Музыкальный мир Лидии Пухнаревич
Уже при первой встрече с Лидией Михайловной Пухнаревич нетрудно угадать, что эта пожилая, но очень красивая женщина принадлежит к творческой интеллигенции. Профессия у неё далеко не обычная, для Иркутска довольно редкая – музыковед.
Она частый гость в областном Доме народного творчества, коллеги до сих пор помнят Лидию Пухнаревич как опытного наставника и очень талантливого, интересного человека, многие годы хранившего культурные традиции Приангарья.
Вырасти как музыканту Лидии Михайловне посчастливилось в благоприятной профессиональной среде. Уже при зачислении в музыкальную школу она познакомилась с замечательным иркутским музыкантом, композитором Генрихом Ланэ, он был председателем приёмной комиссии.
– Генрих Эмильевич решил мою судьбу. Мы опоздали, конкурс в то время был уже закончен, но Ланэ настоял на моём приёме, – вспоминает Лидия Пухнаревич. – Так я сделала первый шаг в музыкальное искусство.
Однако встреча Лидии Михайловны с музыкальным миром произошла намного раньше, ещё в детстве. Её мама Софья Ивановна родилась в богатой купеческой семье и, несмотря на то что не удалось получить хорошего образования, была музыкально одарённым человеком: имела хороший слух, писала музыку и песни. И именно мама сделала всё, чтобы дочь занималась любимым делом.
– Впервые в жизни я услышала звуки рояля у состоятельных знакомых нашей семьи, меня это просто поразило. Я пришла домой, откинула клеёнку со стола, как крышку рояля, поставила книгу и стала подражать, – с улыбкой вспоминает музыковед. – Мне очень хотелось овладеть музыкой. Помню, перед войной в магазины Иркутска начали поступать музыкальные инструменты, моим первым пианино стал «Октябрь» ленинградской фабрики. Я даже не знаю, где мама тогда нашла средства на его покупку.
На пути Лидии Михайловны часто встречались замечательные люди, прекрасные музыканты, которые и взрастили в ней профессионала. После школы было Иркутское музыкальное училище, где Лидия училась на фортепианном отделении у Татьяны Бендлин, потом – композиторский факультет Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Образование Пухнаревич получила у известных педагогов профессоров Г. Летинского, Б. Левина, К. Розеншильда, В. Таранущенко, П. Козлова, М. Брук и других. Лидия Михайловна вспоминает, как много ярких музыкантов – пианистов, виолончелистов, скрипачей – удалось ей увидеть во время учёбы на московской сцене. Достаточно назвать имена Рихтера, Гилельса, Шафрана, Мравинского.
– Когда слышишь идеал, волей-неволей к нему стремишься, – считает музыковед.
Вернувшись в родной город, Лидия Михайловна преподавала в музыкальном училище, с 1963 года работала в Иркутском государственном педагогическом институте. В течение 25 лет на музыкально-педагогическом факультете этого вуза она готовила студентов к работе учителя. Теперь ученики Лидии Пухнаревич – заслуженные учителя России, отличники просвещения, заслуженные работники культуры РФ.
Помимо педагогической работы, в жизни Лидии Михайловны Пухнаревич было одно «яркое увлечение» – так она окрестила своё участие в художественной самодеятельности, к которой пристрастилась ещё со студенческих лет. Впоследствии именно это увлечение во многом определило дальнейшую творческую деятельность музыковеда. Как рассказывает Лидия Михайловна, всерьёз приобщил её к этому жанру первый директор областного Дома народного творчества Георгий Лазаревич Люрис. Этот человек, отдавший служению культуре всю свою долгую жизнь, предложил ей принять участие в качестве рецензента в первом областном конкурсе на лучшую песню о родном крае. Шёл 1957 год.
– Тогда на конкурс поступило более сотни песен с мелодиями и стихами самодеятельных авторов, – вспоминает Лидия Михайловна. – Лучшие из них вошли в первый сборник самодеятельных композиторов.
Крепкая связь Лидии Пухнаревич с художественной самодеятельностью, выражавшаяся в рецензировании, консультациях, беседах с артистами после выступлений, нашла продолжение в работе Дома народного творчества. Туда Лидия Михайловна пришла в 1950-х на должность методиста самодеятельного объединения композиторов.
Работа в областном Доме народного творчества была многогранной, творческой, интересной. Она не ограничивалась только занятиями и консультациями с самодеятельными композиторами. Ей запомнились различные фестивали, конкурсы, конференции – и за каждым мероприятием стояли сотни талантливых людей, множество интересных знакомств и дружеских встреч.
С особым интересом Лидия Михайловна рассказывает о телевизионных конкурсах, которые проводились совместно с областным комитетом комсомола и Облсовпрофом. Автором телепередач была талантливая журналистка, музыкальный редактор областного телевидения Валентина Быстрова, а Лидия Пухнаревич работала в качестве председателя жюри.
– Для самодеятельных коллективов из небольших посёлков и деревень это всегда было большим событием. К конкурсу готовились почти год: в ноябре начинались смотры, в мае проводился заключительный концерт. В те годы популярность самодеятельных артистов была сравнима с известностью профессионалов, которых теперь называют звёздами, – рассказывает музыковед.
Телевизионные конкурсы были заметным событием в культурной жизни Приангарья, о них неоднократно писала «Восточно-Сибирская правда». Лидия Михайловна до сих пор бережно хранит вырезки тридцатилетней давности. Для некоторых самобытных исполнителей телеконкурсы стали стартовой площадкой. Например, для Галины Грозиной, которая в составе вокального трио из посёлка Мама выступала на одном из первых конкурсов «Сибирские родники». С годами она стала известной певицей, её голос часто звучал на областном радио. Среди талантов, открытых теми конкурсами, был и Владимир Гапоненко из села Кундуй Куйтунского района. Впоследствии он стал солистом вокального ансамбля «Славяне», его всерьёз величали «куйтунским соловьём».
В планах Лидии Михайловны – подробно описать опыт проведения телеконкурсов (всего их было семь), ведь практически ни в каких архивах информации о них не сохранилось. Кстати, пишет она замечательно, у неё лёгкий слог. В годы работы в областном Доме народного творчества Лидия Пухнаревич публиковала свои очерки о талантливых музыкантах, композиторах, других интересных творческих людях в сборнике «Народная культура Приангарья», её материалы можно найти и в област-ной периодической печати прошлых лет.
Как музыкант-профессионал Лидия Михайловна успела проявить себя ещё в одной ипостаси: в фольклорных экспедициях по Усть-Удинскому, Баяндаевскому и Жигаловскому районам она записывала песни старожилов. Впоследствии они были расшифрованы и вошли в сборники фольклорных песен «Сибирские посиделки», «Закукукала кукушечка» и «Сибирская народная песня в художественной самодеятельности». Как-то в беседе Лидия Михайловна призналась: ей жаль, что не продолжила эту деятельность. Говорит, что собранного материала хватило бы на полноценную диссертацию. Хотя, конечно, это не главное. Член Союза композиторов РФ Лидия Пухнаревич всегда жила музыкой, творчеством и живёт этим до сих пор. С 2009 года она возглавляет клуб друзей филармонии, провела за это время несколько масштабных мероприятий. Кстати, на протяжении последних лет музыковед и композитор Лидия Пухнаревич является членом отборочной комиссии по присуждению губернаторской премии в области культуры и искусства.