Очаг деревянного зодчества
Муниципальное ОАО «Агентство развития памятников Иркутска», организованное в начале этого года, намерено уже к его концу выйти на небольшую прибыль и уплатить в бюджет города дивиденды в размере 100 тыс. рублей. Об этом заявила генеральный директор АРПИ Ирина Кравец на депутатских слушаниях в Думе Иркутска в среду. Представляя депутатам отчёт о работе агентства, она рассказала о планах к концу 2014 года восстановить 42 муниципальных памятника деревянного зодчества.
Муниципальное ОАО «Агентство развития памятников Иркутска», организованное в начале этого года, намерено уже к его концу выйти на небольшую прибыль и уплатить в бюджет города дивиденды в размере 100 тыс. рублей. Об этом заявила генеральный директор АРПИ Ирина Кравец на депутатских слушаниях в Думе Иркутска в среду. Представляя депутатам отчёт о работе агентства, она рассказала о планах к концу 2014 года восстановить 42 муниципальных памятника деревянного зодчества.
До конца этого года Агентство развития памятников Иркутска намерено провести конкурсы и найти новых хозяев 20–30 объектам деревянного зодчества, получить проектную документацию по 10 объектам, а в 2013 году по большинству зданий должны быть начаты строительные работы. «К 31 декабря 2014 года результатом деятельности АРПИ будет восстановление 42 памятников», – заявила на депутатских слушаниях в среду генеральный директор агентства Ирина Кравец.
Организация, учреждённая городской администрацией с целью сохранения исторического наследия областного центра и поиска инвесторов для восстановления зданий, начала работу с января этого года. На данный момент агентству передано 7 из 42 муниципальных памятников деревянного зодчества. На заседании городской Думы в четверг депутаты приняли решение о передаче ещё одиннадцати зданий рыночной стоимостью около 63,7 млн. рублей в уставный капитал компании. Все они были признаны ветхими и аварийными и расселены ещё в 2009-2010 годах, отметила Ирина Кравец. Поскольку затраты на их реставрацию оцениваются цифрой с девятью нулями, объекты были законсервированы, забиты профлистом до лучших времён. Но сохранить уникальные памятники это не помогло: по словам главы агентства, люди без определённого места жительства всё равно в них забираются и разводят костры.
К настоящему времени из 42 объектов уничтожено уже 8. «Использовавшийся ранее механизм торгов не привёл к хорошим результатам, – добавила Кравец. – Например, собственники домов на пересечении улиц Дзержинского и Карла Либкнехта или Карла Либкнехта, 31, получив их два-три года назад с обязательствами по реставрации, начали здания ещё более активно разрушать». Чтобы спасти оставшиеся памятники, было решено привлечь частный капитал и изменить схему работы: право собственности инвестор получает только после проведения реставрации или восстановления здания. По расчётам АРПИ, инвестиционный цикл реставрации должен составить около двух лет.
К настоящему моменту проведены конкурсы по трём памятникам, определены два инвестора – для зданий по ул. Декабрьских событий, 17, и Лапина, 45. «По первому объекту разработан проект реставрации и уже начаты противоаварийные работы, – сообщила Ирина Кравец. – По Лапина, 45, проводятся археологические исследования, поскольку объект находится в зоне некрополя». Конкурс по зданию, расположенному на ул. Фурье, 5а, не состоялся из-за отсутствия заявок. В понедельник, 9 июля, будут подведены итоги торгов по дому на ул. Сурикова, 9.
Докладывая о результатах работы АРПИ, генеральный директор агентства напомнила депутатам, что Иркутск входит в большую тройку «деревянных столиц» России, а иркутское деревянное зодчество внесено в предварительный список культурного наследия ЮНЕСКО. В областном центре более 1100 объектов культурного наследия, из них более 700 – деревянные, большей частью жилые.
Впрочем, выслушав довольно вдохновенный пассаж Ирины Кравец о том, что сохранение деревянной застройки – исторический шанс Иркутска и его шарм, депутат Александр Ханхалаев выразил сомнение, а нужно ли городу столько памятников. «1100 объектов – это хорошо или плохо для города, для АРПИ? – поинтересовался он. – Может, лучше 300 объектов, как в Томске? Я там был восемь лет назад, и, на мой взгляд, там намного эффективнее». По мнению депутата, среди памятников есть такие, которые «не стоят того, чтобы называться памятниками» и «не представляют особого интереса». Ирина Кравец не согласилась и напомнила, что туристов привлекают не новостройки, а деревянные кварталы, чудом сохранившиеся в таком объёме, которого нет ни у Вологды, ни у Томска. Это хоть и сложная задача для властей, но уникальная черта города, который пока ещё имеет шанс стать главной российской столицей деревянного зодчества.
«Конечно, 130-й квартал – это замечательно, но у нас что, тысяча 130-х кварталов будет, я не могу понять?» – вступил в дискуссию Владимир Рожков и адресовал Ирине Кравец вопрос об экономической эффективности работы агентства. Глава АРПИ сообщила, что агентство не планирует тратить бюджетные средства, согласно существующей стратегии АРПИ готово выйти на небольшую прибыль уже в 2012 году и уплатить в бюджет города дивиденды в размере 100 тыс. рублей.
Вопрос председателя Думы Андрея Лабыгина касался использования муниципального имущества, переданного в АРПИ, поскольку акционерное общество, в отличие от муниципалитета, имеет право продавать имущество без конкурса. «Действительно, по закону есть такая возможность, но я не готова брать на себя такую ответственность за муниципальное имущество. Советом директоров утверждено положение о проведении конкурсов, поэтому объекты будут реализовываться только по конкурсной процедуре», – заверила Ирина Кравец. По просьбе Андрея Лабыгина она пообещала уведомлять Думу о любых попытках продать культурное наследие без конкурса.