Горохово – «маленькая Швейцария»
Василий Пушкарёв – генеральный директор ОАО «Родники», которое семь лет назад образовалось на территории бывшего ЗАО «Гороховское» Иркутского района. Выше среднего роста, седеющие усы, подвижный, одетый по-рабочему. Глядя на него, никак не подумаешь, что перед тобой гендиректор. Но такова обычная внешность сельских специалистов, преданных земле и ферме. Им не до лоска.
– Когда я здесь начинал – а было это 25 лет назад, – коллеги в районе говорили: твоё Горохово, как мы сейчас выражаемся, неэффективное хозяйство. Таёжное, разбросанное, поля за много километров друг от друга расположены. А я им в ответ: «Ребята! У Горохово большой потенциал. Тут свой микроклимат. И вообще это маленькая Швейцария!» На территории одного Гороховского отделения с полсотни родников тогда было, – с увлечением рассказывает Василий Пушкарёв.
Слушаю своего собеседника и вспоминаю его старшего коллегу, заслуженного агронома РСФСР Фёдора Зуева. Ещё в конце 1960-х годов, когда его совхоз с трудом вытягивал все планы, он тоже с азартом доказывал, что гороховская земля обладает богатым потенциалом. И тогда Горохово получало высокие урожаи картофеля, славилось своими огурцами, да и хлебный колос со временем становился весомее. Немалый вклад в развитие внёс назначенный на рубеже 1960–70-х годов директором Александр Данильченко. При нём вечно отстающее хозяйство не раз становилось победителем социалистического соревнования. Оно и специализацию иную приобрело, занявшись откормом крупного рогатого скота. До двух тысяч голов поступало отсюда на мясокомбинат.
Пушкарёв в «Гороховский» пришёл в то время, когда совхоз был уже на подъёме, отсюда уходил на повышение, работал в городе по своей специальности – ветеринарным врачом. А затем решил всё-таки вернуться. Но вернулся не в совхоз «Гороховский», а на его развалины.
– Знаете, какая зарплата была у работников на первых порах, в 2005 году? – задал вопрос Василий Владимирович во время объезда территории. – 1000 рублей! Но видели бы вы, как воодушевились люди! В 2007 году нами заинтересовался Иркутский мясокомбинат, начал вкладывать средства.
ОАО «Родники» – предприятие самостоятельное, а мясокомбинат выступает инвестором, который вкладывает средства в развитие хозяйства и берёт отсюда скот. За все эти годы вложено почти 200 миллионов рублей.
«Таёжное давление»
Спускаемся с пригорка в одно из селений и видим огромный свежий забор, огораживающий со всех сторон немалую площадь. Когда увидишь перед усадьбой штабеля леса, то понимаешь, за счёт чего живёт хозяин дома. Проживают в селениях Гороховского муниципального образования и «белые лесорубы», которые имеют разрешительные документы.
На въезде в Горохово в глаза бросается несколько домов.
– Мы построили, – говорит председатель совета директоров ОАО «Родники», заместитель генерального директора мясокомбината Сергей Остроумов, показывая на один двухквартирный дом. – Каждая квартира площадью 120 квадратных метров. А вон ещё дом, провели капитальный ремонт, надворные постройки есть. Тоже для специалистов.
Жильё — одно из главных условий закрепления кадров, говорит Василий Пушкарёв.
– Кадровый состав не тот, какой был в прошлом, – вздыхает собеседник. – Знаете, какие люди здесь раньше работали? Есть у нас один механизатор, ему за 70 лет, так молодым за ним не угнаться. Как бы там ни было, а к некоторым людям приходит понимание, что предприятие поднимается, регулярно выплачивается зарплата. Кое-кто просится в хозяйство, желает на технике работать. Идём навстречу.
В «Родниках» на постоянной основе трудятся свыше 200 работников. Сейчас в хозяйстве около шести тысяч гектаров пашни. Более трети занимают зерновыми, столько же – кормовыми культурами. Посеяны донник, эспарцет, люцерна. По словам Сергея Остроумова, мясокомбинат не скупится тратить деньги на покупку высококачественных семян тех же трав. В прошлом году «Родники» взяли с каждого гектара по девять центнеров зерна. Маловато, но не надо забывать, какая засуха была в то лето. Могли бы и этого не собрать, если бы в начале лета специалисты не забили тревогу по поводу возможного нашествия саранчи. Пять химобработок провели. У себя саранчу уничтожили, а неподалёку заброшенные земли остались: у соседей многое не пашется — там и сохраняются кубышки, там и возобновляется племя вредителя.
Сибирское братство
В деревне Баруй на машинном дворе немало новой техники. Свеженькие, окрашенные в зелёное «Енисеи», зерноуборочные комбайны, поставленные в ряд тракторные тележки — их выгоднее иметь для ведения транспортных работ, нежели автомашины. Тут же новые пневматические сеялки. Разыскивая нужную технику, Василий Пушкарёв всё глубже погружался в земледельческие проблемы. Увлёкся идеей нулевой обработки почвы. Соответственно, подбирает и технику под неё. Здесь уже всерьёз говорят о новшестве. Но это всё-таки не упрощение агротехники, а наоборот, усложнение.
Предприятие делает ставку на отечественную технику, укрепляет инфраструктуру зернового хозяйства. В «Родниках» модернизировали сушилку тюменского типа. Нашли в Ангарске «чудо-печь», которая способна работать на любом бросовом топливе, и благодаря этому резко сократили затраты на ГСМ. А затем приобрели уникальный зерносушильный комплекс, с помощью которого удаётся вести сушку в мягком режиме и в то же время очень качественно очищать семена. Эти два фактора и более серьёзная работа с землёй приносят свои плоды. Поля стали более чистыми, что положительно сказывается на урожае.
Особую гордость и удовлетворение вызывает у хозяев воссоздание животноводческих помещений. В том же Баруйском отделении привлёк внимание комплекс по доращиванию молодняка.
– Мы вошли в областной инвестпроект по животноводству. Но он предусматривает субсидирование покупки только скота, техники, а вот строительство не субсидируется, – с горечью отмечает Сергей Остроумов. – А ведь каждый телятник обошёлся нам в пять миллионов рублей.
Если государство не внемлет запросам селян, то среди работников областного агропромышленного комплекса есть понимание проблем. Сказываются не только годами наработанные связи, но и сибирское братство.
– Уборочная не за горами, а у нас того нет, другого нет, финансами в данный момент не располагаем, и я обращаюсь к одной организации: «Мужики, выручайте! Сейчас денег нет, но запчасти нужны уже сегодня! Деньги появятся – расплатимся», – откровенничает Пушкарёв. – И ведь идут навстречу все: облагроснаб, фирмы «Новые технологии», «Продовольственная корпорация», небольшие частные предприятия – Юсупова, Михалкина и другие. Спасибо им. Понимаю, что им тоже средства нужны, иначе как бы они материалы и технику закупали, но входят в наше положение.
«Есть у меня мечта…»
Вернёмся к мясной проблеме. Скот, который поступает из «Родников» на мясокомбинат, переработчик реализует в основном как мясо.
– Когда я впервые повёз 32 бычка на мясокомбинат, настроение было приподнятое, – вспоминает Владимир Пушкарёв. – Но мне тогда говорили: «Чему радуешься? От вас раньше две тысячи голов к нам поступало». Так это же начало.
– В прошлом году предприятие поставило на мясокомбинат уже 762 головы, – продолжает тему Сергей Остроумов. – Средний вес каждой – 416 килограммов, высшей упитанности. Нынче только за полгода сдали свыше 470 голов, есть уверенность, что выйдем на тысячный уровень.
«Родники» закупили молодняк калмыцкой породы, отдельное стадо укомплектовали ими. У этой породы более высокий выход мяса хорошего качества. Но закупать каждый год гурты молодняка — не самое удачное решение. Пушкарёв это прекрасно сознаёт.
– Есть у меня мечта – создать ферму коров казахской белоголовой (порода мясного скота отечественной селекции) в деревне Верхний Кет, – признаётся Василий Владимирович. – Нам предлагают животных этой породы, но тут столько сложностей.
Чтобы организовать воспроизводство стада, необходимо иметь не менее 200 голов маточного поголовья, разъясняет Сергей Остроумов. По самым скромным расчётам, одна корова мясной породы стоила бы 60 тысяч рублей. Половина этой стоимости субсидируется. То есть мы закупили 200 голов, документацию оформили, и только после этого нам погашают половину из суммы в 12 миллионов рублей. Но прежде надо найти где-то эти 12 миллионов.
Между тем в связи с резким сокращением поголовья крупного рогатого скота в Приангарье и в России в целом производство говядины стало ахилессовой пятой как для животноводов, так и для переработчиков.
– Сегодня у нас содержится две тысячи голов скота, а мы, исходя из своей земельной площади, могли бы это поголовье увеличить до восьми тысяч. Но для этого надо использовать все пашни, доставшиеся нам от совхоза «Гороховский». У них раньше было 11 тысяч гектаров. Но не могу я эти дальние поля распахивать, засевать. Ведь только посеешь, а тут, допустим, дождь. Дорога стала непроезжей. И пошли тогда «МАЗы» и «КамАЗы» с лесом по всходам, по посевам. В прошлом году взялись за «чёрных лесорубов», попытались привлечь к ответственности – через две недели вспыхнула контора и сгорела дотла. Заявления в милицию, прокуратуру пока никаких результатов не дали.