Из квартала в квартал
Кочуют в Ангарске «невидимые» дети
Сдвинулось с мёртвой точки решение вопроса с «невидимыми» детьми в Ангарске – выпускниками местных интернатов, не поставленными на регистрационный учёт и поэтому не имеющими права на государственное жильё («Иркутский репортёр» писал об этом 21 апреля и 5 мая в статьях «Негостеприимная «Таня» и невидимые дети» и «Сирота и бомж – лицом к лицу с государством»). В минувший четверг общественному фонду «Семьи детям» удалось свести за круглым столом ветви городской и районный власти, которые традиционно существуют в этом муниципальном образовании параллельно. Разговор если и не получился до конца конструктивным, то расставил всё по своим местам, и в результате удалось найти точки соприкосновения и взаимодействия. На встрече побывал и «Иркутский репортёр».
Проблема «невидимых» детей актуальна не только для Ангарска, но именно там она получила широкую огласку благодаря деятельности общественного фонда «Семьи детям», который совершенно самодеятельно осуществляет послеинтернатное сопровождение детей-сирот. Проблема одновременно простая и замысловатая. Детей-сирот в домах-интернатах должны поставить на регистрационный учёт, что впоследствии даёт им право на получение жилья. Многие выходцы из интернатов, как впоследствии оказывается, на таком учёте не стоят – они имеют только временную прописку в интернате, которую после выпуска из него теряют, и в прямом смысле слова оказываются на улице.
Почему администрации местных интернатов и детских домов не ставят своих воспитанников на регистрационный учёт – внятного ответа «Иркутскому репортёру» получить не удалось, так как директора интернатов настаивают, что на таком учёте состоят все их воспитанники. Практика фонда «Семьи детям» показывает обратное. Сейчас на его попечении находится более двадцати подростков, не имеющих права на жильё.
В четверг собравшиеся официальные лица высказали своё видение этой проблемы. Заместитель главы администрации города Дмитрий Чернышов признал, что «деятельность фонда трудно переоценить». По его словам, сейчас на учёте администрации Ангарска находится 663 ребёнка-сироты, и ещё 200–300 человек ставится на учёт ежегодно. Проблема в том, что финансирование на приобретение жилья для них ведётся из областного бюджета и его совершенно недостаточно – в 2011 году было выделено всего три миллиона, на нынешний год предусмотрено выделение восьми. Только 22 человека из числа детей-сирот, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию, в этом году были обеспечены жильём.
Со своей стороны заместитель мэра АМО Андрей Истомин заметил, что за последние полгода районная администрация купила 16 квартир и ещё две будут куплены на днях. Андрей Леонидович заверил, что в очереди на жильё подопечные фонда будут в списке первые. Однако оперативное решение проблем подростков оставалось больным и нерешённым вопросом.
В жизни подопечных фонда есть замкнутый круг: они не имеют постоянного места жительства, поэтому у них нет регистрации, необходимой, чтобы устроиться на работу. Но в то же время они не могут устроиться на работу, чтобы заработать денег на аренду жилья с целью хотя бы там получить временную прописку для устройства на работу. Фонд некоторое время помогал решать им эту проблему: он арендовал помещение, в котором они жили, и по договорённости с ангарским отделением министерства соцразвития, опеки и попечительства последнее выдавало справки о фактическом проживании их по этому адресу: в 20 квартале Ангарска.
Однако с мая этого года попечительский совет фонда был вынужден прервать договор аренды помещения. Не только потому, что у женщин из фонда закончились личные средства на аренду, но и потому, что в нежилом сыром помещении дети начали болеть. Подростков разобрали по домам, но тут пришла новая беда. Представитель ДУМИ Ольга Ефремова, к которой эти дети должны были идти с полным пакетом документов, в том числе справкой о фактическом проживании для постановки на учёт и в очередь на жильё, написала сразу две жалобы в прокуратуру Ангарска – на управление соцзащиты и на фонд. Предметом жалобы был то, что эти две структуры выдают незаконные справки.
На заседании круглого стола представитель министерства соцразвития Наталья Калинина уточнила, что ангарское отделение министерства всегда оказывало полное содействие фонду, в том числе и в выдаче справок о фактическом проживании. До тех пор, пока прокуратура города не признала эту практику незаконной: это было квалифицировано как превышение должностных обязанностей.
«Иркутскому репортёру» удалось поговорить с прокурором города Ангарска Дмитрием Погудиным. На вопрос, почему выдача справок о фактическом месте жительства детям-сиротам по адресу их проживания в 20-м квартале нелегитимна, он кратко ответил, что, во-первых, у управления соцзащиты нет права на выдачу этих справок; во-вторых, нельзя выдавать детям справки о проживании в неприспособленном для этого месте.
То, что эти справки нужны как раз для того, чтобы устроиться на работу и заработать денег на проживание в более приспособленном помещении, как аргумент правоохранителями не рассматривается. Дмитрий Погудин отметил, что если детям нужны подобные справки, пусть они собирают полный пакет документов, обращаются в прокуратуру и эта проблема будет решена через суд. Протесты представителей фонда, что всё то время, пока будет тянуться бюрократическая волокита в суде, детям нужно где-то жить, оставила его равнодушным. То, что дети из коррекционного интерната вряд ли могут собирать полный пакет документов годами, не тронуло власти.
– Спуститесь все с небес! Есть дети, нуждающиеся в жилье, – сформируйте список, подайте его в прокуратуру, и мы через суд поставим их на учёт. Со временем все получат квартиры. А так всё это трепалогия, – заявил прокурор на заседании круглого стола.
Тем не менее с помощью этих «незаконных» справок трёх подростков уже поставили на регистрационный учёт, трое получили комнаты и ещё двое выиграли иски в суде на получение жилья. Сейчас же остальные дети, жившие в нежилом помещении 20 квартала, раскиданы по всему Ангарскому муниципальному образованию. Пятеро живут у Виктории Борисовны из попечительского совета фонда «Семьи детям», которая сама в прошлом – воспитанница детского дома. Трое – в частном фермерском хозяйстве на улице Зверева. Двое – в сторожке строителей дачного посёлка во Вдовино. Трое – в сторожке магазина на Ясачной. Двое – на вахте охранников магазина «Атриум». Несколько человек – дома у бывшего директора дома-интерната №1. Все эти подростки поселены там на несколько дней. Уже сейчас сотрудники фонда «Семьи детям» ищут, куда бы пристроить их потом хотя бы на неделю…
В этой ситуации есть просвет. Фонду отдали заброшенное пустующее здание бывшего детского сада в 50 квартале. В апреле этого года районная Дума выделила 1 млн. 400 тыс. рублей – половину на ремонт, половину – на приобретение кроватей и мебели. В здании будет организован центр адресной помощи детям-сиротам. 30 июля пройдёт аукцион организаций, готовых провести ремонт.
– Мы предлагали: у нас же дети все выпускники ПТУ, могут провести ремонт сами, только разрешите. Нужно профессионально лишь провести электричество, остальное мы можем сделать своими силами, – рассказывает председатель общественного фонда Анна Садовская. – Нет, говорят, нельзя даже, чтобы дети у себя в доме работали. Они же дети! Так что будем ждать, когда ремонт закончится. К новому году, может, вселимся…