«Чтобы кофе в Листвянке не стоил 250 рублей»
Бренд Байкала оздоровит экономику и сделает жизнь лучше, надеются эксперты
Туристическое бизнес-сообщество и эксперты в области стратегического маркетинга намерены заняться созданием бренда озера. Инициативу взяли на себя туроператор «Байкалов» и авторы проекта HiBrand Weekend. В качестве пилотного проекта разработчики предложили к обсуждению идею фестиваля впечатлений «Байкальский треугольник». Объём инвестиций в его реализацию должен составить 18 млн. рублей, из них на рекламную кампанию требуется три миллиона. Остальные участники рынка, которым предлагают вложиться в фестиваль, пока воспринимают идею со скепсисом.
Спасти имидж России
«Почему мы начали это делать? Знаете, как говорят: лидеров не выбирают, они приходят и берут власть в свои руки, – открывает Андрей Пуртов круглый стол HiBrand Weekend, который прошёл в Иркутске в среду. – На самом деле нас высшее руководство страны не назначало на этот проект и не просило его провести. Но мы просто неравнодушны к судьбе Байкала, и мы можем создать эталонный бренд, который станет примером для других регионов».
Проект HiBrand, который сами создатели именуют «конференцией по брендингу и маркетингу №1 в России», движется по стране с востока. До Иркутска он докатился на минувшей неделе. Его продюсер Андрей Пуртов не раз признавался лучшим спикером десятков профильных конференций, стал автором и соавтором более 50 товарных знаков, периодически даёт интервью для изданий уровня Forbs и готовится стать преподавателем Британской высшей школы дизайна.
Несмотря на загруженность и основной заработок от проведения тренингов и семинаров, он находит время на поездки по стране с миссией создания брендов ряда регионов, которые находит наиболее перспективными. «Россия слишком велика и неоднородна, – говорит он. – У неё имидж в целом не очень хороший. И исправить это можно будет не раньше, чем появятся правильные бренды территорий. Поэтому бренд Иркутска и Байкала создать легче и быстрее, чем бренд России».
По мнению эксперта, в первую очередь необходимо определить платформу продукта, понять отраслевую специализацию Байкальского региона, чтобы он не стал бесполезным «модным фантиком». «Понятно, что озеро однозначно связано с туризмом. И ещё очевидно, что можно разливать воду, – перечисляет Пуртов. – Но этого недостаточно. Нельзя себе позволить, чтобы всего лишь два направления деятельности получали синергию от бренда Байкала. Очень важно, чтобы брендовую наценку получали другие виды бизнеса на территории Иркутской области».
Несмотря на то, что у местных туроператоров, радеющих за привитие привлекательного образа озера у иностранцев, уже есть много наработок по созданию бренда, они приглашают в рабочую группу заинтересованных людей. Все интересующиеся темой могут обратиться к туроператору «Байкалов», который пытается сплотить вокруг идеи максимальное количество профессионалов. «Если у кого-то есть желание включиться, то милости просим. Чем больше умов, тем качественнее будет результат», – говорит генеральный директор туроператора Анатолий Казакевич.
«Одна из самых серьёзных проблем в том, что наши действия разнонаправлены, – считает он. – Мы не движемся в одну сторону концептуально. Есть проблема между Иркутской областью и Бурятией. У каждой свои представления о туризме на Байкале. Понятно, что вместе за один стол переговоров и за один бюджет посадить два региона крайне сложно. Но если просто договориться о совместных шагах, то результат будет».
«Зимниада» — 2
Инициаторы круглого стола предложили к обсуждению первый проект под рабочим названием «Фестиваль впечатлений «Байкальский треугольник»», который во многом схож с «прародителем» – известной за пределами региона «Зимниадой». Всего в кейсе маркетологов уже есть полтора десятка проектов по продвижению Байкала на рынке мировых туристических услуг. При помощи пилотного продукта они надеются закрепить вокруг образа озера три ключевых понятия, которые позже составят платформу бренда: красота, чистота и разнообразие.
Планируется, что в марте, который для Байкала традиционно считается мёртвым сезоном, фестиваль сможет привлечь 1500 туристов и 80 миллионов рублей. «Это не много и не мало, но, думаю, для стартового года это неплохой результат, – подсчитывает Анатолий Казакевич. – Мы не ставим недостижимые цели и считаем, что такое яркое событие позволит прорвать информационный кокон и сделать так, чтобы об этом заговорили федеральные СМИ». Вместе с туристами, планируют авторы идеи, фестиваль посетят около 80 представителей российских и зарубежных СМИ, а также сотня топовых блогеров.
Предпочтение отдадут тем, кто хорошо владеет фототехникой и сможет оставить после поездки качественные снимки, которые в будущем станут главными носителями информации о фестивале. Турпродукт должен быть коллективным, по словам директора «Байкалова», к участию положительно относятся одни из ведущих представителей отрасли – компании «Гранд Байкал» и «Истлэнд». Концепция фестиваля заключается в движении туристов по точкам треугольника: Листвянке, Ольхону и Байкальску.
«Идея строится вокруг фишек, которые больше всего нравятся всем туристам, от которых у всех загораются глаза, – рассказывает Анатолий Казакевич. – В каждой из трёх точек есть якорные темы, вокруг которых люди путешествуют. В Листвянке это кухня, так как там лучше всего развита иностранная инфраструктура. В Байкальске это спорт с его ресурсами «Горы Соболиной». На Ольхоне это творчество, так как там проходят все интересные фестивали».
Фестиваль пройдёт в течение трёх недель марта, начиная ориентировочно с 8 числа. Каждые три дня туристы будут прибывать на точки по 250 человек. «Если в одну из точек сразу же отправить полторы тысячи туристов, требовательных к сервису, это будет очень большой стресс. Да и смысла в этом нет, так как мы хотим сделать не разовую вспышку, а организовать равномерную нагрузку на инфраструктуру. Если объединим усилия, можно подключить чартерные рейсы и добиться снижения стоимости перелёта», – говорит директор «Байкалова».
Реализацией каждого из трёх видов активности займётся отдельный предприниматель, и за счёт масштаба мероприятия получится значительно снизить себестоимость путёвки. В качестве примера организаторы приводят ледовый гольф: со строительством поля для индивидуальной группы эта услуга будет стоить около 150 тысяч рублей, но в рамках тура она обойдётся фактически «в копейки». В базовый пакет войдут основные опции, к которым можно прибавлять любые на свой вкус.
По словам Анатолия Казакевича, в индивидуальном порядке стандартный набор услуг в таком туре обошёлся бы в 150 тысяч рублей, но за счёт масштабности мероприятия минимальную себестоимость путёвки можно свести к 35 – 40 тысячам рублей. При этом ледовый гольф, поездки на собачьих упряжках и квадроциклах, а также омуль на рожне являются лишь небольшой частью предложений, которые в состоянии сделать туроператоры.
В итоге, считают организаторы, реализация проекта сможет оказать значительное влияние на экономику региона, создав устойчивый спрос и в несезон. «Нельзя изменить климатические условия, – считает продюсер HiBrand, – но можно перераспределить туристический поток. Так, чтобы не увольняли людей из гостиниц по окончании сезона, так, чтобы чашка кофе в Листвянке не стоила 250 рублей, так, чтобы и среднему классу был доступен отдых на Байкале».
Скоро сказка сказывается
Остальные участники рынка пока не разделяют приподнятых настроений «Байкалова» и HiBrand`a. «Брендовая наценка, например, на французскую парфюмерию может достигать 80%, у нас же, на Байкале, она не составит более 2-3%», – считает директор Сибирского института развития и планирования туризма Олег Данилин. Кроме того, экспертов смущает, что во многом проект «Байкальский треугольник» перекликается с «Зимниадой».
«Мероприятия пересекаются по времени, – отмечает пресс-секретарь одного из потенциальных участников – компании «Истлэнд». – Как этот момент будет решён, не знаю. Более того, «Зимниада» – более раскрученный бренд, и сможет ли «Байкалов» предложить что-то новое, то, чего нет в «Зимниаде»? Принципиально, мы за любые нововведения, проекты, которые пойдут на пользу развитию Байкала и близлежащих территорий, в том числе Листвянки, Байкальска и Ольхона. Но пока конкретики мы не увидели».
В частности, в «Байкалове» предполагают привлечь к реализации проекта 18 млн. рублей в рамках частно-государственного партнёрства. Однако на этом финансовые детали, озвученные туроператором, исчерпываются. Известно лишь, что первоочередные расходы на рекламную кампанию, которые предлагается поделить между крупными туроператорами, составят порядка 3 миллионов рублей.
Как сообщил руководитель пресс-службы туроператора «Гранд Байкал» Сергей Евчик, компания заинтересована в продвижении зимнего туризма на Байкале и принципиально поддерживает идею организации крупного туристического фестиваля: «Это может быть усовершенствованный вариант «Зимниады», в своё время этот фестиваль способствовал притоку туристов в наш регион в низкий сезон. Ясно также, что подобное мероприятие может провести только пул туроператоров при поддержке региональной и местной власти. Но пока технические и финансовые детали проекта в «узком кругу» не обсуждались».
Кроме отсутствия «конкретики», сомнения туроператорам придаёт ограниченность в сроках. «Безусловно, времени на организацию недостаточно. Если мы говорим о подготовке площадок зимних видов спорта, то это нужно делать с лета. Возможно, какие-то сооружения не требуют такой подготовки, например, для фестиваля ледяных скульптур можно всё организовать и за месяц, но в целом такой фестиваль требует длительной подготовки», – отмечает пресс-секретарь компании «Истлэнд» Елена Дуберштейн.
В Сибирско-Байкальской ассоциации туризма считают, что близость с «Зимниадой» не помеха «Байкальскому треугольнику»: «Программы могут идти параллельно и не будут отвлекать друг от друга, а сделают зимний событийный график более плотным и насыщенным. Что касается проекта, то в нём не предложено никаких особых нововведений, Анатолий Казакевич обобщил богатый опыт коллег. Это хорошее дело, и мы будем поддерживать любые инициативы по развитию зимнего календаря, но сейчас важно, чтобы всё не осталось только на бумаге, в противном случае это будет ещё одним нереализованным предложением, каких у нас много и о которых все знают», – говорит председатель СБАТ Игорь Коваленко.
По его словам, туроператоры возлагают определённые надежды на нового губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, который «имеет хорошее представление о развитии туризма в регионе». В частности, ожидается, что в сентябре в правительстве региона состоится координационный совет по туризму, на котором операторы вновь поднимут вопросы государственного финансирования отрасли. При этом все участники рынка отмечают, что без бюджетных средств выполнить проект наподобие «Байкальского треугольника» невозможно, однако вероятность его финансирования из казны по-прежнему остаётся туманной.