Жалуйтесь – поможем!
В последнее время в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области увеличилось количество жалоб на услуги ЖКХ. Этими вопросами в ведомстве занимается отдел защиты прав потребителей. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Людмила Пельменёва в интервью «Сибирскому энергетику» рассказала, на что чаще всего жалуются жители Приангарья.
– Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, сколько жалоб в коммунальной сфере поступило с начала года в управление?
– В первом полугодии 2012 года в управление поступило 157 жалоб и обращений граждан на нарушение их прав при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, из них в письменной форме – 104, в устной – 53. Кроме того, через консультационные пункты, созданные при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», оказана помощь 138 потребителям в виде разъяснений, подготовки претензий и исковых заявлений, при этом за аналогичный период прошлого года таких заявлений было всего 69.
– Какие основные параметры надлежащего качества услуг ЖКХ?
– Это, прежде всего, обеспечение жилья бесперебойным круглосуточным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, электро- и газоподачей, а в течение отопительного периода – отоплением. При этом температура горячей воды из крана должна составлять не менее 60° С для открытых систем централизованного теплоснабжения и не менее 50° С – для закрытых. Норма давления при подаче холодной и горячей воды – не менее 0,03 МПа. Во время отопительного сезона температура в квартирах должна быть не ниже +18° С, а в угловых комнатах – не ниже +20° С.
– Чем характеризуются чаще всего жалобы граждан?
– Анализ обращений жителей Иркутской области в Роспотребнадзор показал, что большая их часть содержит жалобы на жилищно-коммунальное обслуживание, в частности на содержание многоквартирных домов. И это обусловлено тем, что жилой фонд в регионе, да и по всей России очень старый. Колоссальный износ имеют коммуникации, приходят в негодность крыши и межпанельные швы.
Мы провели анализ тех жалоб, которые поступали к нам в первом полугодии, и пришли к выводу, что львиная доля (47%) приходится на нарушения прав потребителей, в частности, на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге. На непредоставление коммунальных услуг или их предоставление ненадлежащего качества, в первую очередь на водоснабжение и отопление, приходится 18%. Чуть меньше потребители жалуются на наличие в договоре управления многоквартирным домом условий, ущемляющих права потребителя (15%). Кроме того, люди сетуют на отказы по перерасчёту платы за коммунальные услуги в период временного отсутствия жильцов (9%). На ненадлежащее техническое обслуживание жилого фонда и санитарное состояние общих мест пользования жилых зданий (подвалов, подъездов, чердаков) жалуются 5% и 6% соответственно.
– Как вы оцениваете общее состояние многоквартирных домов в Иркутской области?
– Общее состояние жилищно-коммунального хозяйства напрямую связано с комфортом проживания людей. А комфорт, судя по количеству обращений в Роспотребнадзор, оставляет желать лучшего: довольно много панельных пятиэтажных домов старой постройки, расчётный срок эксплуатации которых давно закончился. Чтобы их поддерживать в надлежащем виде, нужно немало сил и средств, теперь в основном самих собственников жилья.
– Какие меры предпринимаются по факту поступивших жалоб со стороны потребителей?
– Как только к нам поступают обращения граждан, мы организуем внеплановые проверки, в случае выявления нарушений выдаём предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и привлекаем к административной ответственности. Как правило, это штрафные санкции – от 500 рублей (индивидуальные лица) до 20 тысяч рублей (юридические).
– Приведите примеры, какие нарушения прав потребителей на получение необходимой информации допускаются?
– Зачастую управляющие организации на вывеске при входе и в офисе не предоставляют информацию об исполнителе, его наименовании, месте нахождения, сведения о государственной регистрации и так далее. К примеру, к нам обратилась пенсионерка, проживающая в доме по адресу Банзарова, 33, который обслуживает Западное управление ЖКС. Она жаловалась, что у входа в подъезд УК не разместила информационный стенд. Мы провели проверку и оштрафовали эту компанию на 20 тысяч рублей. Сумма небольшая, но, думаю, управляющие компании после выплаты станут задумываться над этим. Большие суммы тут неразумны, поскольку УК не получают «прибыли», и это бремя будет ложится всё равно на собственников.
Кроме того, часто управляющие компании в платёжных документах не указывают номер банковского счёта и другие реквизиты, по которым надо оплатить услуги ЖКХ, не пишут наименования оплачиваемых коммунальных услуг, не предоставляют сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований и так далее. Это является большим нарушением прав потребителей.
В ходе проверок мы устанавливаем факты предоставления потребителям жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества: неудовлетворительное санитарное состояние лестничных клеток, затопление подвалов, несвоевременный вывоз мусора, загрязнение придомовых территорий. И таких нарушений очень много.
Ещё один пример – нарушение, которое было выявлено при внеплановой проверке ООО «УК «Уютный дом». Оно занимается обслуживанием домов в Иркутске. Мы выяснили, что «Уютный дом» не предоставляет платёжные документы, на основании которых производится ежемесячная оплата за содержание жилья и коммунальные услуги. Ведь в соответствии со статьёй 155 части 2 Жилищного кодекса платёжные документы должны предоставляться не позднее первого числа каждого месяца. Иной срок может быть установлен договором управления многоквартирным домом. Однако выяснилось, что УК не заключила даже договор управления многоквартирным домом с инициатором жалобы. За выявленные нарушения ООО «УК «Уютный дом» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей. Аналогичные нарушения допустило ЗАО «ТСЖ «Октябрьское», которое также работает в Иркутске. Им пришлось заплатить 10 тысяч рублей.
– Это незначительные штрафы. Как исправно платят их нарушители?
– Да, согласна, суммы небольшие, но и то нам приходится их «выбивать» через службу судебных приставов. Как правило, управляющие компании неохотно самостоятельно платят.
– Ведёте ли вы «чёрный список» тех компаний, которые чаще всего вызывают нарекания?
– Такой список у нас есть, но проблема в том, что озвучивать его мы не имеем права. Если мы это сделаем, они сразу обратятся в Управление антимонопольной службы, где мы, конечно же, проиграем. К тому же управляющие компании в последнее время стали все «юридически подкованными». Они содержат целые юридические отделы. Поэтому гражданину сегодня очень сложно доказать свою правоту.