издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Редакционные уточнения»

  • По материалам: «Телеинформ»

Изменения и дополнения в Устав города Иркутска внесены на минувшей неделе решением городской Думы. Напомним, внеочередное заседание Думы состоялось 7 сентября и не вызвало особого интереса общественности и резонанса в СМИ. Между тем, как считают аналитики, поправки, внесённые в Устав, важны и могут при определённых условиях повлиять на расстановку сил внутри городской власти, представленной как администрацией в лице мэра, так и депутатским корпусом.

Так, внесено уточнение  в действующую редакцию статьи о прекращении полномочий депутатов и мэра. В новой редакции это выглядит так: «Полномочия депутата городской Думы, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (части 21, 22 статьи 341). Полномочия мэра города прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 21 статьи 39 ранее отсутствовала в Уставе)». Эта типовая поправка, которую принимают в уставы многих городов России в связи с совершенствованием антикоррупционного законодательства, как считают аналитики, может сыграть свою роль в будущем.

Кроме того, внесены поправки, касающиеся Контрольно-счётной палаты Иркутска. В новой редакции это положение выглядит так: «Контрольно-счётная палата города Иркутска является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Думой города Иркутска». В предыдущей версии была трактовка, что КСП «формируется» Думой. Также из Устава города исключена часть 6 статьи 47: «Результаты проверок, осуществляемых Контрольно-счётной палатой, подлежат опубликованию (обнародованию)».

Кроме того, претерпела изменение статья, касающаяся публичных слушаний по изменению Устава. В новой редакции она выглядит так: «Проект Устава города, проект решения Думы о внесении изменений и дополнений в Устав города выносятся на публичные слушания, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами – часть 2 статьи 79».

Теперь ряд поправок в Устав можно проводить исключительно Думой, без публичных слушаний. При этом в числе таких вопросов могут оказаться поправки, связанные с выборами и изменениями структуры городской власти, которые принимаются на федеральном уровне (типа смешанной системы формирования гордумы, института сити-менеджера и так далее).

Профессор ИГУ, доктор юридических наук Сергей Шишкин считает, что появление в Уставе уточнений по досрочному прекращению полномочий мэра – норма необычная, поскольку все эти моменты прописаны в ряде федеральных и региональных законов. «У нас уже в юридической науке и практике сложился перечень оснований для прекращения полномочий мэра. Наряду с прочим законодатель указывает на такое основание, как возникновение «конкуренции интересов». Эта норма антикоррупционная и имеется в соответствующих законах. Но мы видим, что через новые поправки эта норма федерального закона дублируется и в Уставе города Иркутска», – отмечает эксперт.

Сергей Шишкин указывает, что тема «конкуренции интересов» может получить политическое развитие на иркутской почве.

По мнению директора Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского Алексея Петрова, «подавляющее большинство поправок в Устав Иркутска – это редакционные уточнения в целях приведения Устава города в соответ-ствие с федеральным законодательством. Но есть один реально содержательный момент. До недавних пор Устав (абзац второй части 2 статьи 73) устанавливал, что право инициирования вопроса о выражении недоверия вице-мэру или заместителю мэра города принадлежит группе депутатов численностью более половины от установленного числа депутатов путём внесения в Думу соответствующего проекта решения. Одна из новых поправок понижает количество депутатов, которое требуется для выдвижения такой инициативы, с «более половины» до «не менее одной трети». При этом у мэра в любом случае есть право мотивированно отклонить решение Думы о недоверии».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры