Июль – месяц контрастов
Сибирские земледельцы рассчитывают на достойный урожай, несмотря на капризы природы
Нынешний июнь хлеборобы провожали с тревогой и надеждой. С каждым днём усиливалась жара, в отличие от предыдущих лет тёплыми стали и ночи. Небо на этот раз не давало земледельцу передышку, как делало раньше: неделю жара терзает – неделю холод. Такие контрасты наблюдались чуть ли не до середины лета. Нынче лишь в середине первой июльской недели небеса заколебались, сперва чуть-чуть начали кропить землю, а потом пошли дожди. Поздновато, но пришла влага, а вместе с ней уверенность: урожай спасён. Хотя и не те намолоты ожидаются, на которые рассчитывали.
– Больше всего пострадали ранние посевы пшеницы, – говорит ведущий специалист регионального министерства сельского хозяйства Александр Зайцев. – Да и в целом пшеница не обещает большой урожайности. С ячменями интереснее. Они начали куститься, будет подгон, и кто знает…
Исходя из своей богатой практики, Александр Михайлович таит надежду, что при хорошей, тёплой погоде и подгон даст зерно.
Наша газета не раз сообщала про достижения хлеборобов Усольского района, прежде всего ЗАО «Большееланское» и «Железнодорожник». Они, по сути, открывали старт страды и затем первыми приступали к жатве, получая немало зерна. А что теперь ожидает их, ведь опять рано к севу приступали? По словам Зайцева положение у них не такое уж плохое. Центнеров по 20 или несколько больше всё-таки возьмут. Не рекорд, но будут с хлебом.
В прошлом году, когда в Усольском районе проходило областное соревнование пахарей, мы видели поля, которые подверглись воздействию жестокой засухи. Но ведь не остался без урожая тот же «Железнодорожник». По словам Александра Михайловича, нынче в более выгодном положении находятся те хозяйства, которые сделали ставку на пшеницу бурятской селекции. Та же Селенга засуху первой половины лета спокойно переживает, а в дальнейшем сполна реализует свой потенциал. В более сложном положении оказались нынче те земледельцы, которые отдали предпочтение сортам тулунской селекции. Напомню, в экстремальном 2010 году, когда так мало тепла отпустила нам природа, в августе многих заливало, а потом очень рано выпал первый снег, тулунские сорта выручили тех, кто крепко держался за них. Напрашивается вывод: крупным хозяйствам желательно возделывать два-три сорта, обладающие различными характеристиками.
– В конце июня мы были в нескольких шагах от большой беды, – делится руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр» Галина Фёдорова. – Шло большое размножение саранчовых, если бы не дожди, ситуация могла быть близкой к чрезвычайной.
По мере повышения температуры эти сельхозвредители значительно активизируются. В июне они хорошо чувствовали себя на травах, но как только те начали грубеть, саранча пошла на зерновые. Кое-где нанесён серьёзный ущерб. Тому способствуют два фактора. Много полей, которые сейчас не используются, зарастают сорняками, являются своего рода резервацией для саранчовых. Кому обрабатывать земли того же Баяндаевского района, если осталось лишь две сельхозорганизации, которые засевают столько, сколько засевали раньше две колхозные бригады? Кроме того, по мнению специалистов по защите растений, борьба с саранчовыми ведётся не всегда грамотно. Работники этой организации прогнозируют резкую вспышку саранчовых в следующем году. Надо полагать, что предупредительные меры будут всё-таки приняты.
Как ни странно, при значительном прогрессе в науке, в частности, культурные растения всё больше и больше нуждаются в защите от болезней и вредителей. По словам Александра Зайцева, не лучшую роль играет отказ от плуга, всё увеличивающиеся объёмы сева по стерне. Раньше плуг переворачивал пласт и хоронил таким образом насекомых, их личинки. Негативно сказывается и вынужденный отказ от прежних севооборотов, ориентация на одни зерновые или на монокультуру. В этом случае происходит накопление болезнетворной микрофлоры.