Второе прощание
«Внутренне я работал над этой темой почти 30 лет», – признался художник Сергей Элоян во время презентации нового издания одной из самых известных повестей Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». В книге два десятка его иллюстраций, большую часть из которых сейчас можно увидеть в Культурном центре имени Вампилова в Иркутске. До этого вместе с книгой они были выставлены в Москве, а осенью вся экспозиция отправится в Иваново. Художник отметил, что неожиданную актуальность теме затопления ангарских земель придают события, которые сейчас происходят в зоне строительства Богучанской ГЭС. О том, как готовились иллюстрации к знаменитой повести, Сергей Элоян рассказал «Иркутскому репортёру».
Иркутский художник Сергей Элоян рисует на стене свой профиль и ставит автограф. В Культурном центре имени Александра Вампилова новая традиция – расписываться на стене. Накануне это сделал литературный критик Валентин Курбатов, до этого – декан факультета филологии и журналистики ИГУ Анатолий Собенников и ещё несколько человек. Повод расписаться у каждого свой. Для Сергея Элояна им стало открытие его персональной выставки рисунков, которыми проиллюстрировано новое издание повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Книга была презентована в Иркутске на прошлой неделе. Интересно, что это событие совпало с другой круглой датой: выпущенное к юбилею Валентина Распутина, которому 15 марта этого года исполнилось 75 лет, новое издание повести было представлено иркутской публике в Культурном центре имени Александра Вампилова. Его официальное открытие намечено на 19 августа этого года, когда драматургу также исполнилось бы 75 лет. Исполнительный директор Фонда Вампилова Галина Солуянова уверена, что в этом совпадении есть что-то символическое, так как Распутин и Вампилов «были в большой человеческой и творческой дружбе».
В новое издание повести «Прощание с Матёрой», которое подготовило издательство «Сапронов», вошли примерно два десятка иллюстраций Сергея Элояна, выполненных в акварельной технике. Художник рассказывает, что в общей сложности работа над ними заняла около четырёх месяцев. «Но внутренне я работал над этой темой много лет», – признался Элоян. И рассказал, что, когда впервые прочитал «Прощание с Матёрой» (книга была издана в 1976 году. – «Иркутский репортёр»), его очень впечатлила история о том, как затапливали ангарские земли. «В начале 1980-х годов я как раз был студентом Красноярского художественного института, – рассказывает он. – И повесть произвела настолько пронзительное впечатление, что меня неудержимо потянуло туда. Самих этих мест, естественно, я больше не мог посетить, они были под водой, но оставалась ещё гигантская прибрежная территория Ангары, которая уже тогда предназначалась под затопление будущего водохранилища Богучанской ГЭС». После этого Элоян в течение двух сезонов работал вместе с группой археологов на этой территории, откуда привёз массу зарисовок. Однако тогда его больше интересовал быт людей, проживавших на этих землях.
– И если бы мне пришлось работать над этой книгой в то время, она в первую очередь была бы посвящена именно этой внешней стороне жизни, – рассказывает он. – Там всё необычное: другие лодки, не такие как на Лене или Енисее, избы, амбары, заборы, даже мебель и предметы обихода.
Почти через четверть века, в 2009 году, Элояну удалось снова попасть в эти места, после чего, признаётся художник, он совершенно по-другому взглянул на тему затопления ангарских земель. Интересно, что эту вторую поездку организовал Геннадий Сапронов, где вместе с Сергеем Элояном были также Валентин Распутин, фотограф Анатолий Бызов и режиссёр Сергей Мирошниченко, который за время путешествия по Ангаре снял документальный фильм «Река жизни».
– Эта поездка очень сильно повлияла на меня и моё отношение к тому натурному материалу, который я видел, – рассказывает Элоян, – поэтому я отложил в сторону все свои прежние зарисовки, взял лишь очень немногие из них и сосредоточился прежде всего на человеке, на образе этих старух – последних обитателях, остающихся на острове.
Поэтому неудивительно, что большинство представленных на выставке рисунков портретные. Хотя даже там, где Элоян рисует дерево, в нём просматривается аллегорическая аналогия с судьбами отдельных людей. Всего на выставку попало 17 рисунков. Все они выполнены в акварельной технике. Более полно галерея изображений представлена в самом издании. Автор рисунков уверен: несмотря на то, что полиграфия немного меняет первоначальное качество изображения и не позволяет оценить в полной мере особенности художественной работы, именно в книге все рисунки смотрятся наиболее органично, так как находятся в прямом контакте с текстом. Художник признался, что сам «расставлял» изображения по тексту повести. Принцип, по его словам, достаточно простой: главы разделяются картинками, каждая из которых относится либо к концу предыдущей, либо к началу следующей.
Во время презентации книги Сергей Элоян признался, что «безумно сложно иллюстрировать произведение, которое все читали». Интересно, что во время подготовки повести к печати её не видел даже сам Валентин Распутин. «Это была первая работа, которую ему не показывали, так как это был подарок к его юбилею», – рассказал художник.
– И мне хотелось, чтобы люди в полной мере почувствовали, что мы потеряли и теряем до сих пор. Этот процесс продолжается и сейчас, когда земля вдруг уходит под воду вместе с могилами предков, со всем своим прошлым и будущим, которого у неё уже не может быть. Но главное – что в такие моменты происходит внутри людей, когда их души словно затапливает изнутри, – сказал Сергей Элоян.