Отодвинули от торгов
Производители Приангарья продолжают борьбу за госзаказ
Недобросовестные конкуренты-перекупщики отбирают рынок сбыта у сельхозпроизводителей Иркутской области. Сегодня предприятия региона способны в полной мере удовлетворить потребность бюджетных учреждений в молочной продукции, картофеле, яйце, мясе кур и овощах. Однако в прошлом году доля агропромышленного комплекса в общем объёме закупок продовольственных товаров областными и муниципальными учреждениями составила 39,6%. По сравнению с позапрошлым годом этот показатель снизился на 1,6%, и производители отмечают, что и по сей день их всё дальше «отодвигают от торгов».
«Парадокс получается»
От сложностей при выходе на государственный заказ страдают и крупные, и мелкие товаропроизводители Иркутской области, но проблемы у каждого свои. Если производительные «монстры» в состоянии приспособиться к ситуации, то средние предприятия рискуют вообще не попасть в торги, которые объявляют бюджетные учреждения Иркутской области. В региональном министерстве сельского хозяйства вопрос о поставке местных продовольственных товаров стоит на особом контроле. Ведомство располагает цифрами, согласно которым за последние два года участие наших производителей в аукционах постепенно снижается.
По итогам 2011 года в учреждения социальной сферы Иркутской области поставлено продовольственных товаров на 1 млрд. 902,9 млн. рублей. В частности, муниципальные учреждения закупили продовольствия на 1 млрд. 317,5 млн. рублей, доля областных потребителей оказалась скромнее и составила 585,4 млн. рублей. От почти двухмиллиардной суммы заказов местные товаропроизводители смогли поставить продукцию на 753 млн. рублей. Нужды областных учреждений наши производители удовлетворили лишь на 25%, а в муниципалитетах этот показатель достиг 46%. По сравнению с позапрошлым годом эти поставки сократились на 6% и 0,7% соответственно.
Сухие цифры скрывают реальные угрозы, которые больно бьют по крестьянам. Генеральный директор ЗАО «Савватеевское» Василий Рогов убеждён: «Есть местные производители, а есть перекупщики, попросту говоря, барыги. Чувствуется, что нас отодвигают от торгов. Китайский производитель демпингует, отдаёт картошку за 8 рублей за килограмм, а у меня её себестоимость такая. За два последних года эта тенденция наметилась очень чётко. По сути дела, мы просто вылетаем из аукционов, потому что в условиях прописывают заниженную стартовую цену. Парадокс получается: региональный бюджет нам помогает, а мы конкурсы не выигрываем. Посевную закончили, всходы хорошие, планируем в этом году нарастить объёмы производства. А как потом продать этот картофель?»
По мнению Василия Рогова, бюджетные учреждения Иркутской области должны в первую очередь закупать продукцию местных хозяйств, а из-за границ региона поставлять лишь то, что у нас не производят. Схожей позиции придерживаются и в министер-стве сельского хозяйства Иркутской области. По словам пресс-секретаря ведомства, председателя Агропромышленного союза Иркутской области Павла Соболева, повлиять на ситуацию сможет создание системы ре-гионального госзаказа: «Действующая система закупок для государственных нужд остаётся малоэффективной, а доля перекупщиков и недобросовестных конкурентов высока, из-за этого бюджетный рубль, который вкладывается в сельское хозяйство, не работает». По-хорошему, он должен вернуться в бюджет по цепочке: товаропроизводители при поддержке бюджета должны производить качественную продукцию и по приемлемым ценам отдавать её государственным учреждениям.
«Так и боремся»
Одной из проблем, от которых страдают местные производители, является отрыв реальной стоимости товара от начальной цены контракта. В министерстве сельского хозяйства подсчитали, что в 2011 году по факту закупок цена на некоторые продукты была в два раза ниже рыночной. К ним относятся картофель, который закупался по 9 рублей за килограмм при средней стоимости 18,3 рубля, и морковь, предлагаемая цена за которую составляла 12 рублей при рыночной стоимости в 27 рублей. Цена на мясо и молоко также была значительно ниже рыночной. Говядину закупали по 161 рублю за килограмм при «нормальной» цене в 236 рублей.
Данные подтверждаются и реальной практикой. В отделе государственных поставок СХОАО «Белореченское» рассказывают: «Недавно, отслеживая аукционы, мы обратили внимание на один из них. Цена на молоко – 27 рублей, хотя в рознице оно стоит 36. Для нас заключение такого контракта убыточно. Проблема в том, что, размещая аукцион, все берут среднюю цену индивидуальных предпринимателей и перекупщиков, а ценой товаропроизводителя они даже не интересуются. Чуть позже мы выяснили, что для формирования начальной цены аукциона информация была взята у предприятия, которое находится в реестре недобросовестных поставщиков. В итоге выйти на этот аукцион мы не сможем. С перекупщиками у нас идёт настоящая борьба».
По словам специалистов по госзакупкам, муниципальные и областные учреждения «буквально плачут» от низкого качества поставляемой им дешёвой продукции. Однако и они выходят из положения: на аукционы вы-ставляют минимальные объёмы и цены, которые проводят лишь для отчётности, а на поставки нормальной качественной продукции заключают прямые договора стоимостью до 100 тыс. рублей. Как отмечают в минсельхозе, работа с прямыми договорами остаётся спасением и для небольших хозяйств. По словам Павла Соболева, большая часть закупок для муниципальных нужд происходит именно через прямые договора. Во многом это возможно благодаря помощи ведомства. Минсельхоз тесно взаимодействует с «социальными» министерствами, напрямую сводя производителя и потребителя.
Занозы в спецификации
Помимо заниженных цен местных производителей от аукционов отталкивает включение в условия поставки продуктов, которых в нашем регионе не производят. Бюджетные учреждения ради экономии времени объединяют все наименования в один лот и не выставляют их на отдельные аукционы. Например, в заказ на молочные продукты, который предприятия Иркутской области готовы выполнить практически полностью, включают сыр или сгущённое молоко. В таких ситуациях крупные предприятия могут докупать эту продукцию отдельно и принимать участие в торгах, однако зачастую это становится невыгодно и от объёмной поставки приходится отказываться.
«Если я произвожу пять-шесть наименований продукции, а перекупщик предлагает 15–20 видов, то я просто «пролетаю», потому что у меня нет такой номенклатуры», – сетует Василий Рогов. «Как правило, формирование различных групп товаров в одной документации приводит к тому, что на такие аукционы выходят перекупщики», – подтверждают в отделе госпоставок СХОАО «Белореченское». Однако формально требования таких аукционов соответствуют Федеральному закону №94 «О размещении заказов на поставки товаров…», и юридически такие договора прозрачны. Это свидетельствует о том, считает Павел Соболев, что данный закон не работает на сельское хозяйство.
Головной болью производителей также является некачественное составление документации, с которой им приходится работать. «В учреждениях могут прописать характеристики молока стерилизованного, ссылаясь на молоко сгущённое. Прописывают жирность и «граммовку», путая одно с другим. В итоге победителю аукциона приходится поставлять продукцию, не прописанную в документации, а это наказуемо. Бывают случаи, когда прописывают жирность сливочного масла в 75%, а такого масла в Иркутской области просто нет», – говорят в «Белореченском».
Производители не дремлют
Как отмечают в минсельхозе Иркутской области, в этом году увеличение поставок качественной местной продукции в детские сады, школы, больницы и другие учреждения останется одной из первостепенных задач ведомства. Несмотря на сложности, в сложившейся ситуации местные производители прилагают все усилия и остаются на плаву. Товаропроизводителями региона в первом квартале этого года поставлено продуктов питания на сумму 169,4 млн. рублей, или 37,3% от общего объёма поставок против 28,6% за аналогичный период прошлого года.
Как отмечают в СХОАО «Белореченское», выручка от госзаказа за первую половину этого года составила 44,8 млн. рублей, что выше выручки аналогичного периода прошлого года. По данным минсельхоза, за 2011 год ООО «Саянский бройлер» поставило в учреждения продукцию на 25,6 млн. рублей, что в 2,6 раза выше уровня 2010 года. СХОАО «Белореченское» поставило товары на 75 млн. рублей, что составило к прошлогоднему показателю 128%, ЗАО «Железнодорожник» – 23,2 млн. рублей, увеличив объём в 4,5 раза. СПК «Окинский» практически удвоил поставки до 48,7 млн. рублей. Значительный прорыв совершило КФХ Майор И.В. Тулунского района. По сравнению с 2010 годом хозяйство нарастило объёмы поставок в 9,4 раза – до 14,6 млн. рублей.