Позднее зажигание
Эвакуаторы для машин-нарушителей на улицы Иркутска выйдут не скоро
Иркутская область не успела вовремя принять закон «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку». Изза этого норма, которая помогла бы разгрузить центральные улицы Иркутска от неправильно припаркованных автомобилей, не действует до сих пор. В Законодательном Собрании региона не утихают споры по поводу нового закона, в лучшем случае его примут на сентябрьской сессии. Однако сказать, когда же эвакуаторы начнут отвозить машины нарушителей на штрафстоянки, не берётся никто.
Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, по которым оплачивать эвакуацию припаркованных машин, создающих помехи движению, должен нарушитель, а не государство, вступили в силу 1 июля нынешнего года. Многие автомобилисты Иркутска с нетерпением ждали этого момента в надежде на то, что эвакуация транспорта с центральных улиц, например Карла Маркса, поможет разгрузить их для более или менее свободного движения. Однако пока этого не произошло: местные законодатели не успели одобрить проект закона Иркутской области «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку».
Первый вариант законопроекта в Законодательном Собрании региона рассмотрели 19 июня, но тогда документ вызвал нарекания прокуратуры и был отправлен на доработку. Почти всё лето Главное правовое управление губернатора Иркутской области, Институт законодательства имени Сперанского и другие заинтересованные ведомства трудились над текстом проекта закона, но и теперь он вызывает у правоведов вопросы, которые не позволяют дать ход документу. Второй вариант законопроекта рассмотрели на заседании комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Заксобрания в минувшую среду, и результат оказался тем же. Проект, хоть и с меньшим количеством замечаний, решили направить на пере-внесение.
Согласно документу, эвакуировать машины нарушителей сможет специализированное предприятие любой организационно-правовой формы и собственности, а также индивидуальный предприниматель. На предприятие ляжет обязанность перемещать, хранить на штрафплощадке и возвращать задержанные транспортные средства. Законодатель предполагает, что организацию, которая займётся эвакуацией, определят при помощи конкурса. Однако, как отмечают в прокуратуре Иркутской области, из текста закона непонятно, каким требованиям должна соответствовать компания, оказывающая услуги эвакуации.
Камнем преткновения стали площади под штрафстоянки: законодатель так и не определил, будут их предоставлять отдельные организации или единое предприятие. В случае если эвакуацией займутся разные организации, считают юристы Заксобрания, при повреждении транспортного средства гражданин окажется в безвыходном положении, потому что доказать в суде причастность той или иной компании к нанесению ущерба будет практически невозможно. Кроме того, вопросы прокуратуры вызвала норма, по которой «задержанное транспортное средство подлежит перемещению на специализированную стоянку не позднее чем через 6 часов с момента принятия решения о задержании». По мнению экспертов, эффективность от такого «отложенного» действия будет минимальной.
Представители рынка пока сдержанно комментируют ситуацию. Мелкие игроки признают, что у них недо-статочно сил и средств для участия в конкурсе на право оказания таких услуг, а крупные хранят молчание. Отчасти это связано с тем, что пока неизвестно, какой тариф на перевозку и хранение автомобилей определит законодатель. В частности, в соседних регионах организации, оказывающие услуги эвакуации, отмечают, что тарифы неоправданно занижены по сравнению с коммерческими. В Иркутской области цены на хранение и перевозку задержанных автомобилей должны определить специальным подзаконным актом, однако когда это произойдёт, законодатель не уточняет.