издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деньги за ветер

Открытая платная парковка отгородила Иркутск от цивилизованного сообщества

  • Автор: Ангелина САЛОМАТОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Заработать на городское развитие администрация областного центра решила весьма оригинальным способом: за счёт студентов и преподавателей, устроив платную парковку напротив НИ ИрГТУ. В цивилизованном обществе, отмечают специалисты, въезд на стоянки рядом с вузами всегда был свободным, однако в Иркутске за услуги муниципальной парковки выставили такой ценник, что даже у вполне обеспеченных людей глаза полезли на лоб: в среднем для преподавателя услуга на полный рабочий день обойдётся в 160 рублей. Эксперты предполагают, что стоянка будет по карману лишь представителям «золотого» студенчества на машинах стоимостью выше миллиона рублей, а большинство мест на ней будут пустовать.

Первый блин

Жителей Студгородка поразило не только то, что парковка в одночасье стала платной. Когда-то их убедили в необходимости вырубки целого бульвара деревьев, для того чтобы появилась общедоступная стоянка. И вот – ни деревьев, ни парковки. Кусочек, оставленный бесплатным, не имеет ни выходов, ни выездов в направлении центра.

Контроль за некогда бесплатной парковкой на 300 мест взяло на себя муниципальное унитарное предприятие «АГОРА», что расшифровывается как «Агентство городского развития». По итогам торгов землю под стоянку, принадлежащую городу, оно получило в аренду. Представитель предприятия, ссылаясь на недоступность документов, отказалась назвать сумму контракта, однако сообщила, что срок аренды по заключённому договору составил пять лет. По словам председателя комитета по градостроительной политике Евгения Девочкина, решение о выставлении земли на торги принял комитет по управлению муниципальным имуществом администрации. Однако ранее идею создания сети парковок в одном из интервью озвучивал мэр города Виктор Кондрашов. 

Тогда он не уточнял, что места на них будут платными. По действующему сегодня тарифу, изменившемуся после волны возмущения иркутян (мэр в социальных сетях назвал её «массовой истерией»), стоимость парковки для студентов с 8 до 20 часов составляет 50 рублей в день, для всех остальных – 20 рублей в час. Разовый ночной абонемент (до сих пор неясно, как охраняется место) стоит 150 рублей. В первые дни работы цена была одинаковой для всех в любое время и за въезд даже на час приходилось выкладывать полторы сотни. Сейчас, по прошествии недели, в Агентстве городского развития отрицают этот факт, но квитанции, выданные предприятием и сохранённые клиентами, говорят сами за себя. 

В целом с ценами на парковке творится неразбериха, в которой до сих пор путаются и в самом АГОРА, и в городской администрации. Судя по различным сообщениям Виктора Кондрашова, стоимость часа то составляла 10 рублей, то вообще отменялась на время. Но, по свидетельствам преподавателей НИ ИрГТУ, въезд был платным всю прошедшую неделю. Как рассказала «ВСП» помощник руководителя МУП «АГОРА» Ева Межина, в данный момент его директор находится в отъезде, поэтому никаких официальных заявлений они не делают: «Нас тоже не устраивает ажиотаж вокруг открытия парковки, поэтому по приезде руководителя мы сформируем позицию и изложим её в специальном пресс-релизе, чтобы наша деятельность стала более прозрачной для населения». 

Ева Межина также предположила, что отрицательный резонанс вокруг новости о введении платы за парковку стал следствием распространения в СМИ некорректных данных. «Возможно, в будущем тариф будет пересмотрен, но, скорее всего, цены останутся такими, как сейчас», – добавила Межина. По её словам, говорить о развитии обещанной мэром сети муниципальных парковок пока рано, так как неизвестно, будет ли под них выделена земля на подходящих территориях. «Но в дальнейшем мы планируем сделать в городе ряд цивилизованных парковок с хорошим ограждением, видеонаблюдением, охраной», – сообщила помощник руководителя. 

Непрозрачная компания 

Помимо внезапно установленных поборов за въезд на парковку, иркутян обескуражило отсутствие какой-либо внятной информации о МУП «АГОРА». Она и по сей день, после многочисленных обращений журналистов в пресс-службу, отсутствует на официальном сайте городской администрации. Несмотря на то что исчерпывающих данных нет, об агентстве всё-таки оказалось известно немало. Впервые в одном из публичных заявлений о его появлении сообщил Виктор Кондрашов. «Мы создали агентство городского развития как инструмент реализации частно-государственного партнёрства. Цель — реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие Иркутска. Сейчас идёт работа над проектами создания сети муниципальных парковок, парка развлечений на островах Юность и Конный», – сказал мэр 13 июня во время «горячей линии» с читателями «Комсомольской правды». 

В частности, из выступления стало понятно, что «отвечать за инвестиционную составляющую будет Агентство городского развития». 

Судя по ценам на парковочное место, простор для инвестирования у предприятия действительно будет, однако лишённая конкретики позиция городской администрации настораживает иркутян, не уверенных в том, что собранные средства пойдут «на развитие». Пикантность ситуации придаёт и личность директора МУП «АГОРА» Дмитрия Лебедева, с 2006 по 2009 год руководившего областным Центром по сохранению историко-культурного наследия. 

Находясь под управлением Дмитрия Лебедева, учреждение оказалось замешанным в скандале с нарушением бюджетного законодательства на миллионы рублей, а сам директор назначал себе лишние отпускные на сумму более сотни тысяч рублей.  

В «новейшей истории» Дмитрий Лебедев успел засветиться в СМИ исключительно с положительной стороны, став героем пресс-релиза о единственном мероприятии, проведённом МУП «АГОРА». В начале июня агентство организовало акцию «Красивым улицам – красивые дома», при помощи волонтёров покрасив старинную деревянную постройку. На этом открытая информация о работе предприятия оказалась исчерпанной. 

«Хотим сотрудничества» 

Бороться с ситуацией в ИрГТУ могут лишь при помощи общественного мнения: городская администрация, распорядившись муниципальным имуществом, действовала в рамках полномочий и законов не нарушила. Поэтому смысла обращаться в правоохранительные органы нет, говорят в политехе. 

«Иркутский государственный технический университет является одним из крупнейших вузов России, в котором обучаются около 25 тысяч студентов и работают почти четыре тысячи человек. И наверное, принятие решения об организации платной автостоянки вблизи вуза администрация города должна была открыто довести до коллектива университета, проинформировать население, ведь парковкой пользуются не только политеховцы. А сейчас мы поставлены перед фактом: шлагбаумы с двух сторон и сторожевая будка», – рассказывает председатель профсоюзной организации НИ ИрГТУ Виталий Пешков. 

Сегодня вуз ещё не успел в полной мере ощутить волну недовольства клиентов парковки, однако уже сейчас с деловыми партнёрами, приезжающими на кафедры, приходится объясняться и говорить, что введение платы – инициатива города, а не вуза.

 «Я боюсь представить, что начнётся с 28 августа, когда люди станут выходить на работу, учёбу после отпуска и каникул, – говорит Виталий Пешков. – Ведь уже сейчас дверь в профком не закрывается, автовладельцы возмущены неожиданным появлением платной парковки». 

В МУП «АГОРА» комментируют, что обращений от руководства вуза к ним не поступало, соответственно, пока они не собираются решать с НИ ИрГТУ никаких вопросов. Однако с учётом того, что подавляющее большинство потенциальных клиентов парковки – студенты и преподаватели, в вузе такую ситуацию считают «странной». «Студенты – это не та категория граждан, с которой нужно взимать плату за парковку. Ведь все понимают, что теперь свои машины они будут парковать вдоль улицы Лермонтова, заставят автотранспортом дорожную часть, прилегающую к автобусной остановке и пешеходному переходу, что неминуемо приведёт к осложнению дорожно-транспортной ситуации в Свердловском округе, – отмечает проректор ИрГТУ Андрей Комаров. – Разве население города выиграет от этого?» 

Видимо, для самих чиновников городской администрации такая плата за парковку слишком высока. Только этим можно объяснить, что на месте бывшего «Дома на ногах» рядом с мэрией появился имиджевый объект – парк для скейтбордистов и велосипедистов, с которых плату за пользование территорией никто не берёт. Напомним, ранее, когда о сносе долгостроя только начали говорить, Виктор Кондрашов заявил, что на площадке оборудуют современную парковку. Однако позже планы администрации резко изменились. 

Сейчас в НИ ИрГТУ надеются, что ситуация вернётся в нормальное русло. Как вариант решения проблемы в вузе предлагают поменять местами платную и оставшуюся бесплатной части парковки. Однако очевидно, что на неудобную и расположенную слишком далеко от пешеходного перехода часть стоянки МУП «АГОРА» вряд ли станет распространять свои коммерческие планы.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры