инвестиций не под силу одной компании, даже такой, как ОАО «РЖД».
После выступления Владимира Якунина взял слово вице-премьер правительства России Аркадий Дворкович:
– Государственная поддержка РЖД не уменьшится, а увеличится, но её форма будет изменена. Сейчас субсидии составляют около 100 миллиардов рублей, а в следующем году будет использован механизм государственных гарантий на инфраструктурные облигации, что позволит увеличить финансирование, вероятно, вдвое.
В кабинете министров, по словам вице-премьера, отдают отчёт, что именно увеличение пропускных способностей БАМа и Транссиба – это непременное условие развития Сибирского и Дальневосточного регионов: «Транссиб является приоритетом для правительства, и у него хорошие перспективы. С БАМом ситуация сложнее, но мы понимаем, что без него регионам тоже не обойтись».
Фото пресс-службы ОАО «РЖД»
В дни БЭФа на железнодорожный вокзал Улан-Удэ прибыл передвижной выставочно-лекционный комплекс. Это поезд с несколькими вагонами с экспонатами, рассказывающими об истории железных дорог РФ и завтрашнем дне магистрали. На правах хозяина президент ОАО «РЖД» приветствовал председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко и главу Бурятии Вячеслава Наговицына. Здесь можно было увидеть много интересного – от модели современнейшего поезда «Сапсан» и восковой фигуры начальника поезда прошлого до поезда, который недавно являлся площадкой для запуска ядерных ракет СССР, и реального железнодорожного семафора… Валентина Матвиенко даже почувствовала себя немного машинистом – села в кресло тренажёра. Он сделан в виде кабины электровоза – здесь железнодорожники страны, моделируя всевозможные ситуации, оттачивают свои профессиональные навыки.