ЛЭП на вес золота
Высоковольтную линию, призванную объединить энергосистемы Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, будет строить ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания». Это подразумевает шестисторонний меморандум, подписанный во время XVI Петербургского международного экономического форума. Помимо того что ЛЭП обеспечит связь двух энергосистем, ввод её в строй, запланированный на 2016 год, позволит решить проблему энергодефицита в Бодайбинском районе и обеспечить золотопромышленников электроэнергией, необходимой для разработки перспективных месторождений.
Бодайбинский энергорайон, помимо одноимённого административного района Иркутской области включающий в себя ещё и Мамско-Чуйский, в октябре прошлого года был внесён в список регионов с высокими рисками нарушения энергоснабжения. Проблема в том, что электроэнергия для потребителей, находящихся на его территории, поставляется только от двух крупных энергоисточников. Первый – «местная» Мамаканская ГЭС установленной мощностью 86 МВт, которая принадлежит ЗАО «Витимэнерго», чьим единственным акционером является ЗАО «Ленская золоторудная компания» – «дочка» ЗАО «Полюс», входящего в состав ОАО «Полюс Золото». Второй – Иркутская энергосистема. При всём том действующие электрические сети «Витимэнерго» – ЛЭП напряжением
110 кВ и ниже – уже не в состоянии покрыть растущие электрические нагрузки как от собственных электростанций, так и за счёт увеличения перетока мощности из областной энергосистемы.
Бодайбинский дефицит, якутский профицит
«Район является энергодефицитным, при этом перспективная потребность одних только предприятий «Полюс Золота» составляет 50 мегаватт», – отметил в разговоре с корреспондентом «Сибирского энергетика» директор по капитальному строительству ОАО «Иркутская электросетевая компания» Николай Любочкин. По оценкам экспертов, максимум нагрузки на этой территории может вырасти с 73,2 МВт в 2012 году до 166,4 МВт в 2017-м, а годовой объём электропотребления за это же время увеличится с 490,4 млн. кВт-ч до 1,238 млрд. кВт-ч соответственно. Согласно схеме и программе развития электрических сетей Иркутской области на 2013–2017 годы, потребности одного только запущенного в конце 2011 года горно-обогатительного комбината на Вернинском месторождении, когда он выйдет на полную мощность, составят до 32 МВт, ещё до 20 МВт мощности понадобится к 2014-2015 годам для разработки месторождения «Голец Высочайший», столько же потребуется к 2015 году для освоения месторождения «Чёртово Корыто». Эти цифры, впрочем, кажутся незначительными в сравнении с потребностями Сухого Лога: если будет принято решение о разработке крупнейшего в России месторождения золотосодержащих руд, необходимо будет изыскать до 180 МВт дополнительных мощностей.
В качестве одного из решений несколько лет назад было предложено построить ЛЭП со стороны Пеледуя, которые позволили бы заодно объединить изолированную Якутскую энергосистему с Иркутской, соединённой с Единой энергетической системой России. По расчётам, содержащимся в технико-экономическом обосновании целесо-образности этого проекта, в связи с сокращением объёмов добычи алмазов и переводом отопления части потребителей с электричества на газ в западном энергорайоне Якутии возникает избыток генерируемой мощности, составляющий 398 МВт. Есть, впрочем, одна сложность: электростанции в этой части республики имеют сезонные ограничения по выработке электроэнергии, как, к примеру, и Мамаканская ГЭС, располагаемая мощность которой зимой падает до 12–15 МВт. Так или иначе, ещё в начале 2008 года был представлен проект объединения двух энергосистем, который разработали ОАО «Иркутск-
энерго» и ОАО АК «Якутскэнерго». Он предусматривал значительный объём сетевого строительства, в том числе ЛЭП от Пеледуя до Бодайбинского района. А в 2010 году уже ИЭСК, вышедшая из состава «Иркутскэнерго» в ходе реформы электроэнергетики, предложила включить «кольцо» из линий 220 кВ между двумя регионами в корректируемую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России до 2030 года. «Мы изначально не строили планов по его созданию, мы только разработали схему электроснабжения и обозначили себя в качестве консультанта, а не инвестора или застройщика, – подчеркнул Любочкин. – Потому что такие суммы, которые требуются (50–60 миллиардов рублей), мы просто не потянем, это под силу разве что Федеральной сетевой компании».
Поделили на шестерых
Сама ФСК, в свою очередь, 9 июня 2012 года заключила соглашение с «Полюс Золотом» о сотрудничестве в сфере развития электросетевой инфраструктуры в Иркутской области. Согласно документу, который подписали председатель правления Федеральной сетевой компании Олег Бударгин и генеральный директор золотодобывающего холдинга Герман Пихоя, «стороны намерены взаимодействовать при реализации проекта строительства линии электропередачи 220 кВ «Пеледуй – Чёртово Корыто – Сухой Лог – Мамакан» и подстанций 220 кВ «Чёртово Корыто» и «Сухой Лог». А 22 июня во время XVI Петербургского международного экономического форума последовало подписание шестистороннего меморандума о сотрудничестве при строительстве этого же объекта. В числе скрепивших его своими подписями, помимо уже упомянутых Олега Бударгина и Германа Пихоя, оказались президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Геннадий Алексеев и генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» Игорь Джурко. Как сообщает пресс-служба ДВЭУК, «согласно достигнутым договорённостям, стороны намерены осуществлять организационное, информационное и иное взаимодействие в целях проработки вопросов реализации комплексного проекта развития территории» запада Якутии и севера Приангарья вкупе со строительством двухцепной ЛЭП между двумя энергосистемами. «Линия электропередачи от посёлка Пеледуй до Мамакана позволит обеспечить надёжное энергоснабжение Бодайбинского района Иркутской области», – считает Игорь Джурко.
Строить её будет Дальневосточная энергетическая управляющая компания, которая когда-то была учреждена РАО ЕЭС России. Реализовывать проект начнут уже в нынешнем году, а введут линию в строй в 2015-м. Её общая протяжённость составит 435 км. Стоимость оценивается в 18,26 млрд. рублей.