издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Так будет с каждым, кто покусится

Публичные оскорбления правоохранителей неизбежно приводят на скамью подсудимых

О фактах злоупотребления полицейскими властными полномочиями, неуважительном отношении к людям, покой которых они должны охранять, СМИ сообщают с завидной регулярностью. Само собой, не проходят мимо внимания общественности и случаи превышения сотрудниками должностных полномочий с применением насилия. Между тем гораздо чаще в судах рассматриваются уголовные дела, по которым полицейские сами проходят потерпевшими. Приговоры в отношении обидчиков правоохранителей, вступившие в законную силу, легко найти на сайте любого городского и районного судов.

Судебные акты свидетельствуют, что сами граждане довольно часто не только посылают полицейских по известному всем адресу, но и вовсю распускают руки. Представителей власти при исполнении ими должностных обязанностей оскорбляют публично, применяют в отношении них «насилие, не опасное для жизни и здоровья» как пьяные, так и трезвые мужчины и женщины, нарушая при этом статьи 318 и 319 Уголовного кодекса. 

Удар левой

Октябрьский районный суд Иркутска в этом году рассматривал дело в отношении О. Гурьяновой, которая в пьяном виде дала по шее (в буквальном смысле) старшему участковому уполномоченному ОП-8 Иркутска майору полиции П., заодно обругав его нецензурно. Под горячую руку молодой женщины майор попал, когда работал с заявлением её родителей о безвестном исчезновении дочери. «Пропажу» полицейский обнаружил в компании друзей при распитии спиртных напитков. И, чтобы закрыть розыскное дело, попросил её дать объяснение. О том, какой ответ получил служивый, бесстрастно сообщает приговор: «На почве внезапно возникших неприязненных отношений у Гурьяновой возник преступный умысел, реализуя который она со значительной силой нанесла старшему участковому уполномоченному, находящемуся при исполнении должностных обязанностей, удар левой рукой в область шеи, чем причинила телесное повреждение, не повлёкшее вреда его здоровью. Кроме того, с целью унижения его чести и достоинства публично оскорбила, неоднократно выразившись в его адрес грубой нецензурной бранью». 

На суде протрезвевшая О. Гурьянова «искренне раскаялась в содеянном» и «согласилась с предъявленным обвинением в полном объёме», что было учтено в качестве смягчающих обстоятельств, как и молодой возраст ранее не судимой дебоширки. В результате она получила условное наказание: два года лишения свободы с таким же испытательным сроком. В течение этого времени «крутой» девице придётся ежемесячно являться на регистрацию в уголовную инспекцию и приносить с собой справку с места работы, где о её «подвигах» теперь наслышаны. 

Не тот прохожий

Потерпевшим по уголовному делу, рассмотренному в конце прошлого года Кировским районным судом Иркутска, тоже стал участковый уполномоченный, и обидчик его также находился в подпитии. Однако на этом совпадения заканчиваются. Старший лейтенант милиции К. из ОП-5 Иркутска в вечернее время проверял несение службы постовыми в сквере имени Кирова. Там он встретил знакомого и остановился с ним поговорить. Тут-то к нему и обратился один из отдыхающих в сквере. Как выяснилось на следствии, подсудимый А. Тарасов в тот вечер встречался со знакомыми девушками, гулял с ними по набережной и угощал пивом. А когда кавалер собрался домой, выяснилось, что все деньги  он спустил на угощение, не оставив даже себе на проезд. Вот парень и решил попросить у прохожего десятку на маршрутку. Дело-то житейское, рассудил он. 

Однако прохожий просьбу пьяненького просителя не уважил: из кармана он вынул не десятку на проезд, а удостоверение сотрудника полиции. После чего и случилась драка. Когда прибыла вызванная участковым подмога, лицо полицейского уже украшали синяки и разбитая губа. Свидетели показали, что «скупердяя», размахивающего «корочкой», подсудимый бил кулаками и пинал ногами. И вину свою на процессе так и не признал. Ну, разве что не к тому человеку он обратился с просьбой о десятке. А в результате по приговору суда пришлось выложить 20 тысяч рублей штрафа.

Стекло как оружие хулигана

Если при нападении ранее не судимых хулиганов полицейским удаётся отделаться синяками, то при стычках с бывалыми «клиентами» приходится иной раз обращаться к медикам. Старший лейтенант полиции Д. из отдела по борьбе с организованными преступными формированиями при ГУ МВД получил резаные раны на обеих руках и «кратковременное (сроком менее трёх недель) расстройство здоровья» прямо у себя в служебном кабинете. Вместе с другими оперативниками он доставил в полицию ранее неоднократно судимого М. Кокшарова. Того подозревали в угоне машины и попытке вернуть похищенное транспортное средство владельцу за вознаграждение в 110 тысяч рублей. Вычислили подозреваемого с помощью видеокамер, установленных вблизи таксофонов, с которых шли звонки на телефон потерпевшего. После одного из таких переговоров Кокшарова как раз и задержали – прямо с телефонной картой в руках. Сдаваться полицейским парень не пожелал – на нём уже висел условный срок. Сначала он кинулся бежать, а когда настигли, попытался съесть вещественное доказательство – ту самую телефонную карту. Уже в полиции, пока Кокшарова вели по коридору, он грозил сыщикам, что у них будут «проблемы» из-за его задержания.  И устроит их  якобы «положенец» Иркутска, в чью свиту он входит. 

Поскольку оперативники угрозам не вняли, задержанный решился сбежать из полиции с помощью «скорой». Его как раз подвели к кабинету, дверь которого оказалась стеклянной. В неё-то и врезался Кокшаров со всего маху головой, чтобы использовать осколок для членовредительства. Ему удалось уже ухватить кусок стекла побольше, однако нанести себе серьёзную рану он не успел. Старший лейтенант Д. схватил его за руки, повалил на пол, попытался обезвредить. Завязалась борьба. Задержанный грозил порезать не только себя, но и «мусора», если тот не отцепится. Тот, конечно, не отцепился. Медицинскую помощь в результате пришлось оказывать двоим раненым. 

Сроком в полтора года лишения свободы за применение насилия в отношении представителя власти Кокшаров не отделался. Суд добавил к этому сроку ещё и неотбытое наказание за ранее совершённые преступления – кражу и ДТП со смертельным исходом. В общей сложности осуждённому придётся провести в колонии-поселении 3 года 3 месяца. Кроме того, его лишили на полгода водительских прав. А угнанная машина вернулась владельцу без выкупа. 

Попытки членовредительства – отнюдь не редкость при задержании подозреваемых. И в таких случаях, как правило, у сотрудников полиции, пытающихся обезвредить бузотёров, без травм не обходится. В марте этого года в ОП-2 доставили участников массовой драки в автоцентре «Мега». Все они были пьяны и крыли полицейских матом, но больше всех выступал 

А. Соловаров. Угомонился он только после того, как разбил окно в кабинете, где проводились следственные действия, и попытался вскрыть себе вены осколком стекла. Прежде чем помощнику дежурного Ш. удалось надеть на пьяного драчуна «браслеты», тот успел несколько раз его ударить и разбить очки. Когда А. Соловаров протрезвел, сильно корил себя за несдержанность. По приговору Свердловского районного суда Иркутска она обошлась ему в 50 тысяч рублей штрафа.

Так будет с каждым, кто покусится на авторитет органов правопорядка, свидетельствует судебная практика. Только вот одними обвинительными приговорами имидж полиции не повысишь. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры