издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Cмена колеса

На Усть-Илимской ГЭС заменят рабочее колесо гидротурбины

Рабочее колесо одного из шестнадцати гидроагрегатов намерены заменить на Усть-Илимской ГЭС. Предложение получило одобрение на инвестиционном комитете ОАО «Иркутскнерго», в настоящее время проект находится на стадии разработки технического задания. По этой причине ещё не определены сроки его реализации, равно как и стоимость работ и поставщик оборудования.

Заменить рабочее колесо планируют на агрегате № 12, запущенном в работу в апреле 1977 года. Рабочее колесо для него 35 лет назад изготовил Ленинградский металлический завод – предприятие, ныне входящее в состав концерна «Силовые машины», выпустившее, кстати, новые колёса для шести агрегатов Братской ГЭС, которые были смонтированы в 2006–2010 годах. Номинально КПД колеса на агрегате № 12 УИ ГЭС составляет 93%, однако за время службы он снизился и, как рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика» заместитель главного инженера Усть-Илимской ГЭС Андрей Карпачёв, составляет около 92%. 

Заменить турбину именно на 12-м гидроагрегате, хотя есть машины и с большим сроком службы, решили не случайно. Дело в том, что 15 рабочих колёс, эксплуатируемых на ГЭС, выполнены целиком из нержавеющей стали, и только единственный гидро-агрегат станции, № 12, – с рабочим колесом из «чёрного» металла. Данное колесо наиболее подвержено кавитационному износу, что сказывается на КПД гидроагрегата и объёмах ремонта. Сравнительный анализ характеристик машины до и после капитального ремонта говорит о том, что в первый год после «капиталки» КПД гидроагрегата возрастает от 0,16 до 0,33%.

До того, как предложение об установке нового рабочего колеса было обнародовано на инвестиционном комитете «Иркутскэнерго», рассматривались два варианта замены турбины. В первом случае это дало бы прирост КПД в 1%, во втором – в 3%. В итоге было решено увеличить коэффициент полезного действия гидроагрегата до 94%. Сейчас на Усть-Илимской ГЭС готовят техническое задание для проекта, реализация которого позволит добиться такого показателя. 

В процессе работы над проектом придётся позаниматься логистикой. Рабочее колесо турбины сварно-литое, весом около 80 тонн, диаметром 5,5 м. Габариты РК не позволяют перевозить их по железной дороге. Существующие РК доставлялись на УИ ГЭС из Ленинграда водным транспортом по Северному морскому пути и далее по Енисею и Ангаре на специально переоборудованной мелкосидящей барже. Сегодня каскад Ангарских ГЭС пополнен Богучанской ГЭС. Ближайший действующий аэропорт расположен на расстоянии 250 км в городе Братске.

«Срок на его оформление нам дали до 30 сентября, – рассказал Карпачёв. – Затем будут выполняться проектно-изыскательские работы, объявят конкурс на поставщика оборудования, после этого будет поставка». Между тем о сроках реализации проекта пока говорить рано. Неизвестна и цена замены рабочего колеса. Впрочем, о примерном порядке цифр можно судить, опираясь на следующий факт: установка новых турбин на шесть гидроагрегатов Братской ГЭС в 2006–2010 годах обошлась в 580 млн. рублей, а когда в 2011 году был заключён контракт с немецкой компанией Voith Hydro на замену ещё шести, стоимость возросла почти в два раза. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры