Дзэн-туризм
Гости из Китая обеспечивают четверть иностранного турпотока в Иркутской области
Каждое лето на Байкал за свежим воздухом и чистой водой приезжают несколько тысяч китайских туристов. Обратно они увозят впечатления от местного аэропорта, удивление от ценников в здешних кафе и ресторанах, а иногда и полотенца из аршанских санаториев. По данным официальной статистики, за 2011 год Иркутскую область посетило больше 12 тысяч жителей Китая. Причём год от года растёт число тех, кто едет не только с деловыми, но и с познавательными целями. Правда, специалисты утверждают, что реальные цифры с официальными могут сильно разниться. На чём держится российско-китайский туризм, выясняла Татьяна ПОСТНИКОВА.
С потолка Поднебесной
Больше всего иностранных туристов в Приангарье приезжает из Китая. На сайте областного агентства по туризму можно отследить, как за последние несколько лет менялась структура потока отдыхающих из-за рубежа. Так, если в 2006 году больше всего туристов в наш регион приезжало из Германии (26%), а Китай находился на втором месте (11%), то уже к 2009-му ситуация кардинально поменялась. К этому времени из Поднебесной в Иркутскую область ежегодно въезжало самое большое количество иностранных туристов – 27% (из Германии – 10%). Впрочем, в абсолютных цифрах эта статистика выглядит несколько скромнее: к примеру, в том же 2009 году в Приангарье, по данным агентства, въехало всего 45 тыс. иностранных туристов, из которых из Китая – 12,1 тыс. человек. Судя по итогам 2011 года, за последнее время эти показатели практически не изменились. По словам временно исполняющей обязанности руководителя агентства по туризму Агнии Шангиной, за прошлый год наш регион посетило 12,2 тыс. жителей КНР, или 24% от всего турпотока из-за рубежа (всего в 2011 году в область въехало 50 тыс. иностранных туристов. – «Конкурент»).
Специалисты считают, что сохранению этих показателей способствуют сразу несколько объективных факторов. Прежде всего – льготный визовый режим, позволяющий туристам обеих стран обходиться без визы при поездке в составе группы более пяти человек и сроком менее двух недель. Ещё большее значение имеет географическая близость Китая и Иркутской области. «Всего два с половиной часа в самолёте, и вы на Байкале», – объясняет председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Игорь Коваленко. Интересно, что стоимость перелётов по маршруту Иркутск – Пекин сегодня ниже, чем на аналогичные расстояния внутри страны. Так, если минимальная стоимость билета туда-обратно от столицы Китая до Иркутска во второй половине августа обойдётся в 14,5 тыс. рублей, то до Новосибирска той же авиакомпанией можно будет слетать за 19,4 тыс. рублей.
Показателен и тот факт, что сегодня Китай является единственным иностранным государством, с которым Иркутск имеет столь развитое авиасообщение. В общей сложности сейчас туда летают четыре авиакомпании: S7 и «Хайнаньские авиалинии» – в Пекин (рейсы на регулярной основе), с меньшей периодичностью выполняют полёты в Китай авиакомпании «Руслайн» – в Маньчжурию, «Уральские авиалинии» – в Гуанчжоу. Также попасть из Китая в Россию можно на поезде или автобусе, что обойдётся значительно дешевле, но займёт намного больше времени.
К слову, активно пользуется развитым транспортным сообщением с соседним государством и местное население. По данным областного агентства по туризму, за прошлый год в Китай съездило почти 25 тыс. жителей нашего региона. И если в достоверности этой цифры у экспертов местного туррынка сомнений не возникает, то данные по въездному туризму из Китая в Приангарье некоторые из них считают завышенными. «Всё дело в особенностях действующей у нас системы учёта туристов», – объясняют они.
– Условно говоря, когда сюда приезжает группа туристов из 10 человек, то сначала они останавливаются, к примеру, в гостинице «Ангара», – рассказывает собеседник «Конкурента», однако просит не называть его имени. – Затем гости отправляются на не-
сколько дней в Листвянку, где живут в другой гостинице, а потом едут на Ольхон, где останавливаются на одной из турбаз. А когда приходит время отчитываться по итогам сезона, каждая из этих гостиниц включает эту группу туристов в свою статистику. В результате получается, что по факту у нас побывало 10 туристов, а по официальным данным – в три раза больше.
Особые приметы
Есть у китайцев, как и у туристов из большинства зарубежных стран, свои особенные черты. В отличие от поляков, которые считают за долг дойти до пика Черского, китайцы не любят дальних трудных походов. Зато жители Поднебесной почти всегда ходят организованными группами, любят экскурсии и неспешные прогулки по городу с видеокамераим и фотоаппаратами. В отношении питания и проживания китайцы неприхотливы, хотя встретить туристов из КНР сегодня можно как на самой обычной турбазе на Байкале, так и в дорогом отеле. Устраивает их классическая европейская кухня, но и китайской в русском исполнении они также будут рады. Правда, по рассказам гидов, цены в местных кафе некоторых жителей КНР, привыкших к дешёвой еде, порой ставят в тупик.
– К омулю, который многие приезжие воспринимают не только как еду, но и как один из местных сувениров и везут с собой, китайцы равнодушны, – рассказывает менеджер по работе с клиентами бюро международного туризма «Спутник» Наталья Долгая. – Попробовать могут, особенно если это копчёный или вяленый омуль, но без фанатизма.
Любопытно, но больше всего китайских туристов радуют в отдыхе в России самые обычные вещи. «Здесь очень красивое место. Природа замечательная. Воздух свежий. Вода чистенькая. Всем нравится», – на хорошем русском языке объясняет шеф международного туристического агентства «Fenghua» в Пекине Вэй Синьминь. По словам Игоря Коваленко, рассказы о красивой местной природе отнюдь не от врождённой китайской вежливости. «В средней и южной части Китая летом очень жарко, душно, повсюду смог плюс очень шумно и людно, а все хотят отдохнуть. Конечно, в Поднебесной тоже есть хорошие заповедники, красивейшие места, такие как Сычуань, Гуанси и другие. Но таких мест там немного. А тут два с половиной часа на самолёте – и вы в Иркутске», – объясняет собеседник «Конкурента». Излюбленными местами китайских туристов являются остров Ольхон, Аршан и другие территории, где можно просто подышать свежим воздухом, позагорать и попить чистой воды.
До сих пор играет свою роль в развитии российско-китайского туризма и тот факт, что многие жители КНР помнят времена, когда две страны довольно тесно сотрудничали в экономическом и политическом плане, а население некоторых китайских городов (Харбин, Шанхай) составляло немало русских. По словам Игоря Коваленко, отголосками тех лет сегодня можно считать то, что многие китайцы старшего возраста в той или иной мере говорят по-русски и в целом дружественно относятся к нашей стране. «Многие из них знают и любят русские песни и даже поют их, когда бывают здесь», – рассказывает он.
Однако есть у китайцев и свои национальные причуды. «Несколько лет назад у нас отдыхала группа китайцев, – рассказывает администратор одного из аршанских санаториев Инна. – Наполовину она состояла из молодых ребят, скорее всего студентов, а на вторую половину – из людей старшего возраста. Они вставали раньше всех гостей в санатории, в 6-7 часов утра, шли на улицу делать зарядку, даже если был дождь. Часто приходили на ресепшн, чтобы что-нибудь попросить, кипяток, например, или теннисные ракетки. А когда уезжали, оказалось, что некоторые забрали с собой полотенца из номеров, видимо, посчитав, что они одноразовые».
«Всё, устал»
Впрочем, остаются у туристов из Китая и другие впечатления от посещения Байкала. «Первое, что встречаешь, когда прилетел в Россию, это аэропорт», – рассказывает Вэй Синьминь. Летать жители КНР предпочитают со своей авиакомпанией – «Хайнаньскими авиалиниями». «У них там большая страховка, строго соблюдаются все права потребителей плюс в целом проще найти понимание и общий язык», – объясняет причины Игорь Коваленко. Трудности, по словам Вэя Синьминя, возникают в Иркутске – при прохождении таможенного досмотра.
– Если миграционных карточек в самолёте никто не дал, уходит час или даже больше на то, чтобы заполнить бланк, – описывает он процесс. – Потом надо получить багаж, пройти таможню. При этом отдельной очереди для иностранных туристов нет. В итоге вся процедура занимает три часа. Поэтому первое впечатление от приезда сюда: «Всё, устал».
Недостаточно развитой считают в Китае и туристическую инфраструктуру на Байкале: мало гостиниц, хороших дорог, а также недостаток общей ориентированности на клиента. «Клиентоориентированность играет очень важную роль. Мы всегда стараемся уделять людям больше внимания, потому что хотим развиваться», – говорит Вэй Синьминь.
Но, несмотря на все сложности, Байкал остаётся одним из немногих мест в России, куда направляется туристической поток из Китая. Также жители КНР охотно едут в Москву, Петербург, но даже в этом случае часто проезжают транзитом через наш регион. Представители местного туррынка уверены, что у нас есть немало скрытых возможностей для привлечения китайских туристов в областной центр. Вице-мэр города Иркутска Дмитрий Разумов уверен, что серьёзные перспективы имеет развитие образовательного туризма между двумя странами. «Всё больше жителей КНР приезжает сюда и просто с познавательными целями. Даже те, кто прибыл по работе, для проведения переговоров, всё равно, как правило, с удовольствием едут на экскурсию по городу и на Байкал», – говорит Игорь Коваленко.
Однако существенного прироста турпотока из КНР в Иркутскую область пока ждать рано, что подтверждает хотя бы отсутствие необходимости открывать сюда новые рейсы из других городов Китая. «В будущем было бы интересно организовать авиа-сообщение по маршруту Иркутск – Шанхай, – говорит Вэй Синьминь. – Летом в Россию летает много людей, но в основном через Пекин. Для Шанхая пока рано, надо пробовать».