Концентрированная история
История столицы Приангарья, судя по наплыву слушателей лекций «Прогулки по старому Иркутску», не на шутку захватила горожан. В один из душных июльских вечеров на стрелке 130-го квартала министра культуры и архивов Иркутской области Виталия Барышникова, который выступал гидом, окружило плотное кольцо интересующихся граждан. Тем не менее корреспонденту «Сибирского энергетика» удалось узнать, под какой из клумб в центре города находится лютеранское кладбище и почему генерал-губернатор Муравьёв не стал проезжать через Амурские ворота, построенные в честь его возвращения из долгого путешествия.
Виталий Барышников начал рассказ с истории места, где собрались слушатели лекций об истории Иркутска.
– Когда-то на месте пятиэтажного дома, который стоит на углу улиц Ленина и Тимирязева, находилась одна из застав на границе города. Здесь несла службу городская стража, отсюда начинался путь на Байкал и в Забайкалье, поэтому застава называлась Заморской. Для нас ведь и сегодня Байкал – это не просто озеро, а священное море.
За моей спиной находится замечательная, уникальная церковь Воздвижения Креста Господня. Когда-то на её месте, а здесь был глубокий загород, стоял деревянный крест, знаменующий собой начало пути за городом, и сегодня такая традиция восстановлена – на каждом выезде из Иркутска общественностью, казаками установлены поклонные кресты. Затем на этом месте появилась деревянная церковь, которая должна была стать основой женского монастыря. Но город развивался так быстро, что идею монастыря не удалось воплотить, церковь быстро оказалась в городской черте.
Когда она сгорела в большом иркутском пожаре, началось строительство каменного храма. С середины 18 века он украшает собой город. Когда-то храм имел нижние приделы, которые сегодня засыпаны для укрепления его фундамента, поскольку движение вокруг храма стало очень интенсивным, появился трамвай и вибрация транспорта даёт осадку здания. Думаю, в перспективе при реставрации нужно будет открыть эти приделы.
Город исторически рос по оси от острога, теперь правильнее будет сказать – от площади у Вечного огня, на Байкал. Дорога, сначала безымянная, позже стала Заморским трактом, потом – Байкальским и улицей Амурской. Путь разделялся на нижний, зимний Заморский, или Байкальский, тракт (когда Ангара замерзала, путники выезжали на лёд реки) и летний, когда брали чуть выше вдоль берега реки, по нынешней улице Байкальской.
Совсем рядом находилось немецкое, или лютеранское, кладбище, о котором тоже следует сказать. Начиная с времён Петра I, с 1700-х годов, в Иркутск начали прибывать состоящие на русской службе иноземцы. Для погребения тех людей, которые скончались здесь, было принято решение открыть, тогда ещё за городом, небольшое лютеранское кладбище. Оно находится под клумбой на стрелке теперешнего 130-го квартала, где установлен камень со словами о том, что здесь должен быть памятник декабристам.
На этом кладбище похоронен, например, известный не только в Иркутске, но и в России и за рубежом вице-наместник иркутского наместничества статский советник Лоренц Ланг – швед на русской службе, совершивший несколько поездок в Китай, оставивший записки о своих путешествиях. Ланг был одним из первых дипломатов, системно работавших и живших в Иркутске. Здесь же похоронены обер-комендант Иркутска Иван фон Линеман, первый военный губернатор Иркутской губернии генерал-майор Карл Львович Фрауендорф, прослуживший в этой должности почти два с половиной года. Он был первым губернатором Иркутской губернии, появившейся по указу Екатерины II. До этого Фрауендорф служил в Омской губернии командиром военных укреплений, которые защищали Россию от степных народов. Есть ещё несколько не менее значимых для Иркутска имён.
Город рос, и в начале 19 века на лютеранском кладбище перестали хоронить. В 1910 году решением городской Думы оно было окончательно закрыто, но полностью снесли его уже при советской власти, могильные плиты были разбиты. Когда задумывался проект регенерации исторического квартала, учёные и специалисты службы охраны культурного наследия сразу сказали, что застраивать стрелку нельзя. С учёными технического университета, чтобы не превращать территорию в раскопки, провели уникальный эксперимент – отсканировали этот участок методами гео-магнитной съёмки. Она подтвердила, что здесь есть подповерхностные нарушения структуры почвы. Вероятнее всего, это либо остатки склепов, либо могильные ямы. Этот сквер должен сохраниться, причём, на мой взгляд, нужно убрать с памятного камня надпись о том, что здесь будет установлен памятник декабристам. Декабристы и места в Иркутске, связанные с их именами, достаточно известны, изучены и никакого отношения к этому кварталу не имеют. Чтобы в каком-то смысле восстановить историческую справедливость, следовало бы убрать эту надпись и увековечить память о тех иркутянах, которые служили России до последнего часа и остались в иркутской земле. Надеюсь, что вместе с городской Думой и городским сообществом мы всё-таки реализуем эту идею, о которой уже много лет говорят историки.
Ещё одна важная часть исторического городского пространства, связанная с этим местом, – Амурские ворота. Единственная в мире триумфальная арка, сделанная из дерева, была поставлена в 1858 году на самой окраине города, сегодня она оказалась бы на том треугольнике проезжей части улицы 3-го Июля, разделяющем потоки транспорта, где обычно стоят сотрудники ДПС.
– Можно представить, как активно развивался Иркутск последние 150 лет, – отметил Виталий Барышников. – В губернском центре к тому времени уже существовала одна триумфальная арка – Московские ворота, ныне восстановленные. Амурские ворота появились в честь очень важного события. Их строительство связано с подписанием Айгунского мирного договора между Россией и Китаем. В 1858 году, 16 мая, с соизволения императора иркутский генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьёв, совершив несколько походов на Амур, подписал в городе Айгуне мирный договор, по которому Россия без войн или конфликтов приобретала огромную территорию – фактически всё левобережье Амура вплоть до впадения в Охотское море, правый же берег отходил Китаю.
С Поднебесной было заключено несколько договоров, в том числе и такие, по которым Россия теряла территории вдоль Амура. Были сожжены, уничтожены остроги, которые когда-то установили русские первопроходцы, крепость Албазин. Именно договором 1858 года все утраты, которые Россия понесла в силу невозможности защищать столь отдалённые территории, фактически были возвращены. Поэтому Айгунский договор – особенный, базовый документ. После этого Николай Муравьёв и получил вторую часть своей фамилии – Амурский.
В Иркутске о подписании договора узнали в июне. А в январе, за несколько месяцев до этого события, по аналогии с Русско-Американской компанией была создана Русско-Китайская, которая должна была заниматься торговлей и развитием отношений с Китаем. Эту компанию возглавлял известный иркутский купец Белоголовый, именно он, по некоторым данным, был инициатором и основным спонсором, как бы сейчас сказали, установки этих ворот. Их возвели буквально за два месяца – работы шли с середины июня до 20 августа, когда в Иркутск из долгого путешествия должен был вернуться Муравьёв-Амурский.
Однако известно, что генерал-губернатор так и не проехал через Амурские ворота. У него, как и у любого большого руководителя, были не только последователи, соратники и сторонники, но и оппоненты. Опасаясь, чтобы его не сравнили с древнеримским триумфатором, поскольку он выполнял поручение императора, Николай Николаевич Муравьёв, несмотря на огромную депутацию горожан, почётных граждан, гласных городской Думы, купечества, стоявшую около украшенной зелёными ветвями триумфальной арки, встречавшую его хлебом-солью, проплыл на лодке до сегодняшнего сквера Кирова, где зашёл в собор Богоявления помолиться об окончании трудного путешествия.
Арка же, изначально временное сооружение – предполагалось, что её разберут после возвращения Муравьёва и его экспедиции, – простояла почти 60 лет. Строение оказалось настолько символичным и интересным с точки зрения архитектуры для иркутского сообщества, что было принято решение её оставить. До сих пор, по словам Барышникова, нет точных данных о том, кто проектировал арку. По одной из версий, автором был Александр Разгильдеев, тогдашний городской архитектор, по другой – капитан корпуса военных инженеров Шац, который строил в Иркутске, в частности, тюремный замок. Амурские ворота, стоявшие на фундаменте из смеси битого кирпича, извести и бутового камня, постепенно покосились и обветшали. Поэтому к визиту цесаревича Николая, будущего императора Николая II, который следовал из Японии через всю Сибирь в 1891 году, ворота отремонтировали. Они простояли до начала 1920-х годов и были разобраны по ветхости: тогдашняя власть не стала изыскивать средства на их восстановление.
– Для Иркутска и страны в целом это был уникальный объект, – продолжил министр. – Историческое значение события, в честь которого установлена арка, до сих пор никем не опротестовано. До сих пор территории, присоединённые по Айгунскому договору, остаются российскими.
В рамках подготовки к юбилею города прорабатывалось несколько вариантов восстановления Амурских ворот. На историческом месте воссоздать их невозможно из-за того, что это вызовет транспортные проблемы. Было ещё несколько вариантов, в частности установка арки на Байкальском кольце возле плотины. Сегодня молодёжь города предлагает, например, сделать Амурские ворота в виде голографического изображения, которое могло бы зажигаться по вечерам. Я убеждён, что Амурские ворота достойны того, чтобы быть восстановленными в Иркутске. Этот памятник говорит не только о нашей благодарности людям, присоединившим огромный край, но и о роли города, где формировалась, жила и работала управленческая элита огромного края от Енисея до Аляски.