издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Туризм поставят на рельсы

КБЖД войдёт в состав ОЭЗ «Ворота Байкала»

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Очередное расширение границ ждёт особую экономическую зону «Ворота Байкала». На этот раз в состав турзоны войдёт 94-километровый участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Порта Байкал. О том, что проекту турзоны предстоит такой поворот, ещё в понедельник на встрече с журналистами в редакции газеты «Восточно-Сибирская правда» заявил губернатор области Сергей Ерощенко, а в среду министр имущественных отношений Антон Протасов назвал сроки включения КБЖД в проект. Сделать это планируется уже в следующем году.

Крутой поворот

В центре внимания оказалась на этой неделе туротрасль региона. Во вторник стало известно, что областное правительство займётся разработкой программы развития туризма на Байкале. На следующий день главой Агентства по туризму Иркутской области была назначена Марина Рожкова, которая сменила на этом посту Ирину Рютину. А двумя днями ранее, в понедельник, Сергей Ерощенко высказался по поводу одной из ключевых составляющих развития туризма – проекта особой экономической зоны (ОЭЗ) «Ворота Байкала». Глава области заявил, что рассматривает возможность включения в границы ОЭЗ Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). По его мнению, этот участок байкальского побережья имеет большие перспективы в плане развития туризма, чем в Слюдянском районе, где развитию отрасли мешает близость БЦБК. В качестве потенциальных резидентов турзоны на новом участке он назвал ОАО «РЖД», ГК «Истлэнд», а также ОАО «Иркутскэнерго».  

При этом уже в среду представители ВСЖД и областного правительства подтвердили, что КБЖД действительно войдёт в состав ОЭЗ. Очередное расширение границ турзоны региональные власти намерены осуществить в следующем году. Речь идёт обо всём участке дороги от Слюдянки до Порта Байкал протяжённостью 94 километра. Как рассказал заместитель начальника ВСЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти Александр Парщиков, планируется включение в границы турзоны «уникального объекта». И напомнил, что на КБЖД находится 40 тоннелей общей протяжённостью 9 километров и больше 800 объектов культурного наследия. Представитель ВСЖД также подтвердил, что ОАО «РЖД» с высокой вероятностью станет одним из резидентов ОЭЗ.

Итогом включения КБЖД в состав турзоны, по словам министра имущественных отношений Антона Протасова, должно стать развитие всей инфраструктуры дороги, а также появление новых баз отдыха. Впрочем, прежде чем перейти к этому этапу работ, необходимо, по словам Протасова, разрешить одну правовую коллизию. Как выяснилось, КБЖД как имущественный комплекс находится в собственности ОАО «РЖД», а как памятник федерального значения – в собственности Росимущества. При этом сегодня позиция областного правительства такова, что объект должен находиться в единоличном пользовании РЖД. 

«Мы полностью контролируем ситуацию. Не должно быть, чтобы было два права на один объект», – пояснил Протасов.

Директор Сибирского института планирования и развития туризма Олег Данилин считает, что включение КБЖД в границы турзоны целесообразно. Однако одним из рисков проекта на этой территории он назвал близость Прибайкальского национального парка (ПНП), который на всём протяжении дороги граничит с Кругобайкалкой. В результате действующее природоохранное законодательство, по мнению Данилина, может существенно ограничить возможности резидентов по строительству объектов инфраструктуры. В Минимуществе заявили, что всё это будет учтено. «Интересы озера Байкал будут соблюдены», –  сказал Антон Протасов.

Попали в зону 

Между тем, пока будет идти процесс передачи КБЖД в единоличное пользование железной дороги, власти региона планируют завершить все землеустроительные работы на участке турзоны в Слюдянском районе, включённом в её состав ровно два года назад. По данным минимущества, сегодня этот процесс наконец вышел на финишную прямую. Речь идёт об участке площадью около 800 га в районе курорта «Гора Соболиная», который до сих пор не передан в управление Министерства экономического развития РФ. Первоначально передачу планировалось завершить весной 2012 года, однако в процессе работ выяснилось, что в границах ОЭЗ проходят ЛЭП и другие крупные сооружения. «При этом, чтобы зарегистрировать участок в собственности РФ, он должен быть полностью очищен от объектов, которые там находятся», – объяснил Антон Протасов. В результате участки, на которых имеются какие-либо  объекты, пришлось в срочном порядке исключать из состава ОЭЗ. «Сегодня у нас контрольный срок, когда документы должны быть переданы в Кадастровую палату для разделения земельных участков», – пояснил министр. Закончить решение всех вопросов в плане земельных отношений по этой площадке намечено до 1 октября, тогда до конца года участок турзоны в Слюдянском районе с высокой вероятностью перейдёт в управление Минэкономразвития РФ.

Резиденты ОЭЗ «Ворота Байкала» в Слюдянском районе к идее включить в границы турзоны новые участки отнеслись положительно. По словам генерального директора компании «Гранд Байкал» (вместе с компанией «Илим Байкал» являются зарегистрированными резидентами ОЭЗ в Слюдянском районе. – «Конкурент») Антона Процентова, одной из особенностей туризма на Байкале является то, что приезжающие туристы предпочитают останавливаться в одном месте на срок не более двух-трёх дней, а за время пребывания хотят увидеть как можно больше точек на Байкале. Поэтому сегодня здесь необходимо развивать туризм сразу в нескольких популярных местах отдыха, считают эксперты. Если в Байкальске речь идёт о развитии спортивной составляющей (горнолыжный отдых, маунтинбайк, снегоходы, квадроциклы), то Листвянку и Порт Байкал целесообразно развивать как крупный водный транспортный узел с переносом туда основной стоянки всех круизных и экскурсионных судов на Байкале. «При этом важно, чтобы гости во всех центрах туризма получали услуги современного уровня, к которым они уже привыкли», – говорят эксперты. Также в границы турзоны помимо Байкальска и КБЖД, по мнению руководства компании «Гранд Байкал», целесообразно было бы включить участок на Малом море в районе острова Ольхон и ещё несколько точек по всему побережью.

«Однако стоит действовать поступательно и сначала завершить формирование турзоны на участке в Слюдянском районе, а потом переходить на другие территории», – считает Антон Процентов. 

По его словам, резиденты турзоны уже ведут работы по развитию туристической инфраструктуры на этом участке. Так, например, «Гранд Байкал» сейчас занимается проектированием нескольких объектов на курорте «Гора Соболиная», часть из них может быть введена уже к концу этого года. При этом развитие турзоны на этом участке, включающее строительство новых отелей, расширение инфра-

структуры, трасс, создание других объектов, по мнению Процентова, должно идти параллельно с развитием инженерных сетей, возможности которых сегодня ограничены. 

Между тем явное затягивание сроков реализации проекта ОЭЗ привело к критичным высказываниям в адрес региональных властей со стороны руководства ОАО «ОЭЗ», курирующего особые экономические зоны по всей стране. «Сроки реализации проекта во многом зависят от степени заинтересованности местных властей», – заявил «Конкуренту» генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Олег Костин. В общей сложности созданием турзоны область с переменным успехом занимается с февраля 2007 года. За это время проект несколько раз сменил прописку, переехав из Крестовой пади в Большое Голоустное. Затем в границы ОЭЗ были включены два участка в Слюдянском районе – в районе курорта «Гора Соболиная» и горы Мангутай. В ОАО «ОЭЗ» говорят, что ориентировочный срок начала строительства первых объектов инженерной инфра-структуры на территории ОЭЗ – вторая половина 2013 года.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры