Тернистая магистраль
На некоторых участках автодороги «Вилюй» качество ремонта оставляет желать лучшего
Первое выездное заседание общественного совета по развитию автодорог региона состоялось в Братске и Усть-Куте. Оно было посвящено перспективам развития федеральной магистрали «Вилюй», 700 километров которой проходит по городам и сёлам Приангарья.
С ХIХ века между городами и посёлками Иркутской области и Якутии существовал почтовый тракт, местами – труднопроходимая дорога или её подобие. Из-за отсутствия средств привести дорогу в приемлемое для проезда состояние долго не удавалось и после революции. После окончания Великой Отечественной войны трасса строилась с переменным успехом. Первая её часть – 1184 км от Мирного до Якутска – была сдана в круглогодичную эксплуатацию в октябре 2005 года. Однако скоро дорога пришла в упадок, и сейчас движение по ней возможно лишь частично.
Вернулись к реконструкции автодороги в 2008 году после её включения в перечень федеральных. Сейчас трасса проходит по Тулунскому, Братскому, Нижнеилимскому и Усть-Кутскому районам. Ввод её новых участков придаст дополнительный импульс развитию промышленности в Приангарье (особенно тех отраслей, которые связаны с добычей и переработкой природных ресурсов), будет способствовать сокращению сроков доставки грузов, повышению товарообмена между соседствующими регионами.
«Стиральная доска, а не дорога»
На выезде из Тулуна я поинтересовался у начальника управления дороги «Прибайкалье» Олега Шандрука, откуда начинаются его владения.
– Где газоны от мусора и грязи очищены, там и начинаются, – усмехнулся Олег Иванович.
Усилиями местных филиалов областной дорожной службы за последние два года от Тулуна до Братска отремонтировано 75 км магистрали, сделаны примыкания, выполнена разметка, отремонтированы тротуары. На обочинах и откосах аккуратно скошена трава. Словом, магистраль стала ухоженной и приветливой. До Братска она несла нас как на крыльях.
– Тулунский и Братский филиалы дорожной службы сработали нормально, – заметил Олег Шандрук на совещании в Братске. – Остальные – без комментариев.
Да в них, собственно, и надобности не было. По 360-километровому участку от Братска до Усть-Кута мы передвигались долго и с опаской, то и дело объёзжая бугры и ямы.
К сожалению, как отметил заместитель начальника управления дороги, директор Братского филиала Сергей Сунгатулин, средства на разработку проектов по реконструкции дороги не выделялись, поэтому объёмы проделанной работы мизерны. К примеру, по Нижнеилимскому району (168 км) с 2009 года отремонтировано 10,8 км (6% от общей протяжённости). На 2012–2016 годы запланировано провести капремонт ещё на 46,6 км. Такая же ситуация с Усть-Кутским участком, где из 227,8 км приведено в порядок всего 20. До 2016 года запланирован ремонт 276 км трассы «Вилюй», или 40,2% от её общей протяжённости.
– От Братска до Усть-Кута – стиральная доска, а не дорога, – подвёл черту Олег Шандрук. Дорожная служба, по выражению Олега Ивановича, «тяготеет к ботанике». Все обочины в полосе отвода заросли деревьями, кустарником и травой. «На исправление ситуации» Шандрук дал две недели.
– Если в год будем ремонтировать по 10–12 км, поедем по этой дороге через 35 лет, – бросил реплику руководитель общественного совета, профессор НИ ИрГТУ Сергей Шабуров. Он предложил на предстоящем совещании в Якутске поставить вопрос об увеличении выделяемых средств, чтобы можно было ремонтировать по 50–60 км в год и к 2016 году сдать 80% трассы от Братска до Усть-Кута.
– Дорожная служба не выполняет свои обязательства, – заявил мэр Усть-Кута Владимир Кривоносенко. – Впервые нам выдали деньги на ремонт дворовых территорий – «ЛенаБАМстрой» свои объёмы выполнил, а Усть-Кутский филиал дорожной службы ни рубля не освоил.
Усть-Кутский и Нижнеилимский филиалы постоянно срывают календарные графики. «Мы не принимаем у них работу, так как качество не соответствует нормам», – подчеркнул Олег Шандрук.
Мэр Усть-Кутского района Виктор Сенин больше других предъявлял претензии к филиалу Дорожной службы Иркутской области. Недоволен он и частой сменой руководителей филиала, и постоянными срывами выполнения календарного графика. Беда филиала в отсутствии материалов: карьеров для изготовления прочного щебня здесь нет, песок приходится завозить из Братска. Однако Сергей Сунгатулин считает, что ликвидировать гравийные разрывы удастся к 2016 году на всех участках дороги, кроме Верхнемарковского.
Мобильный завод
– Многие выступающие говорили о передвижных асфальтобетонных заводах. Как относитесь к этим предложениям? – спрашиваю Шандрука.
– Асфальт можно перевозить на расстояние до 100 км, иначе тёплым его не доставишь. Значит необходимы мобильные заводы. Старые установки, дающие по 100 тонн асфальта за сутки, дорожники называют «самоварами». Чтобы отказаться от них, надо ставить три новых АБЗ. Пока же работает лишь один завод, он расположен в посёлке Янталь Усть-Кутского района на базе филиала ЗАО «Новые дороги».
Эту базу члены комиссии назвали фабрикой по изготовлению материалов. Зашла сюда дорожно-строительная компания «Новые дороги» с качественной современной технологией. Члены комиссии побывали на её производственной базе, познакомились с профессионалами, посмотрели оборудование. Здесь уже собран германский ресайклер для стабилизации грунтов. Появились передвижная корейская дробилка, германский асфальтоукладчик и американские автогрейдеры. Работают погрузчики, самосвалы, экскаваторы, бульдозеры – всё новое, лучшее на сегодняшний день в дорожной отрасли. «Завод укомплектован кадрами, все специалисты – отличные мастера, – рассказал директор Усть-Кутского филиала ЗАО «Новые дороги» Виктор Скубаев. – Завод смонтировали за месяц, выпустили уже пробную партию асфальта». Фирма выиграла на аукционе ремонт 5-километрового участка между посёлками Ручей и Янталь, теперь приступает к внедрению новых технологий.
– По плану до 2016 года расписаны все объекты ремонта, будем избавляться от грунтовых разрывов, реконструировать участки, которые находятся в плохом состоянии, – говорит Олег Шандрук. – Наши предложения уже поданы в Росавтодор, на их основании будет формироваться программа каждого года.