издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На пожарный случай

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Пожароопасная ситуация в Иркутской области выдалась на удивление спокойной. Соседние регионы задыхаются в дыму, не могут справиться с огнём в лесах, в то время как в Приангарье большинство пожаров удаётся локализовать и потушить в течение суток. В этом году на стороне пожарных оказалась даже погода.

Спутник тоже ошибается

В Иркутской области с начала пожароопасного периода зарегистрировано 794 пожара. Цифра кажется большой, однако по сравнению с прошлым годом становится понятно, что в Приангарье «красный петух» не свирепствует. В 2011 году на эту же дату было уже 1375 возгораний.  На середину недели в регионе действовали всего пять пожаров площадью меньше 45 га. 

В Агентстве лесного хозяйства по Иркутской области пояснили: в этом году усилили авиамониторинг, увеличили количество пожарных, выросла оперативность реагирования, да и погода пока радует. «В этом году оперативность тушения очень высокая. Пожар только обнаружили – сразу группа вылетает на место. У нас по России у одних из первых появился Региональный лесопожарный центр. В него входят авиационная база, пожарохимические станции. В этот же центр приходят все данные со спутника, которые обновляются 12 раз в сутки. Для сравнения: в МЧС обновление всего четыре раза в сутки», – рассказали в агентстве.

Впрочем, признают специалисты, на спутник полностью полагаться не стоит. Он пролетает над областью под определённым углом и фиксирует все блики. Порой спутниковый мониторинг показывает, что пожар действует на месте озера. Чтобы исключить возможность ошибок, следят за пожарами старым проверенным способом: облетают территорию на самолёте АН-2, том самом легендарном всепроходимом «кукурузнике». Собранную информацию передают в диспетчерскую службу.  Затем группа десантников во главе с инструктором, который определит тактику тушения,  направляется на место. Если нужен особый подход, запускают элиту – парашютистов. 

Традиционно сложная ситуация с пожарами в северных районах. Поэтому свои авиабазы есть  почти у каждой территории. Если обнаружен очаг возгорания, группа пожарных успевает оказаться на месте до того, как стихия становится неуправляемой. 

Дефицит техники

Александр Гурский признался, что порой в лесу приходится находиться до 40 дней

На Иркутской базе авиационной охраны лесов в среду было удивительно пусто и тихо. Все парашютисты и десантники на пожарах. «Одна группа должна скоро уже вернуться с пожара в Черемховском районе. Как долго у них получится отдохнуть, не знаю. Может, только успеют продукты взять и на новое возгорание отправятся. В нашей работе медлить нельзя», – рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика» начальник лётно-производственной службы Иркутской авиабазы Игорь Астафьев.

Однако не всегда получается  действовать быстро. Иркутская авиабаза не имеет своих самолётов и вертолётов. Воздушные суда приходится нанимать, средства на это выделяются из федерального бюджета. Но денег хватает на аренду только двенадцати самолётов АН-2 и шести вертолётов МИ-8. «На все районы области судов не хватает. Поэтому мониторинг получается не таким, как хотелось бы. А ведь пока человеческий глаз не посмотрит, на пожар вылетать группе нельзя. Может, там нужна работа парашютистов, а может, десантников или даже и тех и других. Порой спутник замечает возгорание поздно, а лётчик-наблюдатель сумел бы зафиксировать его вовремя», – признал Игорь Астафьев. Так произошло недавно в Жигаловском районе. Тогда космическое наблюдение заметило пожар уже набравшим силу.  В последнее время, отмечает начальник лётно-производственной службы, удаётся справляться с огнём в среднем за сутки-двое, но бывают и исключения. «В Жигаловском районе почти неделю тушили пожар. Место очень труднодоступное, тракторы и другую тяжёлую технику возможности доставить не было, да и нет такой техники в наличии у администрации. Поэтому минерализованные полосы приходилось вскапывать вручную. Это очень тормозило работу», – рассказал инструктор парашютно-десантной пожарной службы Александр Сорокин.

Сотрудники авиабазы признают, что воздушных судов меньше необходимого количества в два раза. Порой лётчикам-наблюдателям приходится осматривать сразу несколько районов. Оставлять лес без присмотра нельзя. Хотя весна в этом году в Приангарье выдалась затяжной и пожароопасный период отодвинулся на несколько недель, любое промедление с небольшим возгоранием может превратиться в трагедию и огонь «наверстает упущенное».

«Просто делаем своё дело»

Самая сложная ситуация на сегодняшний день на границе области. Огонь наступает из Красноярского края. «В соседнем регионе менее благоприятные погодные условия. Там не было такой дождливой весны, нам же природа помогла. Приходится постоянно контролировать границы. «Красный петух» часто к нам подходит, но мы успеваем реагировать», – отметил Игорь Астафьев. 

Сотрудники Иркутской базы авиационной охраны лесов считаются одними из лучших в стране. В 2010 году, когда горела почти вся центральная часть России, именно иркутских десантников звали на помощь. «В центральной части пожары другие. И подход к тушению другой. Но в 2010 году нам приходилось учить, как справляться с тяжёлыми ситуациями. Местные пожарные даже не знали некоторых тактик. Например, встречный пал. У нас тайга, густой лес, нет ни дорог, ни техники. Мы готовы к трудностям», – рассказал инструктор десантной группы Александр Гурский. 

Техника тушения играет решающую роль. Инструкторами групп становятся самые опытные специалисты, которые дополнительно проходят курсы по психологии и руководству. Неправильно выбранная тактика, несогласованное действие в борьбе со стихией может привести к трагедии. Так получилось в начале июня в Туве, тогда погибли девять десантников.

Порой лесным десантникам приходится находиться в лесу до 40 дней. В этом году на авиабазу принимали новых сотрудников. Отбор был строжайший. Важна не только физическая, но и моральная подготовка. «Бывает, что человек съездит на один пожар и больше не может. Не его это. Но в этот раз у молодых глаза горят, они хотят выезжать на пожары, сражаться с ними. Родные привыкают со временем к нашей работе», – признался Александр Гурский.

«Мы не расслабляемся. Впереди ещё самый жаркий период. Сейчас 98 процентов пожаров по южным территориям удаётся тушить в день обнаружения. В северных районах в среднем  чуть больше суток уходит на борьбу. Угрозы населённым пунктам нет, огонь не подходит ближе чем на пять километров. Нам бы ещё новых специалистов и новой техники», – отметил руководитель Регионального лесопожарного центра Иркутской области Роман Герасимов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры