издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чужая земля – потёмки

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА

За этот год Управление Россельхознадзора по Иркутской области выявило нарушения земельного законодательства на пяти тысячах гектаров угодий. Чаще всего недобросовестных землепользователей ловят на невыполнении обязательных мероприятий по улучшению и охране почв. Однако, как признают в ведомстве, справиться с мобильными и многочисленными нарушителями, которые вовсю пользуются пробелами в законодательстве, по-прежнему невозможно. Одной из главных причин этого является большое количество брошенных земель, на которых орудуют продавцы плодородного слоя или строители нелегальных коттеджных посёлков.

Бесхозная треть

По данным областного управления Россельхознадзора, за минувший год ущерб, нанесённый земельным сельскохозяйственным ресурсам Приангарья, составил 72 млн. рублей. Всего выявлено 361 нарушение, составлено 350 административных протоколов и выдано 206 предписаний об устранении правонарушений. Согласно статистике ведомства, 61% случаев связан с невыполнением обязательных мероприятий по улучшению и охране почв, ещё 18% относятся к уничтожению плодородного слоя, 7% – к его снятию и перемещению. 

За этими сухими цифрами, говорит начальник отдела земельного надзора управления Пётр Пуляевский, стоит серьёзная проблема, которая должна волновать не только контролирующие органы и сельхозтоваропроизводителей, но и население. По его словам, на 1 июля этого года (этим сроком законодатель ограничил возможность выделения паёв в собственность) невостребованными оказались 337 тыс. гектаров, до земельной реформы 1992–1994 годов принадлежавших колхозам и совхозам. От общего числа «розданных» угодий невостребованными оказались 27%. 

Именно на этих бесхозных землях, говорят в Россельхознадзоре, и процветает преступность: ловкие «предприниматели» снимают и продают «КАМАЗами» плодородный слой, нелегально добывают общераспространённые полезные ископаемые (песок, гравий, щебень, булыжник), строят коттеджные посёлки и автозаправки. Незадачливые владельцы паёв, которые не могут или не хотят возделывать их сами, сдают угодья в аренду китайским гражданам, которые, в свою очередь, загрязняют их агрохимикатами и кормят население отравленной продукцией. «Остановить это будет невозможно, пока у нас остаётся столько брошенных земель», – констатирует начальник отдела правовой работы управления Россельхознадзора Тамара Вахрамеева.

«Напомню, что в ходе реформы наделы колхозов и совхозов были переданы населению в общедолевую собственность в виде земельных долей без определения на местности границ не только этих долей, но и земельных массивов, на которых они находятся. Сегодня для многих селян этот земельный клочок практически вся надежда выучить ребёнка и выжить самому. Но, как видим, не все земли оказались востребованными», – говорит Пётр Пуляевский.

В России эту проблему решают по-разному, отмечает чиновник: «В Белгородской области, например, правительство выкупило доли у населения и распорядилось ими по своему усмотрению, сдав в аренду крупным сельхозтоваропроизводителям. У нас же в Иркутской области пошли по другому пути. Населению дали возможность определиться до этого года. Люди сами могли выделиться, организовать КФХ, вести личное подсобное хозяйство. И сейчас время на это истекло». 

По поправкам в законодательство, до 1 июля 2013 года муниципалитеты должны узаконить все оставшиеся земли, провести работы по организации землеустройства, подготовить проекты межевания, чтобы в будущем иметь возможность распорядиться полноценными объектами собственности. Законом также установлено, что эти участки на льготных условиях будут сдаваться в аренду или продаваться местным товаропроизводителям. Однако эксперты сомневаются, что настолько сложную, объёмную и затратную работу муниципалитеты успеют сделать за год. 

Воруют тоннами

Важным достижением в «борьбе за землю» Россельхознадзор признаёт тот факт, что правительство РФ в последние два года обратило внимание на проблему невостребованных паёв. В частности, благодаря этому в Иркутской области было выделено 11,7 млн. рублей, которые в виде субсидии на оформление участков могли использовать фермеры. «Кроме того, правительством РФ недавно была утверждена длительная программа развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, чего раньше не было. Большое внимание там уделено плодородию земель, развитию воспроизводства. Длительное время землям сельхозназначения никто не уделял внимания, но в 2010-2011 годах мы как надзорный орган увидели, что что-то начало делаться», – считает Пётр Пуляевский. 

Однако принятых мер пока недостаточно. По словам начальника отдела, за помощью к ним обращаются уважаемые в регионе главы крупных хозяйств Ангарского, Иркутского рай-онов с просьбой о помощи в оформлении земель: «Они рады расшириться. Выкупают земли у дольщиков, к ним даже очереди стоят из людей, которые не могут обрабатывать землю, но и не хотят отдавать её под возделывание гражданам Китая. Слава богу, что у нас есть такие производители, благодаря которым отрасль развивается». 

Однако не везде дела идут благополучно. В отдалённых районах в течение 10–15 лет земли зарастают кустарниками и сорняками, что не только наносит урон сельскохозяйственному потенциалу региона, но и ударяет по противопожарной безопасности на территориях, где брошенные участки граничат с лесами. Одной из тяжелейших проблем, признают в Россельхознадзоре, является самовольное снятие и перемещение плодородного слоя. По статистике отдела земельного надзора, такие нарушения ежегодно составляют до 10% от общего числа. «Воровство плодородного слоя, его продажа и перепродажа существуют во всех регионах, у кого-то больше, у кого-то меньше. В Воронежской области чернозём машинами вывозится. И у нас 10–20 нарушений выявляется ежегодно с 2008 года», – подсчитывает Пётр Пуляевский. 

По данным ведомства, несанкционированные рынки работают в районе иркутских посёлков Пивовариха, Молодёжный, Ново-Разводная. Ворованный грунт сюда везут в основном из Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Иркутского районов. За нарушение земельного законодательства ведомство привлекает к ответственности, как правило, физических лиц, спрос с которых небольшой: штраф для них составляет не более 1,5 тысячи рублей. «Нелегальный рынок существует, и с ним нужно бороться. То же самое касается незаконной добычи в карьерах инертных материалов. Посмотрите, что творится в руслах наших рек. Они полностью изрыты ради сиюминутной наживы», – сетует Пётр Пуляевский. 

Его коллега Тамара Вахрамеева подчёркивает, что на стороне нарушителей в данном случае пробелы в законодательстве: «У нас есть законный способ строительства карьеров для добычи общераспространённых полезных ископаемых. Регулируется он Законом «О недрах», и полномочия в этой сфере исполняет Росприроднадзор. Особенность в чём? В том, что сложно контролировать недобросовестных пользователей. И Закон «О недрах», и Земельный кодекс нам говорят, что в пределах пяти метров от поверхности земли собственник земельного участка либо законный пользователь имеет право для личных нужд добывать общераспространённые полезные ископаемые, то, что строители называют инертными материалами. В итоге нарушители добывают большие объёмы «для собственных нужд» и продают их».

Кроме этого закон не запрещает перевозить ископаемые из одной точки в другую, и при проверке гружёных «КАМАЗов» все документы оказываются в наличии, но вот их подлинность проверить сотрудник ГИБДД не имеет права, в итоге отследить нарушителя и доказать его вину фактически становится очень сложно. 

Китайская угроза

Ещё один вид нарушений – загрязнение земель иностранными гражданами, использующими в работе пестициды и агрохимикаты – составляет, по данным Россельхознадзора, около 18% от общего числа. За различные виды нарушений инспектора ежегодно привлекают 35–40 граждан КНР, максимальные штрафы для них как для физлиц составляют полторы тысячи рублей. 

«Там, где наши соотечественники сдают свои земельные участки ино-

странным гражданам, договоры аренды заключаются на 11 месяцев, носят временный характер и не подлежат никакой регистрации. В итоге налоговых отчислений нет. Сколько производится продукции и по какой цене она реализовывается, тоже неизвестно. Естественно, и качество её хромает. Мы видим нитратное загрязнение, до 10 раз превышающее предельно допустимые концентрации, загрязнение мышьяком и бензопиреном», – говорит Пётр Пуляевский. 

Ведомство выработало механизм добровольного возмещения ущерба, который рассчитывается по специальной методике Минприроды. На сегодня нарушения, допускаемые ино-

странными гражданами на землях Иркутской области, оцениваются в суммы от 20 до 600 тысяч рублей. «При этом не вся деятельность китайцев носит незаконный характер, – отмечает Тамара Вахрамеева. – В отличие от наших граждан они очень быстро реагируют на предписания, которые мы даём. Это не бандиты с большой дороги. По крайней мере, 80% из них – обыкновенные крестьяне, которые приехали сюда из сельской местности в КНР, где жить тоже не очень-то сладко. Они просто пытаются улучшить своё материальное положение и зачастую не знают, что в России запрещены определённые химикаты».

По мнению Тамары Вахрамеевой, решить проблему можно только сократив до минимума количество невостребованных земель. «В Германии, например, система работает по-другому, – говорит Пётр Пуляевский. – Всё делается очень просто: есть предприятие, которое на свои средства восстанавливает ущерб, нанесённый плодородному слою, но гражданину или юридической фирме, допустившим нарушение, выставляют счёт, не оплатив который они не могут выехать за пределы страны. Мы же пока только к этому подходим. И должны стремиться к тому, чтобы ни одно нарушение в экологической сфере не было забыто».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры