«Скажите, эта моль – она федеральная или городская?»
Горностаевый вредитель поставил власти перед вопросом разграничения земель и полномочий
С 2013 года заниматься обработкой деревьев от горностаевой моли и других вредителей в Иркутске станет специально созданное учреждение. Оно будет проводить эту работу не на основе аукциона, как сейчас, а по заданию администрации столицы Приангарья. Об этом в четверг на заседании Думы сообщил мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Учреждению передадут и ряд других функций, касающихся жизнедеятельности областного центра. Между тем властям предстоит решить ещё одну задачу, с которой они столкнулись в этом году: проведение обработки от моли на федеральных землях, например в Академгородке, за муниципальные деньги было нарушением Бюджетного кодекса.
Шок, связанный с нашествием горностаевой моли, иркутяне уже пережили. Как рассказал депутатам начальник управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска Владимир Чубук, вредитель был завезён в областной центр в 2008 году железнодорожным транспортом. Первое масштабное распространение моли было зафиксировано в 2011 году, больше всего от неё пострадал Ленинский район Иркутска. В 2012-м моль «перекинулась» на другие районы и помимо яблонь её начали интересовать черёмуха и клёны.
Муниципальный контракт на обработку деревьев от вредителей выиграла коммерческая фирма, которая снизила его сумму с 1 млн. рублей до 225 тысяч. Как прокомментировал Владимир Чубук, таким образом подрядчик планировал «войти в рынок»: компания приобрела по оптовой цене химикаты, а сработать планировала «в ноль». В итоге по результатам мониторинга эффективность обработки (ей подлежало порядка 30 тыс. деревьев) составила от 30 до 70%. Подрядчику было поручено провести обработку повторно, кроме того, к этой деятельности были привлечены дополнительные силы, в итоге эффективность работ была увеличена до 80%.
Владимир Чубук отметил, что моль не вызывает гибели деревьев, яблони уже начали восстанавливаться: на многих появились листья. В то же время в городе были замечены несознательные граждане, которые решили бороться с молью своими силами, «взяв бензопилу». Они, по словам начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска, будут наказаны.
Дискуссия вокруг нашествия горностаевой моли не утихала долго. «Налицо то, что были ошибки как в стратегии, так и в выборе подрядчика», – уверен депутат Думы Иркутска Владислав Свердлов. «Вы говорите: листья появятся. А плоды?» – поинтересовался у начальника управления председатель Думы Иркутска Андрей Лабыгин.
История о том, как депутату от Академгородка Юрию Гришину в ответ на его обращение сказали, что моль ест деревья, расположенные на федеральной земле, уже успела стать притчей во языцех. «Скажите, эта моль – она федеральная или городская? Какая у неё вообще прописка?» – недоумевал депутат. В свою очередь юристы администрации отметили, что обработка деревьев, расположенных на федеральных землях Академгородка, за счёт муниципального бюджета могла быть расценена как нецелевое использование средств.
Этот вопрос, по мнению депутатов, требует решения. «Можно было бы обработать и вообще эту тему закрыть. Ведь от необработанных деревьев в итоге может вновь пострадать весь город», – считает председатель Думы Иркутска. Депутат Жанна Есева предложила внести на случай подобных «чрезвычайных» ситуаций поправки в Устав Иркутска. В свою очередь мэр Иркутска Виктор Кондрашов видит решение проблемы в передаче на баланс города зелёных насаждений, расположенных на федеральных землях.
Кроме того, глава областного центра сообщил, что с 2013 года заниматься обработкой деревьев от вредителей, включая горностаевую моль, станет специально созданное учреждение, делать это оно будет по заданию администрации Иркутска. Учреждению будут переданы и другие функции, касающиеся жизнедеятельности областного центра, например озеленение. «Такой подход позволит нам не пользоваться услугами фирм-однодневок», – сказал мэр Иркутска. Ведь победителем аукциона признаётся тот, кто предложил наименьшую сумму контракта. Насколько эффективным окажется такой подход, иркутянам станет ясно летом следующего года.