Соло на виолончели без грифа и смычка
Из простого и красивого уличного памятника уличному же искусству виолончель на улице Урицкого превратилась в памятник вандализму, бессмысленному и беспощадному. Летом прошлого года её установили напротив Дома быта. Очень скоро её отломали от постамента и всю зиму изумлённые туристы наблюдали памятник непонятно чему – табуретка с шляпой перед ней. К нынешнему лету виолончель вновь установили на прежнем месте, правда, в отредактированном варианте – смычок, надо полагать, в этой композиции был признан вандалонеустойчивым. При этом всех предупредили, что правоохранители специально для девиантов установили камеру наружного наблюдения. И что? Неугомонные вандалы не успокоились на достигнутом и отломали гриф. И в связи с этим стало понятно, что прежние интеллигентские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» применительно к современности преобразовались в лаконичные и прагматичные «Как?» и «Зачем?».
Да как же это отломали у виолончели гриф, если она находилась прямо под камерой видеонаблюдения?!
Мне кажется, что поимка хулиганов для местных правоохранителей должна стать тем, что определяется старым журналистским штампом, – «делом чести». Хотя бы для того, чтобы отчитаться перед налогоплательщиками о миллионах, как бы не напрасно потраченных на камеры наружного наблюдения. Первые камеры наблюдения с выводом изображения на пульт дежурной части УВД Иркутска по-явились в конце 2006 года. С тех пор их количество неуклонно растёт. Только в прошлом году должны были установить ещё 80 камер, на что из областного бюджета было выделено 18 млн. руб. На кой чёрт все эти камеры и все эти траты бюджета, если виолончель, стоящую под камерой, цинично и безнаказанно сломали?!
В самом деле, этот акт вандализма ставит под сомнение принципиальную целесообразность установки видеонаблюдения. Работает эта система так: дежурный наряд ведёт круглосуточный мониторинг, за улицами города постоянно наблюдают два оператора, а запись сохраняется в течение месяца. В случае если камеры фиксируют преступление, информация предоставляется оперативникам того района, на территории которого оно произошло. Но, как мы видим, то ли эта передача информации происходит как-то вяло, то ли оперативники не очень оперативные.
Вот за запись – отдельное спасибо. То есть если меня в центре города некие агрессивно настроенные земляки от избытка чувств шарахнут тупым твёрдым предметом по голове, то их не то чтобы немедленно поймают по звонку оператора наблюдения в ближайшую дежурную часть, а бережно сохранят запись и, если мне очень повезёт, то выложат на Youtube.
Сложно, практически невозможно ответить на вопрос «Зачем?». Один старый работник пенитенциарной системы, из тех, кого презрительно называют «вертухаями», с глубокой обидой в голосе рассказывал мне: «Говорят, мы только и делаем, что заключённых избиваем. Это неправда! Ведь бить человека – это тяжёлый физический труд!» Подобные гуманистические воззрения чужды вандалам: им сил на свои бессмысленные выходки ничуть не жалко. В самом деле, сломать лавочку, повалить рекламный щит, отломать от виолончели, сделанной «под бронзу с основой из искусственного камня», гриф – это долго, скучно, трудозатратно и с сомнительным эстетическим удовольствием от затраченных усилий. На кой чёрт – поди пойми…
Гораздо проще ответить на вопрос «Почему»? В детстве я, изрядный лентяй, с трудом убирал свою комнату, и требование родителей провести уборку во всей квартире воспринимал как покушение на мои личные свободы. Сейчас в своей квартире я убираюсь без напоминаний, потому что она вся – моя. Мой дом. Я гоняю подростков, лущащих семечки перед подъездом, потому что это тоже мой дом. У вандалов нет дома. Ни родины, ни флага, ни гимна, ни герба. Вандал не воспринимает свой город как свой дом, для него это просто пересечённая местность, где он может показать свою лихость, крутость и прочие неполовозрелые достоинства другим таким же инфантильным идиотам.
В одном из своих поздних произведений братья Вайнеры выдвинули интересную теорию, что эволюция движется не силами неких альтруистично настроенных прогрессоров, а энергией озлобленных, обиженных жизнью людей. Два мудрых еврея, похоже, до конца жизни остались идеалистами. Потому что в наших гражданах бушует бесконечная энергия разрушения. Хотя бы потому, что придумать, что бы построить, гораздо труднее, чем придумать, что бы разрушить. Тут и думать особенно не надо – вот она, беззащитная виолончель.
Обсуждая в редакции все коллизии вокруг виолончели, мы пришли к выводу, что на этом месте вместо нежного музыкального инструмента нужно установить другой памятник – монумент антивандализму. Сначала был предложен проект куба, который разрушить в принципе невозможно. Однако быстро додумались, что на куб просто нагадят сверху. Тогда был предложен проект геометрически правильного шара. Но быстро вспомнилась печальная судьба «яйца» на улице Канадзавы. Понятно было, что если нет возможности нагадить, то шар просто укатят. Поэтому идеальным вариантом монумента антивандлизму был признан бетонный конус в человеческий рост с широким основанием. С глянцевым покрытием, чтобы не держалась краска от баллончиков-распылителей, рисующих бессмертные буквы – числом от трёх до пяти. И желательно, укутанный колючей проволокой с пропущенным через неё электрическим током. Чтобы если какому вандалу от невозможности нанести видимые повреждения на этот памятник захочется хотя бы облегчиться, то электричество лишило бы этого недостойного представителя человечества возможности продолжения своего бесполезного рода.