издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нетепличные условия

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

После того, как несколько лет назад ОАО «Искра» оказалось на грани банкротства, это тепличное хозяйство стало самым известным в Иркутской области. Однако пока региональные власти решали, что сделать с одним проблемным предприятием, в похожем положении оказались и другие производители овощей в Приангарье. Главной проблемой для них по-прежнему остаются высокие тарифы на тепло- и электроэнергию, затраты на которые в среднем по году составляют больше половины в конечной стоимости продукции. Второй сложностью для тепличных хозяйств остаются непростые условия конкуренции с другими производителями. Какие выходы из ситуации видят участники рынка и почему они оказались поставлены в такие условия, выяснял наш корреспондент.

«Греют космос»

Все крупные тепличные хозяйства в Иркутской области – предприятия с историей, работают уже не один десяток лет. При этом в последние два-три года большинство из них, как будто сговорившись, оказались в одном шаге от банкротства. «Работаем на грани рентабельности», – в голос заявляют тепличники. И уточняют, что главная проблема для них – высокие тарифы на энергоносители. Наглядный пример: весной 2011 года, когда ситуация на ОАО «Искра» обострилась до предела, основной долг предприятия был перед ООО «Иркутскэнергосбыт», которому тепличное хозяйство тогда было должно 11 млн. рублей. Общий же размер долгов предприятия перед кредиторами, а также собственными сотрудниками на тот момент превышал 20 млн. рублей.

Между тем не исключено, что в ближайшее время в подобном положении окажутся другие тепличные хозяйства Приангарья. «Сейчас у нас в среднем по году затраты на электро- и теплоэнергию составляют 65% в стоимости конечной продукции», – рассказывает заместитель генерального директора расположенного под Ангарском ОАО «Тепличное» Александр Колчак. В ситуации, когда большая часть выручаемых от реализации продукции средств уходит на погашение затрат по энергоносителям, предприятие оказалось около трёх лет назад, когда производители овощей остались без льгот. «Нас приравняли к обычным потребителям», – объясняет Колчак. Одновременно с этим все последние 10 лет существенно росли энерготарифы: если в начале 2000-х годов 1 кВт-ч для промышленных потребителей стоил 3 копейки, то теперь – 2 рубля. В сопоставимых пределах за это время подорожала и теплоэнергия – с 15 до 700 рублей за 1 Гкал. «При этом себестоимость производства одного килограмма огурцов за это время выросла всего с 30 до 48 рублей – понимаете разницу?» – приводит наглядный пример собеседник «КГ».

Выход из сложившейся ситуации Александр Колчак видит только один: чтобы власти вмешались и вернули льготное тарифообразование для отрасли. В противном случае, уверен он, оставшиеся немногочисленные тепличные хозяйства области, среди которых ОАО «Искра», ангарское ОАО «Тепличное», а также братская агрофирма «Пурсей» и усть-илимская «Ангара», могут не продолжить работу.

Выходом из ситуации, по мнению председателя СХПК «Пригородный» Леонида Прокопченко, также может быть переход на более энергоэффективные технологии. «Тот принцип, который сегодня используется тепличными хозяйствами, приводит к очень большим потерям тепла, по большому счёту они занимаются тем, что греют космос», – объясняет Прокопченко. В идеале тепличникам стоит использовать принцип двойного остекления, а также другие технические возможности, которые позволяют значительно экономить на электроэнергии и тепле. «Только тогда это производство могло бы быть рентабельным», – заключает собеседник «КГ».

Ценовая кривая

Больше половины стоимости выращиваемых в теплицах овощей приходится на расходы, связанные с энергоносителями

Ещё одной проблемой для овощеводов остаются сложные условия конкуренции с другими производителями овощей в регионе. В первую очередь речь о массе небольших полулегальных компаний, которые используют дешёвую рабочую силу (в основном это выходцы из КНР и среднеазиатских республик), а в качестве источника тепла – обычные печи. В результате себестоимость их продукции оказывается значительно ниже среднерыночной. «Если у нас себестоимость килограмма огурцов составляет в среднем по году 55–57 рублей, то у них она может быть 10–15 рублей, – объясняет Александр Колчак. – Когда дело доходит до реализации нашей продукции, мы вынуждены ставить цену ниже себестоимости, иначе наш товар просто никто не будет покупать».

При этом конечный потребитель даже сейчас покупает свежие овощи по расценкам, в несколько раз превышающим оптовую стоимость. Нередко торговая надбавка в розничной сети достигает 200%. И в этом, по мнению аграриев, тоже серьёзная проблема, так как никаких механизмов по её ограничению сегодня нет. Сами производители на конечную стоимость своей продукции никак влиять не могут. «Единственный выход – реализовывать всё через свою розничную сеть, – говорит Колчак. – Но и такой возможности у нас нет». 

«В среднем за год мы производим 5 тысяч тонн овощей, и у нас всего три своих торговых точки – две в Ангарске и одна в Иркутске. Чтобы реализовывать весь объём овощей через свою розничную сеть, нам нужно открыть около 100 таких точек по области».

Основной оборот у производителей овощей, как ни странно, создают огурцы. В ОАО «Тепличное» в общем объёме выращиваемых в закрытом грунте культур на их долю приходится 80%. Далее идут помидоры, затем менее востребованные разновидности овощей – перцы, баклажаны, морковь, свёкла, лук, а также все виды зелени. Интересно, что стоимость любой их этих овощных культур постоянно меняется. В сезон, по словам аграриев, цена в течение дня, хоть и в не-значительных пределах, может меняться до трёх раз. «Это рынок», – лаконично объясняют производители. Сильно зависят цены на овощи и от времени года: если зимой все виды овощей дорожают, то летом стремительно дешевеют. Так, килограмм помидоров, цена на которые весной могла быть 150–180 рублей, сейчас стоит не больше 100–120 рублей. К концу лета, когда сезон у томатов будет в разгаре, цена может снизиться в четыре раза. Впрочем, из-за того, что ближе к осени спрос на овощи существенно возрастает, в этот период тепличные хозяйства всё же оказываются в плюсе.

Одной из наиболее рентабельных овощных культур у сельхозтоваропроизводителей традиционно остаётся картофель. Именно поэтому, пусть и в небольших объёмах, его выращивают почти все тепличники. В прошлом году, когда в европейской части России из-за засухи к осени возник дефицит картошки, в Иркутской области цены на неё на рынке выросли в несколько раз. «Цена за килограмм тогда достигала 25 рублей, тогда как обычно оптовая цена составляет около 7–10 рублей за килограмм», – рассказывает Александр Колчак. Впрочем, рентабельность производства одного килограмма картошки, по словам Леонида Прокопченко, всё равно составляет в лучшем случае 10–12%, а в среднем не больше 7%. И это при том, что для его выращивания не требуются электричество и тепло. «Однако затраты на ГСМ, удобрения, зарплату работников, которые в течение всего сезона занимаются обработкой картофельных полей, приводит к таким результатам», – объясняет он. Также немаленькие затраты связаны с созданием условий для хранения овощей, реализация которых осуществляется на протяжении всего года. 

Сталкиваются сельхозтоваропроизводители и с другими трудностями. «Прежде всего это зарплаты сотрудников, которых довольно сложно удержать на предприятии», – рассказывает  владелица тепличного хозяйства «Садовое совершенство» Ирина Мельник. За те зарплаты, какие предлагают аграрии, работать, по её словам, сегодня готовы единицы. «Местные работать не хотят, приходится нанимать узбеков», – объясняет она. Точно такая же проблема и в крупных тепличных хозяйствах области. «Средняя зарплата у нас – 9 тысяч рублей, – приводит другой пример Александр Колчак. – Сейчас на предприятии осталось всего 250 человек, остальные кадры мы потеряли».

Кроме того, особенности спроса на овощные культуры ежегодно приводят к тому, что производители, чтобы вырастить очередной урожай, нередко вынуждены брать кредиты на выращивание рассады и другие виды весенних работ. «В этом году мне пришлось оформить кредит на 900 тысяч рублей, чтобы приобрести семена, оплатить транспортные услуги, а также работу персонала», – рассказывает Ирина Мельник. Между тем проценты по кредиту, которые хозяйству приходится выплачивать, сказываются на общей рентабельности производства. Аграрии жалуются, что никаких льгот при оформлении займов они не имеют. «Оформить ссуду на хозяйство как кредит малому и среднему бизнесу сейчас очень трудно, для этого нужно собрать большой пакет документов, подготовить бизнес-план и обоснование расходования средств, в противном случае ничего не остаётся, кроме как оформить обычный потребительский кредит», – заключает Мельник.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры