«Исход рыб» с вершины горы
Международный фестиваль современного искусства «Перворыба», организованный в 2011 году, во второй раз состоялся на берегах Байкала, где вёл творческий поиск и реализацию новых художественных форм.
Вдохновитель и организатор фестиваля председатель совета некоммерческого партнёрства «ФранСиб», искусствовед Александр Фофин, при поддержке администрации города Иркутска собрал для участия в нём команду единомышленников, мастеров, работающих в разных жанрах изобразительного искусства.
От других фестивалей «Перворыба» отличается тем, что объединяет в своих путешествиях художников и зрителей. Мало того, зрители сами могут стать художниками, пусть неумело, но с азартом создавать работы, которые складываются из камешков, рисунков на песке или мазков по холсту. Современное искусство позволяет преобразовывать в художественные образы любые природные материалы.
На втором фестивале «Перворыба» художников представляли Александра Мартынова, Владимир Иванов, Георгий Инешин, фотохудожник Сергей Белов. Их зрителями и авторами некоторых работ стали учителя школ Иркутска, Красноярска, Ачинска. В первый день пребывания в посёлке МРС они совместно организовали «исход рыб» с вершины горы. Все предметы, похожие на рыбок, сложенные из камешков или веток деревьев, были повёрнуты головками к Байкалу, с расправленными плавниками они действительно казались живыми существами, плывущими с суши к воде.
Любая акция проводилась с азартом, тем желанием создавать, которое присуще талантливым людям. На базе отдыха «Баяр» участники фестиваля устанавливали памятник Перворыбе, заготовки которого привёз из Иркутска автор проекта Георгий Инешин. Пока художник красил в чёрный цвет четырёхметровый столб, прикреплял к нему голову рыбы, плавники и остов, остальные раскрашивали небольшие сделанные из пенопласта заготовки рыбок. В общей палитре они выглядели причудливыми образами, в которых сочетались фантазия с реалиями, вымысел с действительностью. Наконец, начался подъём громадины на пьедестал, вернее, вкапывание основания столба. Для прочности его обложили камнями, памятник получился заметным издалека, ярким и самобытным.
Кроме создания образа легендарной Перворыбы, положившей начало всяк сущему на земле, проводились акции, потребовавшие от участников фестиваля терпения, фантазии и мастерства. В «Баяре» в течение четырёх часов они раскрашивали детскую площадку, оказывая тем самым миссионерскую помощь отдыхающим здесь ребятишкам.
Высоченная и маленькая качели были расцвечены голубым, оранжевым, зелёным, другими цветами, радующими глаз. Особенно хлопотной и фантазийной стала работа над домиком, в который детишки любят заглядывать, карабкаясь к нему по ступенькам. На плоскостях стен появились якоря, иллюминаторы и прочая атрибутика корабля, плывущего по стране детства с собственным ярко освещающим дорогу солнышком.
Участие в работе учителей ускорило творческий процесс художников. Раскрашивание отдельных деталей детского городка придало ему завершённый вид.
Среди художников выделялась Татьяна Климова – инвалид по слуху от рождения. Для её изостудии в специализированном интернате для глухих детей в Иркутске намечалось проведение аукциона, для которого часть картин были написана на Ольхоне. Эти картины вошли в список лотов среди работ художников из Польши, Франции, Германии, ведущих мастеров живописи Иркутска. Сборы от продаж будут потрачены на краски, холсты, бумагу, другие необходимые предметы для рисования.
Одна из картин, предназначенная для аукциона, создавалась «бригадным подрядом»: сначала учителя (каждый сообразно своему вкусу и умению) наносили разноцветные мазки, которым профессионалы придали законченные формы. Самым плодотворным оказался художник Владимир Иванов, успевший написать самостоятельный пейзаж, в соавторстве же с Сергеем Беловым и Александрой Мартыновой закончить две картины.
Фестиваль был насыщен событиями. Например, демонстрация Light art (искусство света), когда фотоаппарат фиксирует удивительное соединение линий, зигзагов, шаров. Изображение, высвечивающееся на экране цифрового аппарата, походит на космические пейзажи, на образы внеземного происхождения. Технология этих фокусов проста: под покровом ночной мглы участники фестиваля, объединяясь или расходясь в стороны друг от друга, высвечивали фонариками темноту, светящиеся лучи казались летящими, мистически завораживающими светлячками. На песке рисовали днём (Send art), обращались с письменами к Байкалу, который своими волнами забирал послания, внушая людям надежду на осуществление загаданных желаний.
Участники фестиваля стали единым целым, коллективом единомышленников, объединённых идеей преображения обыденного в прекрасные творения искусства. На заключительном вечере у костра Александр Фофин раздавал подарки и медали, которые достались художникам, отличившимся во время пленэра, и зрителям, которые азартно болели за того или иного мастера.