Два фестиваля на одном пляже
В Братске появилась новая традиция: в начале июля Падунский пляж становится на несколько дней и песенной, и скульптурной столицей Сибири. Прямо на берегу Братского моря параллельно проходят сразу два фестиваля: «Барды Сибири» и фестиваль песчаных скульптур.
Такое соседство на пользу обоим мероприятиям: те, кто приезжает послушать песни, могут увидеть творения самодеятельных и профессиональных скульпторов, те же, кого в самый старый район Братска заманила теле– и радиореклама песчаного фестиваля, нагулявшись по пляжу, могут присесть и отдохнуть на концерте. Яхты, бороздящие залив за спинами поющих, добавляют мероприятию «приморского» колорита. По словам организатора бардовского фестиваля Петра Дайнеко, спонсорские средства «Иркутскэнерго» помогли сделать фестиваль более представительным. При поддержке энергетиков в фестивале смогли принять участие знаменитые сибирские барды, в числе которых Олег Немировский и Владимир Татарников, а также клубы самодеятельной песни со всей области. Более того, в «Иркутскэнерго» отмечают, что намерены и дальше поддерживать бардовское движение и проведение концертов в рамках фестиваля – это только один из шагов к возрождению авторской песни в Приангарье.
Фестиваль песчаных скульптур в Братске – событие общегородское. Интерес к нему подогревается тем, что наряду с опытными резчиками – командами из Иркутска, Ангарска, Усолья, Шелехова, Красноярска – в нём участвуют ещё и 20 местных любительских команд. Семьи, компании друзей, корпоративные команды, клубы по интересам забивают в опалубку влажный карьерный песок и несколько дней подряд творят. Этот микс самовыражения, оттачивания мастерства, ностальгии по детским забавам, разочарований от обрушений и триумфа победителей – такой гремучий и пьянящий коктейль эмоций, что многие из любителей признаются, что участвовали бы в фестивале, даже если бы победителям и вовсе не давали никаких призов.
Чтобы исключить предвзятость и подсуживание «своим», любителей судят гости-профи, а не местное жюри. Впрочем, самодеятельные работы хоть и менее масштабны и трудоёмки, чем профессиональные, но интерес у публики вызывают не менее живой. Например, ребятам из местного клуба «Таёжник» несколько раз пришлось переделывать ручку двери у очень правдоподобного песчаного джипа – зрители норовили попасть внутрь.
Ещё одна находка братчан – блиц-турнир по песчаной скульптуре среди детей-инвалидов. В субботу они привезли на пляж более 30 «неорганизованных» детишек, обычная жизнь которых ограничена стенами родительских квартир. Ребятам дали помощников-мастеров; гости делились с дебютантами и своими инструментами, и своим мастерством. Работали кто с колясок, кто ползком. И хотя фигуры получились совсем маленькие и простенькие – мячик, паучок, разные зверюшки, – детям, впервые получившим возможность и увидеть работы мастеров, и сделать что-то собственными руками, этот праздник запомнится надолго.
Ажиотажная посещаемость обычно мало популярного пляжа и то, на каком подъёме прошли оба фестиваля, сподвигли Союз промышленников и предпринимателей Братска не только вручить дополнительные, изначально не предусмотренные премии авторам популярных работ, оставшимся без призовых мест, но и пообещать в следующем году провести фестиваль на новом уровне. Председатель СПП города Дмитрий Ступин намерен «превратить Братск в песчаную столицу Сибири», расширив географию участников шоу, оплатив их приезд на соревнования и обеспечив круглосуточную охрану скульптур.
Организаторы – творческая группа «Счастье своими руками» – художников в темах не ограничивала. Вот «Жёлтая подводная лодка» (работа ангарчанина Сергея Зиннера) с потртретами всех четырёх музыкантов группы «Beatles». Субмарина заплыла в Братское море по случаю юбилея: 6 июля битломаны отметили 55-летие со дня рождения легендарной ливерпульской четвёрки. Круглые очки на лице Джона Леннона стали «образом-вампиром» – после их появления зрители перестали обсуждать, похожи ли песчаные битлы на своих прообразов: всех интересовало только то, как удалось сделать оправу из песка.
«Манящие уловки сирен» – ювелирного качества композиция ангарчанок Ксении Иксановой и Юлии Ереминой, рассчитанная на круговой обзор. Тельминец Иван Зуев повторил в песке известную работу Микеланджело «Пьета» («Оплакивание Христа»). Песок – не мрамор: колено лежащего на руках матери Христа несколько раз обваливалось, и скульптору, наречённому коллегами «Мик-Иван-джело» приходилось восстанавливать эту часть скульптуры снова и снова.