издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Процесс перешёл в необратимый»

В список «особо важных дел», которые необходимо выполнить до момента затопления ложа Богучанской ГЭС, вошли 21 объект и мероприятие. Окончательный список был утверждён правительством Иркутской области и ОАО «РусГидро» во вторник, на него будет потрачено 2,4 млрд. рублей. «Как зеркало на 208-й отметке встало, в воду же не зайдёшь, не будешь там ковыряться. Всё остальное можно сделать после», – образно высказался первый вице-премьер правительства Владимир Пашков вчера на брифинге. В «после» попали рыборазводные заводы, берегоукрепление, реконструкция энергообъектов. Напомним, общая сумма затрат по проекту ложа водохранилища около 9 млрд. рублей. Пашков заявил, что оставшиеся 6,5 млрд. рублей – «это исключительная компетенция правительства РФ».

«Мы перешли в финальную фазу решения проблемы подготовки ложа в части реализации ряда мероприятий и строительства ряда объектов, – заявил Владимир Пашков. – Процесс перешёл в необратимый». 22 августа должно быть сдано в эксплуатацию жильё для переселенцев в иркутском посёлке Луговое, Братске и Усть-Илимске. И через месяц–полтора после этого люди заедут в новые квартиры, обещает Пашков. К этому времени должен решиться вопрос о выделении новых земельных участков, которые ранее были под хозпостройками. «К нам в работу активно включился общественный комитет Кеуля, – сообщил Пашков. – Это ещё раз подтверждает, что у нас есть полный контакт, понимание с людьми, которые будут переселяться». 

Во вторник Иркутск покинули представители рабочей группы от РУСАЛа, РусГидро и Ленгидропроекта, которые вели переговоры с правительством три дня. «Мы сняли последние вопросы, связанные с темой подготовки проектной документации по прохождению госэкспертизы, – рассказал Пашков. – Составлен жёсткий график, вышли из противоречий с Ленгидропроектом, которые были до этого». «Прибытие сюда РусГидро, а он является ключевым игроком в этом вопросе, ещё раз убедило нас в том, что зеркало водохранилища в районе Кеуля и Усть-Илимска подойдёт к этим населённым пунктам не ранее лета следующего года, а до отметки 203, минимального техуровня для выхода на проектную мощность, – осенью 2013-го, – сказал Пашков. – Сейчас РусГидро готовит протокол, мы его скорее всего согласуем. Он утвердит уточнения к графику, который был ранее, предполагавшему, что все работы должны быть завершены осенью этого года. Это даёт нам возможность все работы выполнять осенью, спокойно, без гонки, и в первом квартале следующего года завершить всё». 

«Всё» – это 21 объект и мероприятие, которые вошли в окончательный список, согласованный во вторник с РусГидро. «Это то, что необходимо выполнить до момента заполнения ложа, – пояснил Пашков. – Как зеркало в 208 стало, в воду же не зайдёшь, не будешь там ковыряться. Всё остальное можно сделать после».  «Мы согласовали с РУСАЛом и РусГидро, что двадцать одного мероприятия и объектов будет достаточно для того, чтобы соответствующий уполномоченный орган – дирекция по строительству Богучанской ГЭС, расположенная на территории Красноярского края, – осуществил приёмку и гарантировал, что эта приёмка будет выполнена и тем самым водохранилище будет подготовлено», – сообщил Пашков. На вопрос журналистов, что же в итоге не попало в список, первый вице-премьер сообщил: «На экологическую, техногенную и все другие виды безопасности заполнения и эксплуатации Богучанской ГЭС не влияют рыборазводные заводы, вопросы, связанные с берегоукреплением, реконструкцией тех или иных энергетических объектов. Типа высоковольтных линий, которые шли в Тушаме и Кеуле. Их можно потом демонтировать, они стоят на берегу, не в воде».  Федерация выделяет на 21 пункт списка 2,4 млрд. рублей, хотя по проекту, напомним, сумма составляла около 9 млрд. рублей. 

Существуют три сценария развития событий вокруг БЦБК. Первый-конкурсное производство, и «до свидания»

«Очень сильно попрошу быть корректным с формулировками – никто нам бюджет не сокращал, – предупредил  журналистов Владимир Пашков. – 9 миллиардов рублей – это те деньги, которые должны быть выделены исключительно федеральным бюджетом». Пашков заявил, что региональные власти по вопросам своей компетенции – переселению жителей и всяческих их социальных нужд – свой бюджет даже превысили, выделив более 500 млн. рублей. А вот оставшиеся от 9 млрд. рублей 6,5 млрд. на «последующие» мероприятия – это забота федерации. «6,5 миллиарда рублей – это исключительная компетенция федерации, – заявил Пашков. – Будет она финансировать берегоукрепление, посчитает необходимым восстанавливать поголовье рыбы, тогда и будут приняты соответствующие решения. Это было и остаётся компетенцией государства. Проект есть, он определил суммы и перечни работ, и они будут выполняться». 

Что касается лесосводки и лесоочистки, то определены окончательно четыре участка. «Сплошной вырубки, лесосводки и лесоочистки в проекте нет, – сообщил Пашков. – Мы можем руководствоваться исключительно теми параметрами, которые изложены в проекте. Он предусматривает только четыре участка». Первый вице-премьер заявил, что юридическая схема, которая позволяет беспрепятственно зайти на эти участки и провести работы, найдена, и сейчас будут объявлены тендеры, сводка и очистка начнётся в сентябре. «Судьба остальных участков остаётся той, что она есть на сегодняшний день. Мы их не чистим», – заявил Пашков. Он высказал уверенность, что до заполнения водохранилища всё будет сделано, «поскольку там объёмы небольшие». 

В ответ на вопрос, как правитель-ство намерено реагировать на заявление Иркутского научного центра СО РАН и экологов о недопустимости заполнения ложа в нынешнем варианте и сумме ущерба в 17 млрд. рублей, Пашков привёл «хрестоматийный пример»: по лесосводке и лесоочистке «существовало два диаметрально противоположных заключения двух академических институтов». «В данном случае я руководствуюсь только теми официальными заключениями, которые приняты правительством РФ, – пояснил первый вице-премьер. – Если бы я находился в общественной организации, «Волна» или «Сосна», то я мог бы пуститься в пространные рассуждения». 

Журналисты в ответ заметили: «Ущерб, пусть он и не 17 миллиардов рублей, есть. Как регион реагирует на этот факт?» – «Никак не реагирует, – пояснил Пашков. – Никакого ущерба на сегодняшний день Иркутской области нет. Даже отметка в 185 метров ещё не достигнута». Первый вице-премьер, однако, пообещал ущерб «оценить», вместе с ЗС «использовать те или иные законодательные схемы решения проблемы». Пока же у правительства «нет ничего на руках». «На сегодняшний день, я вам  заявляю, у нас нет официальной оценки количества древесины, расположенной на территории, затапливаемой водохранилищем», – сказал Пашков. И добавил, что документ должен быть составлен сертифицированными проектными организациями. В этом случае уже можно будет выходить на застройщика и эксплуатанта и вести переговоры. Если они не увенчаются успехом, то правительство пойдёт в суд. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры