Акция прикрытия
Кардинально решить проблему БЦБК по силам только государству
Государство намерено уже в ближайшем будущем вернуть в собственность Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Об этом на встрече с иркутскими экологами заявил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Экологи в ответ заявили о необходимости усиливать мониторинг состояния озера, в том числе посредством привлечения на Байкал государственного научно-исследовательского центра «Тайфун», и выразили надежду на оживление общественной дискуссии в регионе.
– БЦБК – это давно уже не объект по производству целлюлозы, – заметил губернатор. – Это объект спекуляций, на котором выбираются депутаты, делаются политические карьеры, «отбиваются» средства на модернизацию… и всё остаётся по-прежнему. Я не хочу пиариться на теме БЦБК, я хочу решить эту проблему.
По мнению Сергея Ерощенко, ни один собственник БЦБК не закроет, сделать это по силам только государ-ству. Скорее всего, оно зайдёт на предприятие в ближайшее время.
Наталья Гранина из биологического института ИГУ считает, что, решая проблемы комбината, не стоит забывать о научных исследованиях. Например, сейчас им уделяется недостаточно внимания, весь мониторинг состояния Байкала сводится к изучению физических свойств воды, но в стороне остаётся биологический состав. Нужна более масштабная структура по контролю и мониторингу, так же как и поддержка научных исследований озера Байкал.
– БЦБК приносит меньше биологического загрязнения в Байкал, чем река Селенга, но об этом почему-то ни- кто не говорит. А ведь там на каждой деревне пора ставить очистные. Посёлки на Байкале, флот, восьмиэтажные гостиницы с выгребными ямами, строящиеся на побережье, также становятся источниками загрязнения. Почему мы так вопрос не ставим и не заявляемся в федеральные программы и почему, наконец, биологи об этом молчат и не дают реальных данных? – поинтересовался губернатор.
– Потому что мы давали данные, когда их оплачивало региональное правительство, – возразила Наталья Гранина. – Сейчас научные институты работают по грантовским программам. Обычно там есть договорные обязательства о том, что мы не имеем права распространять научную информацию. Теперь другие условия: кто оплачивает информацию, тот её и получает. Но это вовсе не значит, что не нужен мониторинг Байкала с иркутской стороны, он всё равно нужен.
Председатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова согласилась с тем, что жидкие бытовые отходы – огромная проблема для Байкала. В этом году экологи-общественники проехали территорию Иркутской области и Бурятии. В Чивыркуйском заливе, например, они обнаружили большое количество элодеи канадской – водоросли, привнесённой извне, вовсе не характерной для Байкала. Обилие палаток говорит о том, что за сезон в воду выливается не менее цистерны жидких отходов. Они становятся удобрением, на котором в тёплой воде растёт всё подряд.
Часть результатов ещё обрабатывается, о них Марина Рихванова обещала рассказать позднее. Пока председатель «Байкальской экологической волны» предложила развивать в Байкальске «экобизнес», который может стать региональной «фишкой». Что касается отходов БЦБК, эколог считает, что общественная научная дискуссия поможет правильно выбрать способ утилизации.
– Если государство придёт на БЦБК, что случится в ближайшее время, будет заказан проект перепрофилирования и утилизации отходов, – пообещал губернатор. – Я даже настаиваю на том, чтобы провести международный конкурс проектов. Тогда выработается алгоритм закрытия комбината. Согласен, что всё это должно быть представлено на обсуждение общественности.
Академик Михаил Грачёв заявил о том, что в ближайшее время одна из самых актуальных задач – привлечь на Байкал филиал НПО «Тайфун», который будет заниматься государ-
ственным мониторингом. Научно-производственное объединение «Тайфун» является одним из ведущих российских государственных научно-исследовательских и производственных центров в области метеорологии и физики атмосферы. Сейчас иркутские учёные и сами ведут мониторинг левого и правого берега, но этот мониторинг негосударственный и поэтому его могут «в зачёт не принять».
– Это 250 рабочих мест, около 1 миллиарда рублей на оборудование, – подчеркнул академик Грачёв. – В Байкальске они будут нелишними. Эту тему нельзя упустить. На предложение директор «Тайфуна» отреагировал очень горячо, но дальнейших действий почему-то не следует. Нужно области этим заняться.
По мнению Грачёва, недавно принятая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» составлена плохо, несмотря на то что времени на её разработку ушло достаточно много. Одна из причин, по мнению учёного, в том, что Академия наук была «изолирована от принятия решений». Некоторые вещи, прописанные в программе, делать уже не надо. Например, понятие «зона атмосферного влияния», скорее всего, нужно просто ликвидировать из программы, поскольку в последние годы наукой доказано, что от Иркутско-Черемховского промузла до Байкала ничего вредного не долетает. Проводить здесь какие-то дополнительные исследования – значит выкидывать деньги на ветер.