В дуэте с байкальским прибоем
Вопреки суевериям, 13-й сезон Международного летнего театрального центра на острове Ольхон и, соответственно, проходящего в его рамках Международного фестиваля-лаборатории «Сибирская рампа» оказался весьма удачным. 17 театральных коллективов из 13 населённых пунктов нашей страны за девять дней фестиваля – с 23 июля по 1 августа – показали 19 спектаклей. Состоялось несколько десятков мастер-классов под руководством профессиональных педагогов из столицы. На этот раз театральное действо на Ольхоне было посвящено юбилею Константина Станиславского – в январе 2013 года исполнится 150 лет со дня рождения великого актёра, режиссёра и мэтра театральной педагогики.
В этом году на Ольхон в третий раз приезжала старший преподаватель кафедры режиссуры Российского университета театрального искусства Татьяна Тарасова, выступив в непривычной для завсегдатаев «Сибирской рампы» роли: она занималась не с актёрами, а с режиссёрами. На примере повести «Барышня-крестьянка» Татьяна Александровна доказала, что из каждой пушкинской фразы можно создать целый спектакль – настолько богат и насыщен материал классика.
Впервые на фестивале оказалась актриса театра имени Гоголя и театра Армена Джигарханяна Юлия Авшарова. Она много слышала о фестивале от своего отца, одного из инициаторов «Сибирской рампы», народного артиста России Юрия Авшарова, который ушёл от нас два с половиной года назад. По её словам, то, что она здесь увидела, превзошло все самые радужные ожидания.
Лёгкий итальянский акцент «Сибирской рампе–2012» придал приезд в Хужир актёра и режиссёра миланского театра «Ательекункеон» Андреа Бенальо, ученика знаменитого режиссёра и педагога Ежи Гротовского. На протяжении нескольких дней он работал по собственной методике с двадцаткой молодых актёров из разных театров и остался доволен их усердием. Итогом этой работы стал небольшой показ на закрытии фестиваля, а в перспективе Андреа был бы рад создать с участниками фестиваля спектакль в своей стилистике – на ходулях и с масками. Но подобный проект никак не вмещается в рамки «Сибирской рампы» и требует существования стационарного театрального центра на Ольхоне, кстати, его созданием и занимается вдохновитель и инициатор фестиваля режиссёр ангарского народного театра «Факел», заслуженный работник культуры России Александр Кононов.
Обычно городами-рекордсменами по количеству театров – участников МЛТЦ являются Ангарск и Иркутск. Однако в этом году Ангарск был представлен на фестивале только двумя театральными коллективами: народным театром «Факел» Дворца культуры «Современник» и молодёжной студией образцового театра «Родничок» (Дворец творчества детей и молодёжи). Из Иркутска приехали три любительских театра: учебный театр «Alter homo» при Иркутском педагогическом колледже, театр-студия «Эксперимент», существующий на базе Иркутского лингвистического госуниверситета, и Немолодёжный театр «Белая ворона», собравший ветеранов Иркутского авиационного завода.
«Белая ворона», которой руководит актриса Иркутского академического драматического театра Ольга Шмидгаль, второй год подряд радует зрителей «Сибирской рампы» мастерством актёров, обратившихся к театральному искусству лишь после выхода на пенсию (самому почтенному участнику коллектива 77 лет). Им удаётся настолько правдиво существовать в избранном материале, что зрителям остаётся сопереживать. По признанию московских гостей, немногие столичные постановки способны вызвать такую эмоциональную реакцию публики. В прошлом году театр увёз с фестиваля приз зрительских симпатий, поставив спектакль по мотивам пьесы Александра Вампилова «Дом окнами в поле». В этом году инсценировка по рассказам Василия Шукшина «Люди, милые люди, здравствуйте!» получила диплом лауреата I степени.
А вот молодым воспитанникам Ольги Шмидгаль – артистам театра «Эксперимент», несмотря на безупречный, казалось бы, подбор материала, не удалось переиграть своих старших коллег. Их работа под названием «Весь мир – театр! От Шиллера до Чехова» представляла собой ряд сцен из лучших произведений мировой драматургии и носила скорее просветительский, учебный характер. Напротив, актёрам театра «Alter homo» под руководством Ольги Эристави было, по мнению жюри, тесновато в драматургическом пространстве Алексея Слаповского, из сцен которого состоял спектакль «От красной крысы до зелёной звезды».
Без рекордсменов на «Сибирской рампе – 2012» всё же не обошлось. Самыми титулованными стали ангарские театры. Молодёжный театр-студия «Родничок» Тагира Хамитова сыграл классическую мольеровскую комедию «Плутни Скапена» по щиколотку в песке почти на берегу Байкала. Декорации открывали вид на озеро, хотя ветер, которого актёры, казалось, совсем не замечали, был отнюдь не средиземноморским. Наградой «родничатам» стал диплом лауреатов II степени, кроме того, жюри выделило несколько актёрских работ.
Самым обсуждаемым и, пожалуй, самым «звёздным» спектаклем «Сибирской рампы» стал «Однорукий из Спокана» по одноимённой пьесе Мартина Макдонаха народного театра «Факел». На этой работе в духе Кафки, густом слепке с современности, действительно сошлись все звёзды: «Однорукий» взял приз зрительских симпатий, Гран-при фестиваля, награды за лучшую женскую (Мэрилин в исполнении Инны Черниговской) и лучшую мужскую (Мервин – Дмитрий Павловский, которого на обсуждении спектакля назвали «молодым Савелием Крамаровым») роли и диплом за лучшую режиссёрскую работу.
Удивить подготовленную публику, в том числе хужирских мальчишек и девчонок, буквально выросших на спектаклях «Сибирской рампы», непросто, но многим коллективам это удалось: двух сколько-нибудь похожих постановок на фестивале не было. Каждый из приехавших на Ольхон театров уникален.
К примеру, «Огонёк» из посёлка Пивовариха Иркутской области – единственный в стране, а возможно и в мире, театр, актёрами которого являются глиняные игрушки, созданные руками детей и «оживающие» благодаря им. В свой нынешний приезд на Ольхон театр привёз спектакль, основанный на средневековых легендах о славном рыцаре Лоэнгрине, где живой актёрский план чередовался с кукольным, но от этого не менее серьёзным представлением.
Впервые на острове побывали ребята из театральной мастерской «9-я идея» города Братска. Их слаженная актёрская команда покорила фестиваль своей креативностью и искренностью, а сами актёры навсегда влюбились в Ольхон. А вот актрис народного коллектива «Театральные встречи» из посёлка Мишелёвка Иркутской области новичками назвать трудно. Хотя они тоже первый раз в Хужире, в следующем году этому театру стукнет аж 95 лет! Тем не менее их волнуют актуальные проблемы: на фестиваль они привезли спектакль «Семейные истории» по пьесе современного драматурга Биляны Срблянович «Мамапапасынсобака».
Надо сказать, что многие театры с радостью ухватились за возможность выбирать, по традиции фестиваля, любую сценическую площадку. Но в этом году делали это не столь экстремально, как в предыдущие, когда спектакли игрались в заброшенном коровнике или в недостроенном доме. Сказка-притча «Река жизни» игрового театра «Золотая карусель» из Красноярска очень хорошо смотрелась в естественных декорациях байкальского берега с шумом ветра, уносящим отдельные слова, торчащими из земли каменными валунами и низенькой хужирской травой.
«Сибирская рампа – 2012» и порадовала, и поразила небывало высоким уровнем конкурсных работ. На пьедестале почёта выстроились не четыре, как обычно, а сразу семь лучших спектаклей: каждая из трёх лауреатских степеней присуждалась двум коллективам плюс Гран-при. Фестиваль растёт не только качественно, но и количественно: с каждым годом Александр Кононов получает всё больше заявок на участие в нём. В этом году помимо писем от отечественных театральных коллективов в штаб фестиваля поступили заявки из Турции, Индии, Афганистана, Ирана, Гамбии, Марокко, Италии, Египта, Украины и других стран.
Принять здесь всех желающих не позволяют условия проведения фестиваля, которые многие называют экстремальными. Однако есть надежда, что вскоре ситуация изменится в лучшую сторону. В этом году администрация посёлка Хужир выделила фестивалю для строительства стационарного Международного культурного центра земельный участок. Дело за «малым» – найти денежные средства для возведения немногочисленных, но жизненно необходимых «Сибирской рампе» построек. Ведь этот театральный форум уникален как по форме, так и по содержанию и уже получил мировую известность в театральных кругах, в том числе и профессиональных.