Байкальские деревья для всех
Можно нас всех поздравить – прибавление в семействе. Похоже, что московская лаборатория «Театрика» прочно обосновалась на Байкале. «Иркутский репортёр» уже писал о их первой акции – построении лабиринта изо льда и дальнейшем путешествии льда в Москву (точнее – в Москву-реку) («Иркутский репортёр» от 31 марта 2012 года). В конце этого лета около сорока человек, представляющих «Театрику», возглавляемые лично Петром Немым, негласным лидером лаборатории, приехали на Байкал, встали палаточным лагерем далеко за Хужиром и принялись готовить очередной перформанс.
Женщины, дети… разве что откровенных стариков не было на берегу Байкала в палаточном лагере. Люди в белых туристических шляпах оккупировали байкальский берег с очередной своей самовозложенной миссией. Гостей приглашали посмотреть, как известный виджей Тутта Ларсен будет сажать деревья. На Ольхоне. Где постоянные ветра. Ага. На деле оказалось всё наоборот: часть саженцев посадили на склоне холма в неопределённом месте у Байкала, но большую их часть развезут по всей России.
Начало перформансу дало простое действие: около 200 саженцев было выкопано из-под строящейся линии ЛЭП на Ольхоне близ Хужира. Так организаторы перформанса решили спасти деревья на территории, готовящейся к вырубке. Хотя у этой акции была и оборотная сторона – это единственное место, где в заповедной зоне участникам разрешили выкапывать саженцы деревьев. В дальнейшем эти саженцы будут выезены по многим городам России: они будут высажены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове, Новосибирске и в Иркутске – в сентябре, в Кайской роще. Кстати, организаторы обещают, что во всех семи посадках будет принимать деятельное участие Тутта Ларсен.
«Театрика» – странное образование. Лаборатория была основана в 2006 году как команда молодых свободомыслящих, активных людей, профессионалов в разных областях, но с одной общей страстью – игра и театр. Через некоторое время была обнаружена другая общая точка – любовь к красивым и стильным вещам. Художественный подход и системный взгляд – это основные принципы работы лаборатории. Понимайте как хотите.
– Мы растим свои спектакли. Мы периодически устраиваем шумные показы, выдумываем и бросаемся во всевозможные перформансы, завели традицию собственных ежегодных фестивалей, разработали целый корпус клубных форматов и мастер-классов. За это время обросли кучей друзей и партнёров, приступили к реализации международного российско-индийского социокультурного проекта, – объясняет руководитель лаборатории Пётр Немой. – В «Театрику» входят очень разные люди. Из их характеров, профессий, навыков, социальных статусов, представлений о мире, взглядов на жизнь, талантов, возрастов, достоинств, недостатков, образований, складов ума, опыта, индивидуальностей, черт лица складывается выразительный, даже слегка гипертрофированный образ современного человека.
Всё, что связано с Байкалом, сразу приобретает неофициальный оттенок. Ларсен, несмотря на статус «специально приглашённой звезды», была демократична, проста в общении и ехала на Ольхон не в «мерседесе» представительского класса, а в общем с журналистами автобусе. Послушно прошла мастер-класс «Иркутского репортёра» по поеданию бурятских поз. Вся уляпалась бульоном с соевым соусом. На вопрос из «Особо опасен» «Зачем ты здесь, Уэсли?» она честно сказала:
– А за это неплохо платят.
Однако объяснила, что они с мужем думают о будущем их детей, Луки и Марфы, поэтому она всегда охотно принимает участие в любых экологических программах. Особенно касающихся «зелёных лёгких планеты».
– Вы не чувствуете себя звездой в таких местах? Ну, как в детском стишке – «по улицам слона водили»? – поинтересовался «Иркутский репортёр».
– Ты знаешь, это работа. Я не знаю, как другие себя в этом чувствуют. А для меня долгие переезды, дискомфорт и неудобица – это нормально.
Номинально некоммерческое предприятие проводилось под спонсорским покровительством «Родников России». К счастью, коммерция не заслоняла экологию. В полдень четверга, 23 августа, лаборатория «Театрика» полностью осуществила свой амбициозный замысел.
В песчаной лагуне был выложен силуэт ладоней, которые держат деревья. Над ним на крутом берегу пелись мантры и песни под перестук тамтамов. Оскальзываясь на песке, пропел несколько арий специально привезённый оперный певец из Санкт-Петербурга. Надо всем этим реял негластный символ «Театрики» – игрушечный вертолёт, снимающий всё действие дистанционно.
В пятницу палаточный лагерь снялся и уехал по домам (представители «Театрики» – художники, дизайнеры и просто творческие люди из доброго десятка городов, и не только России). Можно быть уверенным, что мы с ними прощаемся не навсегда.