издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Должны быть не только расходы, но и доходы»

Генпланы муниципалитетов могут повысить собираемость земельного налога

В Приангарье пока утверждены лишь 5% схем территориального планирования всех поселений и округов. В лидерах Иркутский район и крупные города, в числе отстающих – посёлки, которые по большей части только готовятся к разработке градостроительных документов. Справиться с задачей им помогает областное правительство.

В этом году материальную помощь получат 368 муниципальных образований. Общий объём средств, выделенных  на разработку генпланов, уже достиг 500 млн. рублей. Как полагают региональные власти, в будущем эти расходы окупятся: градостроительные документы способны навести порядок в земельных вопросах и повысить собираемость налогов. 

Генпланы – главные документы, по которым развиваются территории, – должны появиться у 472 муниципалитетов Иркутской области, сообщила на заседании президиума регионального правительства руководитель службы архитектуры – главный архитектор Приангарья Екатерина Протасова. Параллельно ведётся разработка правил  землепользования и застройки. По словам Екатерины Протасовой, на начало августа в Иркутской области были утверждены лишь 5% схем терпланирования, ещё 12% находились  на согласовании, 64% в разработке и 19% готовились к созданию. Лучше всего обстоят дела в девяти городских округах. Все они уже утвердили документы.

В районах ситуация заметно хуже: из 33 муниципальных образований генплан подготовил только Иркутский район. Хотя положительная динамика есть:  на федеральный и региональный уровни на согласование поступили ещё 22 проекта схем. Отстающими признана треть районов, среди которых Зиминский, Нижнеудинский, Шелеховский, Тайшетский, Братский, Тулунский, а также Усть-Удинский, Жигаловский, Казачинско-Ленский и Катангский. «При этом, замечу, по всем районам контракты с подрядчиками на выполнение проектов схем были заключены ещё в 2007-2008 годах, – сказала Екатерина  Протасова. – Муниципалитеты почему-то не требуют выполнить договоры, хотя все  правовые рычаги для этого есть». 

Городские и сельские поселения тоже не показали хорошего результата. Только шестая часть городских поселений смогла утвердить генпланы: это Ангарск, Шелехов, Железногорск, Усть-Кут, Белореченск, Мегет, Марково, Нижнеудинск, Мама и Хужир.   На согласовании находятся ещё 17 проектов, в разработке – 32, только готовятся к созданию – восемь. В сёлах картина ещё плачевнее. Из 363 населённых пунктов схемы терпланирования приняты только в пяти (Одинск, Еланцы, Оёк, Савватеевка, Пивовариха). На утверждение свои планы передали ещё 16 поселений, в разработке находятся 20 проектов. «А по 46 муниципальным образованиям Нижнеудинского и Братского районов ситуация «подвисла» из-за жалоб в Управление Федеральной антимонопольной службы, – сообщила Екатерина Протасова. – Результаты конкурсов по этим территориям будут пересмотрены, в связи с чем заключение контрактов сдвинется в лучшем случае на сентябрь». Четыре муниципалитета Нижнеилимского района вовсе приняли решение о нецелесообразности разработки генпланов, добавила архитектор.

В создании градостроительной документации муниципалитетам помогает область, подчеркнула Екатерина Протасова. Правительство, по её словам, осуществляет «колоссальную поддержку»: если в 2009 году помощь получили всего четыре территории, то в 2012-м уже 368. Общий объём финансирования разработки генпланов в 2012 году составит  341 млн. рублей (по данным на июль, было освоено 32% этой суммы). «Кроме того, мы направили заявки от муниципалитетов в минстрой на дополнительное финансирование в размере 82 млн. рублей (плюс 24% к плану). Кроме этого, служба архитектуры подготовила изменения в бюджет на 65 млн. рублей. В целом это покроет полностью потребность на разработку документов», – сказала архитектор. Несмотря на поддержку региона, разработку генпланов Екатерина Протасова признала «вялотекущей». Ситуацию тормозит, по её мнению, «некоторое недопонимание органами местного самоуправления значения и нужности этих документов для развития территорий». Процесс затянуло и отсутствие у муниципалов своевременных средств. Часть вины, по словам чиновника, лежит на неквалифицированных разработчиках, проекты которых могут только осложнить жизнь местным властям. 

Однако главная «головная боль» муниципалов – согласование схем – ещё впереди, уверена Екатерина Протасова. Процесс начался с этого года. Часть документов проходит утверждение на региональном и федеральном уровнях (в случаях, если на территориях есть земли лесного фонда, особо охраняемые природные территории, земли сельхозназначения). Процедура занимает до трёх месяцев, но зачастую заканчивается для муниципалитетов отрицательным заключением одного из ведомств. Больше всего отказов они получают от областной Службы по охране объектов культурного значения: она даёт отрицательные заключения в 75% случаев. «Обычно происходит так: проектировщики запрашивают в службе перечень, но обнаруживается, что территории этих зон не определены. Они виртуальные, – пояснила руководитель службы архитектуры. – Границы охранных зон надо установить. По Иркутску ситуация ещё разруливается, а представьте, как в Бодайбо: там археологический объект, границ нет, документ утвердить нельзя». Минприроды и министерство ЖКХ отказывают в 45% случаев, минэкономики – в 25%. «На федеральном уровне в силу специфики нашей территории вопросы касаются в основном лесного фонда», – уточнила Екатерина Протасова.

Положение дел с генпланами территорий не устроило президиум правительства. «Вы мучаете нас финансовым вопросом по муниципалам. Но вы никогда не задумывались, что потом при выполнении этих градпланов практически не поступает налогов от реализации земель? – поинтересовался губернатор Сергей Ерощенко. – Вы никогда не задумывались, почему у муниципалов нет денег? Они реализуют эти участки друг другу, появляются дома с обманутыми дольщиками. А налогов нет, поэтому  не на что заказывать градостроительные документы. Кроме того, эти схемы постоянно и по непонятным причинам меняются». Губернатор подчеркнул, что у территорий «должна быть не только расходная, но и доходная деятельность». «А вы нам только расходную  часть всё время в обязательство ставите», – заключил он. Екатерина Протасова заверила, что «понимает проблему» и «ситуация с разработкой схем терпланирования действительно непрозрачная и неоткрытая». «Но документы, на которые мы выделяем деньги, как раз позволят муниципалитетам эффективно управлять территорией, в том  числе получать налоги», – пояснила она. 

В заключение Екатерина Протасова предположила, что в  установленный законом срок (1 января 2013 года) как минимум 19% схем, находящихся в разработке, вряд ли будут утверждены. «То есть мы заранее ставим себя в ситуацию, при которой не сможем выполнить требование правительства РФ», – отметил руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Владимир Дорофеев. «Это стандартная ситуация, между прочим», – парировал Сергей Ерощенко. Зампред правительства Алексей Зезуля отметил, что обычными механизмами отставание по генпланам уже не догнать. «Нужно где-то ускорить работу службы, где-то принять за данность недоработки. Ведь получается, мы тормозим процесс, – сказал он. – Для меня это сегодня открытие. Первый раз слышу, что, оказывается, есть проблема с согласованием. До этого на протяжении трёх лет нам твердили: дайте деньги, а мы всё сделаем. А теперь вы констатируете, что проблема вообще не в деньгах». Алексей Зезуля добавил, что нужен чёткий план по использованию схем терпланирования  для повышения отдачи по земельному налогу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры